Польза режима дня
консультация по теме

Аборенкова Анна Сегреевна

Но график у меня есть график

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezhim_dnya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Но – график, у меня есть график...

Что такое режим дня? Это распределение в течение суток различных видов деятельности, включая отдых, сон, пищу, игры и другие занятия. Естественно, режим взрослого заметно отличается от режима дня ребенка, особенно первого года жизни, поэтому с возрастом ребенка надо переводить на другой режим (чаще всего – за счет сокращения времени дневного сна). Кроме того, режим дня в идеале должен подчинять и индивидуальным особенностям малышей. При правильно подобранном режиме обеспечивается не только укрепление здоровья детей, но и их нормальное физическое и нервнопсихическое развитие. Самые главные составляющие режима дня дошкольника (особенно младшего возраста) – сон, питание, прогулки, игры. Кроме того, в режиме дня обязательно должно быть уделено достаточно времени для гигиены (утреннего, вечернего туалета, умывания перед едой) и переодевания детей.

Сон

  Сон – это вид отдыха, в результате которого у    детского организма все физиологические системы полностью восстанавливают свои функции. В фазе глубокого сна у малышей вырабатывается определенный гормон, отвечающий за рост (кстати, именно достигая этой фазы, ребенок может в будущем избежать проблем с лишним весом – вот почему вреден сон «урывками»). Вообще потребность в сне детей первого года зависит от уровня работоспособности их нервной системы, но чаще всего 2/3 суток новорожденный проводит во сне: даже незначительная информация, поступающая извне, достаточно сильно нагружает его нервную систему, поэтому сон – это защитная реакция организма.

Если в первый месяц жизни ребенок спит беспорядочно, то со второго уже устанавливается суточный режим сна: ночной - 10-11 часов, и дневной - 6-6,5 часов. Это не значит, что ребенок все положенное время должен проспать «от звонка до звонка», указана лишь совокупность времени. Именно в течение первого года мама может установить желаемый ей режим дня ребенка (естественно, учитывая возможности малыша), регулируя время сна и кормления..

В течение первых трех лет жизни длительность ночного сна практически не меняется, а уменьшение общей суточной продолжительности идет за счет сокращения числа периодов дневного сна (например, в год малыш спит днем уже только 2 раза). Одноразовый дневной сон устанавливается к 1,5-2 годам и сохраняется в течение всего дошкольного возраста (вспомните, в яслях и детском саду ребятишки спят один раз - днем, но в течение 2-3 часов). К школьному возрасту ребенок уже способен спать только ночью, а к окончанию школы уже спит «по-взрослому» - 8-9 часов. Разумеется, такая разбивка очень индивидуальна: кому-то из взрослых, например, и 10 часов не хватает, чтобы выспаться, а некоторых малышей спать без скандала не загонишь ни днем, ни ночью.

Питание

Первые дни малыша состоят из двух частей: сон и питание. Со временем в его жизни появляются еще прогулки и игры. Тем не менее, питание во многом определяет режим дня: выспавшийся ребенок обычно хорошо ест, а сытый активно бодрствует, что способствует его полноценному развитию. Обычно кормление осуществляют сразу же после сна. Со временем уменьшения дневных «сончасов», в режиме ребенка может появиться послеобеденный сон (то есть прием пищи и сон меняются местами). В любом случае прием пищи должен проходить в строго определенное время: беспорядочное питание, «перекусы» очень плохо влияют на здоровье ребенка, кроме того, мы помним, что своевременный прием пищи влияет и на активность ребенка. Например, дошкольника нельзя кормить слишком поздно – ужин должен быть не позднее 1,5-2 часов до сна, - иначе он будет плохо засыпать, а значит – не выспится.

Иногда бывает, что у ребенка нет аппетита. Это может быть связано как с болезнью, так и просто с отсутствием настроения, или ребенок может быть просто не голоден. Ребенок может отказывать от пищи и в то время, когда у него режутся зубки – очень часто в это время он, скорее, проявит интерес к корочке хлеба, нежели к маминой груди или соске: кусочек хлеба – самое то, чтобы «почесать» зудящие десны. Если малыш отказывается от приема пищи или ест мало, и при этом он не болен, не кормите его насильно: следующий прием пищи можно начать на полчаса-час раньше и «наверстать» упущенное.

