1. Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает: • умение интонационно выделять звук в словах; • умение выделять заданный звук в потоке речи; • умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце); • владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных. 2. Умение членить слова на слоги. 3. Умение членить простые предложения на слова. 4. Умение составлять предложения из 3 - 4 слов. 5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному. 6. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему. 7. Уметь составлять рассказы о предметах (по плану предложенному взрослым). 8. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний 1. Уметь называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи. 2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых. 3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице. 4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях. 5. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе? Социально-психологическая готовность к школе • Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний) • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых). • Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание). Развитие школьно-значимых психологических функций • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами). • Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперед – назад, слева – справа). • Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг). • Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам). • Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут). • Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом (слово-картинка либо слово-ситуация)). Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка? Постарайтесь ответить себе на эти вопросы. 1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами? 2. Есть ли у ребенка друзья? 3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими? 4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки? 5. Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы? При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углубленным изучением иностранного языка и др.), руководствуйтесь, прежде всего, интересами Вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.
|