Обучение грамоте в семье
статья (подготовительная группа) по теме

Ершова Татьяна Владимировна

Многих родителей детей дошкольного возраста волнует вопрос: с чего начать обучение грамоте в семье и в каком возрасте это целесообразнее делать?

Зачастую родители приравнивают «обучение грамоте» и «обучение чтению» и начинают обучать своего ребенка грамоте, заставляя его запоминать буквы, затем слоги и слова, забывая о том, что читающий – не всегда значит грамотный. Понятие «обучение грамоте» гораздо шире, оно подразумевает развитие у ребенка ряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами. Главная задача родителей дошкольников – сформировать предпосылки к овладению грамотой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте в семье

С чего начать обучение грамоте

Многих родителей детей дошкольного возраста волнует вопрос: с чего начать обучение грамоте в семье и в каком возрасте это целесообразнее делать?

Зачастую родители приравнивают «обучение грамоте» и «обучение чтению» и начинают обучать своего ребенка грамоте, заставляя его запоминать буквы, затем слоги и слова, забывая о том, что читающий – не всегда значит грамотный. Понятие «обучение грамоте» гораздо шире, оно подразумевает развитие у ребенка ряда умений и навыков еще до знакомства с буквами и слогами. Главная задача родителей дошкольников – сформировать предпосылки к овладению грамотой, и начинать надо с фонематического восприятия, т.е. с умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а так же делать простейший звуковой анализ.

Ребенка нужно научить определять, с какого звука начинается слово, каким заканчивается; есть ли в слове данный звук и где он находится – в начале слова, середине или конце; подбирать слова, начинающиеся на заданный звук или содержащие его; различать сходные по звучанию звуки (например, з-с-ц, б-п, м- м’ и др.). Кроме того дошкольник должен уметь производить и простейший анализ слова на уровне определения в слове количества слогов, звуков и их последовательности.

Игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и умения производить простейший анализ слов, очень много. Вот примеры заданий, которые вы можете предложить своему ребенку.

Задание 1. Предложите ребенку картинки, игрушки (любые предметы) и попросите назвать первый или последний звуки. Чтобы поддержать интерес к таким занятиям, можно предлагать ребенку доставать предметы из мешочка, коробки, выбирать на ощупь, искать по вашей инструкции. Впоследствии вы можете просто называть слова и предлагать найти второй, третий, предпоследний звуки.

Задание 2. Попросите ребенка выбрать из предложенных картинок или предметов те, в названии которых есть заданный звук. Определите, где звук «спрятался» - в начале, середине или конце.

Задание 3. Вы называете слова. А ребенок хлопает в ладоши, если услышит слово с заданным звуком.

Задание 4. Предложите ребенку угадать слово. Которое вы загадали, по первому и последнему звукам. Начинать осваивать игру можно, опираясь на наглядность. Так, дав малышу задание: «угадай слово, которое начинается на (а) и заканчивается на (с)», предложите выбрать отгадку из двух-трех картинок – автобус, автомобиль, автомат.

Задание 5. Предложите ребенку игру в слова: вы называете слово, ребенок придумывает свое слово, которое начинается на последний звук вашего, вы продолжаете цепочку и т.д., например: СтоЛ – ЛампА – АисТ – ТопоР – РаК и т.д. Можно усложнить задание, называя только животных, только растения и т.п.

Задание 6. Предложите ребенку такую игру: «Я буду повторять одно и то же слово, а потом вдруг ошибусь, заменю его. Ты должен заметить и назвать слово, в котором я ошиблась».

Например:

- коса-коса-коса – КОЗА – коса-коса

- коробок-коробок-коробок-коробок – КОЛОБОК-коробок

- мишка-МИСКА – мишка-мишка-мишка

После того, как ребенок научится достаточно уверенно выделять звуки и определять их место в словах, можно знакомить его с буквами и начинать обучение чтению. Задумайтесь, как именно вы называете детям буквы. Если вы говорите «эм», «эс». «пэ», то как же ваш ребенок прочитает слог МА? Скорее всего. У него получится «ЭМА»! и он будет прав: ЭМ+А=ЭМА, а слово мама в таком случае будет читаться как ЭМА-ЭМА.

Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не ЭМ, а М, не ПЭ, а П.

Много ли раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Ответа на этот вопрос не существует: все будет зависеть от индивидуальных особенностей ребенка и частоты занятий с ним. Сначала взрослый показывает и называет буквы, потом ребенок учится находить букву по заданию взрослого, и только после этого он самостоятельно опознает и называет букву. Если форсировать этап называния буквы взрослым и поиска буквы по заданию, ребенок с трудом будет воспринимать буквы, часто ошибаться и из-за этого терять интерес к занятиям.

Безусловно, полезными для запоминания букв являются выкладывание из палочек, кубиков, мозаики, моделирование букв из пластилина, обводка, раскрашивание объемных букв, их штриховка. Оригинальный способ запоминания букв – упражнение «Тело – буква»: ребенок изображает букву всем телом. Можно загадывать такие «тело-загадки» ребенку, или он сам будет придумывать их для вас.

Для игры «найди и подчеркни» потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и подчеркивать букву, которую с ним заучиваете. В следующий раз букву можно обводить, зачеркивать, ставить над ней точку и т.д. При успешном выполнении такого задания можно предложить ребенку одновременно искать две буквы и их подчеркивать. Наиболее сложный вариант упражнения – находить одновременно две буквы и отмечать их разными знаками.

Часто родителям приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок давно выучил все буквы, а вот читать слоги никак не научится. В этот период самое главное для родителей – не навредить ребенку, не дать ему неправильный образец чтения. При чтении слога малыш не должен называть буквы по отдельности – читать слог надо плавно, «пропевая» его.

После первичного ознакомления ребенка со слогами, нужно создавать ситуации, где ребенок будет искать заданный взрослым слог. Напишите слоги на отдельных листочках, разложите перед ребенком:

- попросите перевезти на грузовике «кирпичики» КА, КО или КУ и т.д.

- поиграйте в почтальона – разносите письма-слоги членам вашей семьи, например: «отнеси бабушке КУ», «отнеси папе письмо КО» И Т.Д.

- разложите слоги на полу, «превратите» ребенка в самолетик, командуйте, на какой аэродром приземлиться.

Искать заданный слог можно на страницах азбуки, букваря или другой книги. При этом игровая ситуация может выглядеть, как обучение чтению любимой игрушки («Покажи мишке слог ПУ», а сразу после показа: «Скажи ему, какой это звук»).

Главные правила успешного обучения чтению дошкольника

  1. Играйте! Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно происходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
  2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.
  3. Важна не столько длительность занятий, сколько их частота. Будьте последовательны в обучении чтению.
  4. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими – дошкольник не способен воспринимать длинные инструкции.
  5. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита.
  6. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками
  7. Нежелание заниматься – знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?
  8. Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет прав не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
  9. Не сравнивайте успехи своего ребенка с успехами других детей – темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка
  10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
  11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател...

Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей

Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Семья".

Основной задачей данного конспекта является воспитывать любовь и уважение к близким  членам своей семьи,разбираться в родственных связях. Так же ставятся и обучающие задачи: Учить подбирать ...

Тематический план взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам подготовки детей к обучению грамоте.

Тематический план взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам подготовки детей к обучению грамоте....

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...