Прогулки

Прогулки - наиболее эффективный вид отдыха для малышей (не считая сна). Во-первых, малыш дышит свежим воздухом и более того – дышит его кожа (особенно летом, когда ребенку можно устраивать воздушные ванны). Вообще пребывание на воздухе - действенное средство закаливания организма, профилактика ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии. Даже если погода плохая – это не повод, чтобы отменять прогулки. Если на улице не ураган и не стихийное бедствие, с малышом можно и нужно гулять: понемногу, но часто.

Длительность и особенность прогулок зависит от возраста и состояния ребенка: понятно, что больному ребенку тоже нужно гулять, но в особом режиме, рекомендованном врачами. Если говорить о здоровых детках, то до полутора лет прогулки на улице могут совмещаться с дневным сном (то есть ребенок может спать на улице). После этого возраста ребенок уже не только спит, но может и играть на улице. Дети 2- 3-летнего возраста гуляют 2-3 раза в день в течение 4-5 часов. В дальнейшем (в школьном возрасте) длительность прогулок сокращается до 2-3 часов, в основном, за счет увеличения учебных часов.

Игры

Игры занимают важную часть в жизни малыша. В их ходе малыш получает положительные эмоции, получает навыки, которые могут пригодиться ему во взрослой жизни (например, игра в «магазин»). У детей игры могут совмещаться с прогулками. Собственно игровая деятельность у дошкольников занимает 4-5 часов.

По сути дела, в игре ребенок познает мир – ведь и учебные занятия носят характер игр. Такие игровые занятия могу проходить по нескольку раз в день, но каждое – не дольше 10 минут для детей до двух лет, и 20-30 минут для более старших дошкольников. Развитие речи, счета, музыка, изобразительное искусство, создание каких-то поделок, чтение книжек – все эти занятия должны чередоваться между собой. Детям дошкольного возраста выделяется специальное время для занятий рисованием, вырезанием, лепкой, счетом и т. д. Продолжительность таких занятий у детей 3-4 лет 15-20 минут, у детей 5-6 лет - 30—40 минут. Нужно чередовать виды деятельности, каждые 20-25 минут делать перерыв. При этом учебные занятия лучше проводить после завтрака (пока ребенок еще не устал от впечатлений дня), а остальное время предназначается для игр.

Не исключено, что ребенок будет отдавать большее предпочтение, однако базовое время нужно уделить всему. Сами родители контролировать развивающие занятия могут только в том случае, если они сами воспитывают ребенка дома. Однако такая возможность есть не у всех, поэтому приходится полагаться на воспитателей детских садов. Стоит так же отметить, что во многих нынешних центрах дополнительного образования детей используются передовые наработки детских садов еще советского времени, и, как правило, выпускники таких образовательных учреждений показывают очень неплохие знания и уровень подготовки к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация двигательного режима. Тема:"Организация двигательного режима дошкольников в течении дня".

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16032187","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"294","width":"643"}}]]...

Уважаемые родители! Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат «Сидим дома с пользой» сделать интереснее и увлекательнее. План работы в формате «Сидим дома с пользой» в разновозрастной группе № 9

План работы в формате «Сидим дома с пользой»в разновозрастной группе  № 9С  13.04.2020 г. по 20.04.2020 г.Воспитатели: Мельникова Е.В., Дрегалова О.М.Тематическая неделя «В...

Рекомендаций для родителей по организации режима дня ребенка дошкольника (в условиях режима самоизоляции)

Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство для ребенка, почему важно соблюдать р...

Прохождение режима самоизоляции "Сидим дома с пользой!"

Дошкольники придерживаясь режима самоизоляции подготовили совместно с родителями мастер-класс на тему "Пасха"Цель: изучение традиций праздника пасхи.Задачи: ознакомиться с историей празднова...

Детский конструктор: в чем его польза и какой конструктор выбрать? В чем польза конструктора?

Описание разного вида конструктора.какой на каком этапе взросления выбрать ребенку конструктор....

Консультация для родителей: "Соблюдение питьевого режима и санитарно-эпидемиологического режима в летних условиях", июль -2023г.

Как известно, вода – это основа всей жизни, недаром человеческое тело содержит до 70% именно этой жидкости.Без нее наше тело стало бы элементарным вместилищем токсинов и шлаков.Вода является гла...