Консультация для родителей и воспитателей.
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультации для воспитателей
«Воспитание у детей любви к родной природе»
Конспект родительского собрания. (проводится в форме игры «Счастливый случай»)
Цель: Уточнить знания детей о растениях и животных. Продолжать воспитывать у детей и родителей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Сформировать умение вести себя в природе, расширить представления об охране природы. Развивать умение слушать ответы друг друга, воспитывать дружеские отношения между детьми и родителями.
Работа с детьми.
Поездка в краеведческий музей, знакомство с природой Прикамья, систематические наблюдения в природе, чтение природоведческой литературы, экскурсии и целевые прогулки в природу.
Предшествующая работа с родителями.
Ознакомление родителей с планом работы детского сада по экологическому воспитанию на год, выставка природоведческой литературы, вопросы викторины с ответами, проведение «недели творчества» детей и родителей по изготовлению поделок из природного материала, помощь родителей в оформлении зала и подготовке оборудования для игры.
Объявление о предстоящем собрании в следующей форме:
ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
ТОЛЬКО У НАС 9 АПРЕЛЯ
ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЯМИ
ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ».
Для этого предлагаем повторить все, что вы знаете о жизни растений, зверей, птиц и насекомых.
Место проведения – музыкальный зал.
Время – 17 час. 30 мин.
СПЕШИТЕ ВЫИГРАТЬ!
Воспитатели, дети.
На собрание приглашаются папы, мамы, старшие или младшие братья и сестры, все, кто желает принять участие в игре всей семьей.
ПОДГОТОВКА ЗАЛА К СОБРАНИЮ.
На центральной стене приколоты силуэты цветов, листьев, в середине которых буквы, все вместе составляют название игры «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ».
Вверху и внизу изображения зверей, птиц, деревьев. Возле центральной стены 3 столика: 2 – для команд, 1 – для ведущего. На столах магнитные доски с цифрами для ведения счета в игре. Около них стулья.
На стуле ведущего 6 коробочек разных цветов: красного, зеленого, синего, желтого, белого, черного. В них карточки с вопросами:
в зеленой – о растениях,
в красной – о зверях,
в синей – о птицах,
в желтой - о насекомых и пресмыкающихся,
в белой – вопросы – фото загадки, вопросы – рисунки,
в черной – педагогические ситуации.
На некоторых карточках – звездочками, за правильный ответ на вопрос присуждается сразу 3 очка.
Кубик, грани которого цветные /красная, синяя, зеленая, желтая, белая, черная /.
В зале расставлены банкетки для родителей, маленькие стулья для детей.
ХОД СОБРАНИЯ - ИГРЫ.
Под веселую музыку дети и родители заходят в зал, рассаживаются по местам.
ВЕДУЩИЙ: Уважаемые родители!
Сегодня наше родительское собрание пройдет в несколько необычной форме. Вместе с вами на собрании будут присутствовать и принимать активное участие в нем наши дети. Тема родительского собрания –«Воспитание у детей младшего возраста любви к природе». Собрание мы проведем в виде игры «Счастливый случай». С ней вы хорошо знакомы по телеэкранам. Мы же её проведем с небольшими изменениями. Игра будет проходить в два этапа: 1 – отборочный, 2 – основной.
Вам и вашим детям на первом отборочном этапе игр будут заданы вопросы. За правильный ответ каждый получит фишку. Чья семья наберет большее количество очков – выйдет в финал. В финале будут соревноваться 2 семейные команды. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете нашу природу. Она, как никогда, сегодня нуждается защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто лучше знает зверей, растений, насекомых, птиц, умеет правильно вести себя в природе, готов её оберегать.
Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
/ Вопросы отборочного этапа игры /
Какие животные живут в наших пермских лесах?
(медведи, рыси, лоси, волки, лисы, бобры, куницы и т.д.)
Кто полгода живёт без обеда?
(Медведь, барсук, ёж)
Назовите правила друзей природы.
( Не разоряйте птичьи гнёзда: птицы – наши друзья;
не разжигайте в лесу костёр: пожар может погубить весь лес;
не тревожь муравейник: муравьи приносят пользу,- и т.д.)
Вспомните названия русских народных сказок, одним из которых стал заяц.
