консультация для родителей "Важные детские годы"
консультация по теме

консультация для родителей "Важные детские годы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnye_detskie_gody.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Важные детские годы

  Примерно с 3 до7 лет ведущая деятельность ребенка – игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период – через игру. Этим ребенок и занимается практически все время, свободное ото сна. Период очень важный и продуктивный, это возможность развиваться, знакомиться со взрослым миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи. Как легче объяснить ребенку «что такое хорошо и что такое плохо»? Как научить его – не прибегая к нудным увещеваниям – выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь находить ему общий язык с другими людьми? Конечно, в игре! Разумеется, можно оставить один на один с игрой: мол, сам разберется, сам все поймет. Есть же, в конце концов, друзья, ровесники, воспитатели в детском саду…. Только не стоит удивляться потом, откуда у ребенка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и  зла, почему ему не хочется расти и взрослеть.

    Ролевые игры – известные всем «Дочки-матери», «Семья» - с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило, ребенок неохотно  берет на себя «детскую» роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный – папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить ситуацию к лучшему. При совместной игре родители могут подсказать и показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому трехлетнему или пятилетнему ребенку, поднять непростую проблему помочь найти выход.

    Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру самому и в нее играть, как получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым, совсем другое дело, когда нужно маме – взрослой, «ведомой» в этой игре – объяснить основную идею, распределять роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса – и это поможет, не заостряя внимания, как бы между прочим, донести до ребенка те идеи, которые вам бы хотелось с ним обсудить. Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне не интересно! Я домой прихожу – мне бы лечь, а не мечом махать или куклами возиться». Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не принесет ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и подключите фантазию – вашу и вашего ребенка. Фантазируя, вы будоражите и поощряете воображение ребенка,  побуждаете его думать и фантазировать.

    А еще для дальнейшей жизни очень полезно уметь подняться над обыденностью, посмотреть на мир с точки зрения другого – с позиции мамы или дедушки, великана или комара ….. с ребенком постарше уже можно заняться играми по правилам.

    Незаслуженно забытые «ходилки» - бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до финиша – научат соблюдать очередность, случайность выигрыша и проигрыша поможет спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующий раз. Любимая игра детства «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно держать в уме большое игровое поле, запоминать сделанные ходы и планировать свои действия, поэтому следует начинать с 2-3 «корабликов», постепенно увеличивая «флотилию». Развитию памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото – старая семейная забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоем с ребенком, но и взять в компанию бабушек, дедушек, младших и старших братьев и сестер. Кстати, в последнее время возрождается и другая семейная игра – бирюльки, которая, помимо внимания и умения сосредоточиться, отлично тренирует мелкую моторику кисти.  Конечно, ребенок может играть со сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать правила игры, показать как достойно проигрывать и выигрывать без злорадства, могут только родители. Их задача – сделать это тактично терпеливо, учитывая психологические особенности своего чада, иначе неизбежны слезы и огорчения, а зачастую на всю жизнь остается неприятие игры «на победителя» - из-за страха проиграть, оказаться неуспешным. Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшей жизни невозможно, поэтому родителям легче помочь ребенку развить эти умения в раннем возрасте, чем корректировать у более взрослого человека.

    Игра, как ничто другое, развивает воображение. И опять же, именно родители побуждают ребенка пользоваться воображением для продвижения вперед, для познания нового и неизведанного в мире и не дают задерживаться уже на знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения в жизни человека трудно переоценить. Многие родители считают игру чем –то бесполезным, пустой тратой времени и сил. Поэтому не поощряют, а ,скорее, подавляют игровую деятельность или, в крайнем случае, стараются направить в «полезное» русло – в ход идут кубики Зайцева, карточки Домана, блоки Деньеша, рамка-вкладыши Монтессори, уникуб Никитиных…. Это тоже достойные и полезные занятия, в которых участие родителей необходимо: без взрослых ребенок не идет вперед, а останавливается, многократно повторяя уже пройденный путь, или теряет к занятиям интерес. Но манипуляции с предметами не должны заменять ролевые и другие игры, ведь они направлены на развитие только познавательной сферы, а другие стороны личности остаются в зачаточном состоянии, обедняются. А «не доигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» в игре с родителями в сензитивный (благоприятный для развития) период, ему приходится осваивать самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку. Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство – и давайте играть!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Детские годы М.А. Шолохова"

Продолжение из цыкла знакомство с М.А. Шолоховым, часть вторая....

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Консультация для родителей "Детский травматизм в летний период года"

В статье дается описание способов избежания травм, соответствующих летнему периоду года...

Консультация для родителей «Детское непослушание в 2–3 года»

Консультация для родителей «Детское непослушание в 2–3 года»Данный возрастной период у детей знаменуется проверкой родителей на прочность и «прощупывать» г...

Консультация "СанПин для детских садов в 2022 году : последние нововведения"

С нового 2022 года школы и детские сады начнут работать по новым санитарным и иным правилам, которые утвердила глава Роспотребнадзора — Анна Попова. Новые правила вступают в силу 1 января 2022 г...

Консультация для родителей "Детские проблемы от года до пяти"

В этой консультации раскрываются ответы на многие вопросы родителей "Что делать, если?...", "Как поступить, когда?...."...