Загадать загадки о зверях.
Какие есть поговорки, пословицы о лесе.
(Много леса - не губи, нет леса - посади. Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает, - т.д.)
Пропеть один куплет песни, в которой поётся о птицах.
Какие звери летают?
(Белки, летучие мыши)
Почему насекомые называются «насекомые».
( От слова «насекать», у них на брюшке насечки).
Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет?
(На срубе чётко видны годовые кольца. Сколько колец, столько лет).
Что за трава, которую и слепые знают? ( Крапива).
Загадать загадку о птицах.
ПОДВОДЯТ ИТОГИ ОТБОРОЧНОГО ТУРА:
Семьи, вышедшие в финал, занимают места за игровыми столами.
ВЕДУЩИЙ: Итак, мы начинаем игру « Счастливый случай».
Семейные команды занимают свои места. Послушайте информацию о том, как пойдет игра дальше.
В игре будет 3 гейма. В первом гейме вы будете отвечать на вопросы, общаясь в течение 30 секунд. Какой вопрос вам достанется, зависит от того, как вы бросите кубик. Грани кубика цветные: если кубик ляжет зелёной гранью вверх – вы берёте карточку из зелёной коробочки, если красной – из красной и т. д.
За каждый правильный ответ команда получит 1 очко и выложит его на магнитной доске.
Если вам повезёт, если вам выпадет счастливый случай и вы вытяните вопрос со звездочкой и ответите на него – получите сразу 3 очка.
Начинаем 1-й гейм. Любой из вашей команды бросает кубик и достаёт карточку. Отвечают на 5 вопросов та и другая команда.
2-гейм. Вопросы будут задаваться каждому участнику отдельно, совещаться нельзя. Команда – соперница сама достаёт любой вопрос конкретному члену другой команды.
3-й гейм. За 1 минуту нужно ответить на большое количество вопросов. Если не знаете ответ, говорите « не знаю», отвечает кто – то один из команды. На сколько вопросов ответите, столько получите и очков.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Заключительное слово: Дорогие дети, уважаемые родители!
Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в нашей игре.
Проигравших в ней нет: В выигрыше все, и дети, и взрослые. Надеемся, что дети ещё больше будут любить родную природу, проявлять большой интерес к ней, оберегать её.
Любить можно то, что хорошо знаешь. Наша игра показала, что у детей много знаний о природе. Наша задача : обогащать и расширять эти знания. Но главное – воспитывать бережное отношение к окружающему нас животному миру.
ВОПРОСЫ НА БЕЛЫХ КАРТОЧКАХ.
Что означает этот знак ? ( Из журнала « Начальная школа N3,12 за 1988 г.»)
«Не разорять птичьих гнёзд – птицы наши друзья».
«Не разжигать костры в лесу».
«Не разорять лесные муравейники».
«Не ломать веток на деревьях».
«Не рвать цветы».
«Не ловить бабочек».
«Не уносить диких животных домой».
Не подходить близко к гнёздам птиц».
Фото - загадка: Какое время года изображено на картине? ( Весна )
Что неправильно художник нарисовал на картине о лете?
(На фоне летнего леса белого зайца)
С какого дерева лист?
( На листе бумаги нарисованы листочки берёзы, дуба, клёна)
С какого дерева шишка? (Еловая, сосновая, пихтовая)
Кто сидит в коробке? Животное, живёт в лесу, прыгает по деревьям, запасает на зиму грибы, орехи, ягоды. (В коробке белка)
Фото – загадка: Какое животное изображено на картине ? (Лось)
ВОПРОСЫ НА ЗЕЛЁНЫХ КАРТОЧКАХ.
О растениях, правилах поведения в лесу, лесных знаках.
Дерево – символ нашей Родины. (Берёза)
Почему деревья сбрасывают листву на зиму?
Какие цветы расцветают у нас первыми?
Признаки начала осени в живой природе. (Желтеют листья берёзы)
Чьи листья опадают осенью зелёными? (Сирень, ольха)
Какое дерево весной дятла поит? (Берёза)
Какой цветок 4 раза меняет свой цвет? (Медуница: розовый, пурпурный, фиолетовый, синий)
Какие лекарственные травы лечат простуду? (Мать – и – мачеха, подорожник, душица, мята)
Что будет, если исчезнут все растения?
ВОПРОСЫ НА СИНИХ КАРТОЧКАХ.
Где ночуют птицы?
(Вороны, галки на деревьях, воробьи, голуби под крышей )
Что будет, если исчезнут все птицы?
Почему снегирю дано такое имя? (Прилетает с первым снегом)
Какая птица, наша землячка, достаёт себе пищу подо льдом? (Оляпка)
Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там сквозняки )
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
С прилётом каких птиц считаем мы начало весны? (Грачей)
Прилетает весной грач первым. Почему?
(Длинным клювом достаёт на первых проталинах насекомых)
ВОПРОСЫ НА КРАСНЫХ КАРТОЧКАХ.
Назовите загадки о животных /не менее 3 / .
Кто меняет шубу 2 раза в год? /Лиса, белка, куница , заяц /
Что теряет лось каждую зиму? /Рога/
Животное наших лесов, похожее на кошку? /Рысь /
Что означает выражение «волка ноги кормят»?
Когда еж не колется? /Когда только родился /
Каких зайцев называют «листопадничками»?/ Которые родятся осенью во время листопада/ .
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета ,
Для зимы - другого цвета. / Заяц/
Какие животные спят зимой? /Медведь, барсук, еж/
ВОПРОСЫ НА ЧЕРНЫХ КАРТОЧКАХ
/педагогические ситуации/.
Гуляя с родителями по лесу, Аня и Олег увидели большой муравейник.
- Давай посмотрим, что внутри муравьиного домика - сказал Олег.
- Давай, - с интересом ответила Аня.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник.
Увидев, чем занимаются дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала:
- Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что…
Вопрос: Что сказали бы муравьи Ане и Олегу?
На день рождения Маше подарили щенка. Наконец-то сбылось её желание! Она так долго уговаривала маму купить ей щенка или котенка. И вот у неё теперь новый друг, щенок по кличке «Черныш». Маша первое время подолгу играла с Чернышом, кормила его, выводила гулять. Но вскоре у неё появилось новое увлечение – красивая говорящая кукла. Маша теперь играла с ней, шила ей новые платья, платочки, водила в детский сад, катала на коляске. О щенке редко вспоминала, а когда Черныш заболел, она сказала: «Больной собачке не место в доме, пусть живет на улице».
Вопрос: Правильно ли поступила девочка?
Рома и Кирилл нашли в кустах маленького птенчика, который выпал из гнезда.
-Давай возьмем его домой, - сказал Кирилл, - пусть живет у нас дома.
-Нет, - ответил Рома. – Нужно залезть на дерево и посадить его в гнездо.
Вопрос: Кто из детей был прав?
Ответ: Рома. Маленького птенца трудно выкормить людям, дома бы он погиб. В домашних условиях можно содержать певчих, декоративных птиц: попугаев, конареек. Остальные птицы часто погибают в неволе. Птица-мать , вернувшись в гнездо и не найдя там птенца, тосковала бы по нему, «плакала» .
Из совхоза «Цветы Прикамья» в детский сад принесли красивые комнатные растения. Особенно детям понравились цветущие кальцеолярии и примулы. Таких цветов они ещё не видели. Вечером дети ушли домой. Впереди было 2 выходных дня. Когда в понедельник они пришли в детский сад, то увидели, что комнатные растения завяли.
Вопрос: Почему это произошло? Ответ: Воспитатель не объяснила детям, что нужно ухаживать за новыми растениями за комнатными растениями, дети не полили их, не поставили в поддон с водой / эти растения влаголюбивые/. Поэтому за выходные дни растения завяли.
Вова стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
-Что ты делаешь?- спросила проходившая мимо старушка.
-Пчел прогоняю, они цветы жалят,- ответил Вова.
Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Вова выбросил прутик и, удивленно пожав плечами сказал:
- А я и не знал!
Вопрос: Что рассказала Вове старушка?
ВОПРОСЫ НА ЖЕЛТЫХ КАРТОЧКАХ.
В чем отличие жабы от лягушки? /Лягушка- дневное животное, жаба- ночное, и т.д./
Родилась в воде- живет на земле. Кто это? /Лягушка /
Назвать 3 признак насекомых /6 ног, головогрудь, насечки на брюшке/.
Где раки зимуют? /Под водой, под корягами/.
Что можно сказать про глаза лягушки? /Смотрят во все стороны/.
Какую пользу приносят дождевые черви? /Рыхлят землю/ .
Не птица, а летает
С хоботом , а не слон,
Никто не приручает,
А на нос садится. / Муха .
Что случается с пчелами, когда они ужалят? /Умирают/.
Голубой аэропланчик сел на серый одуванчик. /Стрекоза /.
Каких бабочек вы знаете?
БЛИЦ - КОНКУРС.
У кого уши на ногах? /У кузнечика /.
Есть у комаров зубы? / Есть около 22 /.
Можно ли назвать паука насекомым? / Нет, 8 ног/.
У кого самый чуткий нос? / У бабочки/.
С какой стороны дерева надо искать грибы? С северной или южной?/ Северной, грибам нужна влага /.
Чемпион по скорости роста среди деревьев? /Эвкалипт/ .
Когда появляются детеныши у белок, лисиц? /В мае/.
Какой лесной кустарничек не знает листопада? /Клюква, брусника, вереск/.
Месяц весенних первоцветов? /Апрель/ .
Назвать ядовитые ягоды. /Вороний глаз, волчье лыко /.
самое сладкое дерево наших лесов? /Липа/.
Разноцветные грибы ? /Сыроежки/.
Какая ягода бывает черной, красной, белой? /Смородина /.
У какого дерева ствол белый? / У березы /.
Назовите грибы-подснежники. / Строчки, сморчки /.
У кого каждый день растут зубы? / У бобра, у зайца /.
Кто кормится семенами ели, сосны? / Клесты /.
Кто спит вниз головой? / Летучая мышь /.
Трава от 99 болезней? / Зверобой /.
На следу каких хищных зверей нет когтей? / Кошки, рыси /.
Слепыми или зрячими родятся зайцы? / Зрячими /.
Какая птица выводит птенцов зимой? / Клест /.
Для чего птице хвост? / Держаться на деревьях, управлять полетом /.
Какие птицы выводят птенцов 3 раза в лето? / Воробьи, овсянки/.
Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? / кукушка /.
Пингвин птица или нет? / Птица / .
Перед какой погодой птицы перестают петь? / Перед дождливой/.
«Стреляющие» растения нашего края? /Анютины глазки, кислица, мышиный горошек, акация /.
Кто может пить ногой? / Лягушка /.
Кто собирает яблоки спиной? / Еж /.
Последняя ягода в нашем лесу? / Клюква /.
Кто бежит задними ногами вперед? / Заяц /.
Название какого растения говорит, где он живет? / Подорожник /
Кровожадный хищник наших лесов? / Волк /.
Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? / Стрекоза /.
Какая птица любит семена репейника? / Щегол /.
Какой цветок лето начинает? / Колокольчик /.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
С.Н.Николаева. « Место игры в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М., «Новая школа», 1996 .
Н.А.Рыжова. Программа «Я и природа».
А.М.Федотова. «Экологическое воспитание в детском дошкольном учреждении». г. Пермь,1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей "Алалия. Что это такое?"
Консультация для родителей и воспитателей речевых групп в доступной форме знакомит с основными характеристиками данного речевого нарушения....
Консультация для родителей и воспитателей "Малыш из Зазеркалья"
Консультация для родителей знакомит с природой леворукости: теорией и гипотезами компенсаторного левшества. Представлена методика определения ведущей руки....
"Давай поиграем" консультация для родителей и воспитателей
В материале представлены дидактические игры для детей 3-4 лет и старше, так как каждую игру можно использовать с усложнениями. Материал содержит описание и материалы (фотографии), он может быть исполь...
1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"
В первой статье представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР, игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...
Консультация для родителей "Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду"
Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями....
Консультация для родителей "Знакомство воспитателей и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"
Консультация для родителей "Знакомство воспитателей и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"...
Консультация для родителей и воспитателей "Общение воспитателя с родителями"
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку проблемную семью. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки...