АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ
статья на тему

Грачева Инна Владимировна

Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному  увидеть  специфику  педагогической  работы   c   детьми   дошкольного возраста,  по  значимости  и  актуальности  на  сегодняшний  день  не  имеет аналогов. .  Поиск  истоков  духовности   человека,   представляющей   сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к  культурно-историческому  прошлому, закрепленному   в   традициях   разных    народов,    ориентированному    на дифференцированный    подход    к    детям    разного     пола.     Проблема дифференцированного  воспитания,  в  зависимости  от  пола  ребенка,   тесно связана с гуманизацией педагогического  процесса,  т.к.  задает  перспективы дальнейшего участия человека в  общественной  жизни,  готовит  к  выполнению социальных ролей в обществе и семье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikursovaya_po_pedagogike_chistovik.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ

 Воспитание как процесс приобщения человека  к  историческому  опыту  в содержательной  и  целеполагающей  основе   всегда   определяется   ведущими потребностями общества. Изменение базовых  социальных  ориентиров  неизбежно приводит к пересмотру и  переоценке  задач,  направлений,  форм  организации воспитательной работы. Каждый исторический этап  вносит  свои  коррективы  в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех  уровнях  системы образования в целом. В современных  условиях  общественного  развития  особо остро   встают   проблемы   социализации   человека,   приобщения   его    к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно- историческом опыте поколений.

 В ракурсе этих проблем важным направлением работы, задающим  ориентиры на дальнейшее изучение новых аспектов вхождения ребенка в  мир  человеческих отношений,  является  полоролевое  воспитание.   Традиционное   понимание   сути воспитательной работы, определяемое  тезисом  "Какая  разница:  мальчик  или девочка,  лишь  бы  человек  был  хороший",  наглядно  демонстрирующий  идею "бесполой"  педагогики,  неумолимо  уходит  в   прошлое.   Вопросы   половой идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время  все  больший круг психологов, находят отражение в педагогических исследованиях,  обогащая арсенал направлений и содержание современной отечественной педагогики.

 Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному  увидеть  специфику  педагогической  работы   c   детьми   дошкольного возраста,  по  значимости  и  актуальности  на  сегодняшний  день  не  имеет аналогов.  Поиск  истоков  духовности   человека,   представляющей   сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к  культурно-историческому  прошлому, закрепленному   в   традициях   разных    народов,    ориентированному    на дифференцированный    подход    к    детям    разного     пола.     Проблема дифференцированного  воспитания,  в  зависимости  от  пола  ребенка,   тесно связана с гуманизацией педагогического  процесса,  т.к.  задает  перспективы дальнейшего участия человека в  общественной  жизни,  готовит  к  выполнению социальных ролей в обществе и семье.

 Для  современной  постановки  вопроса  о  разработке  систем  дифференцированного воспитания существует множество  причин.  Первая,  как  уже  было  отмечено, связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в  соответствии  с его  половой  принадлежностью.  Вторая  -   общегосударственное   невежество педагогов, родителей в вопросах сексуального просвещения  детей,  приводящее   к  отсутствию  ранней  ориентации  на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).

 Значение процесса половой социализации  правомерно  подчеркивает  И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество  сверстников  оказывают существенное   влияние   на   половую    социализацию    ребенка,    являясь "исключительно важным агентом половой социализации" /13, стр.,665/.

 Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная  с дошкольного  возраста  подчеркивал  выдающийся  педагог  Сухомлинский  В.А., отмечая, что, уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола  нужно воспитывать настоящего мужчину" /15, стр.63/.

 Психолог Никологорский С. говорит о том, что  с  "раннего  детства  на уроках  физкультуры  девочкам  предлагают  азартные  игры  и   соревнования, которые не только создают излишнее нервно-психологическое напряжение,  но  и формируют   культ   силы,   честолюбие,   эгоизм,    стремление    постоянно соревноваться  и  состязаться,  а   не   ухаживать,   нравиться,   помогать, сочувствовать"  /14,   стр.23/.   Целое   поколение   воспитала   "бесполая педагогика". Школа и вуз практически игнорируют специфику  ролей  мужчины  и женщины и, воспитывая девушек в мужском стиле способствуют,  таким  образом, росту типично мужских черт.

 Несмотря на  существенную  психологическую  аргументацию  положения  о необходимости целенаправленной работы по  полоролевой  социализации  ребенка дошкольного возраста, в педагогике традиционно эти  проблемы  поднимаются  и решаются крайне редко. Анализ программ, концепций и  нормативных  документов показывает настойчивое  обхождение  этих  вопросов,  несмотря  на  имеющиеся научно обоснованные системы полового воспитания.

 Итак, проблема полоролевого  воспитания  является бесспорно актуальной.

Цель данной работы – выявит специфику воспитания мальчиков и девочек.

Задачи данной работы – 1) определить понятийный аппарат данной проблематики;

                                          2) изучить особенности психики мальчиков и девочек;

                                          3) проанализировать работы психологов и педагогов по        данной проблематике и сделать выводы о необходимых условиях полоролевого воспитания.

Предметом исследования данной работы являются психические и нейрофизиологические особенности мальчиков и девочек.

ГЛАВА I.  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОРОЛЕВОЙ  ИНДЕФИКАЦИИ

  Прежде чем перейти к изучению проблемы исследования следует определить тот категориальный аппарат, который поможет наиболее  глубоко  проникнуть  в научные основы полоролевой индефикации.

 Основополагающей в разделе "полоролевое воспитание» я  считаю  категорию пола. "Пол" -  понятие  многогранное,  которое  рассматривается  в  науке  с разных   точек   зрения:   биологической,   медицинской,    психологической, педагогической, социальной и других. С биологической  точки  зрения  "пол  - это совокупность морфологических и физиологических  особенностей  организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого  сводится  в  конечном итоге к оплодотворению" /6, стр.171/.

 С медицинской  точки  зрения   пол  -  принадлежность  организмов  или специальных клеток к одной из двух групп, отличающихся между собой тем,  что половой процесс происходит между представителями разных групп, но не  внутри данной группы"  /5, стр.668/.

"Психологический   пол   -   совокупность   определенной   сексуальной идентичности,  т.е.  чувство  и  осознание  своей  половой   принадлежности; связанные  с  нею  психосексуальные   ориентации   (например,   влечение   к противоположному    полу),    и    социосексуальные     ориентации,     т.е. интернализованную систему половых ролей, в свете которой  индивид  различает критерии  мужественности"  и  "женственности",  оценивает   себя   по   этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и  социальный  статус" /13, стр.765/.

 Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное  свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами,  а  социальное  - так  как  его  проявление  в  поведении  и   действиях   человека   являются результатами формирования пола  в  соответствии  с  воспитанием  и  влиянием окружающей обстановки, значительной частью  которой  является  общество  или относительно  малая  его  часть.  Мнение  биологов,  медиков  и   психологов сводится  к  тому,  что  "пол  бисексуален,  т.е.  каждый  пол  потенциально заключает в себе возможности развития другого пола. Реализация пола  зависит от  среды  и  от  генных  факторов,  причем  эффект  тех  и   других   носит количественный характер,  в  связи  с  чем  признаки  противоположного  пола подавляются в разной степени... Развитие пола протекает весьма  сложно.  Оно зависит от полученных от родителей особенностей хромосом  и  цитоплазмы,  от среды, в которой протекает развитие организма" /5, стр.686/.

 Задачей педагогов, на мой взгляд, является необходимость учета половых различий в воспитании детей.

Рассматривая  пол   как   биосоциальное   свойство   человека,   можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в  процессе  его полоролевой социализации.

 Полоролевая  социализация  -  неотъемлемая   часть   общего   процесса социализации, которая, как отмечает  Арутюнова  Л.А.  включает  в  себя  три компонента:   развитие   представлений   о   себе,   как   о   представителе определенного пола,  возникновение  полоролевых  предпочтений  и  ценностных ориентаций,  а  также  форм  поведения,  соответствующего  полу".   Ведущим механизмами полоролевой социализации можно считать родовую  идентификацию  и половую дифференциацию.

Половая идентификация -  это  отождествление  себя  с  представителями определенного  пола,  проявляющееся  в  единстве  поведения  и  самосознания индивида, причисляющего себя к  определенному  полу  и  ориентирующегося  на требования соответствующей половой роли.

 Белкин А.И. считает, что  "в  норме  половая  идентификация  протекает естественно, как само собой разумеющееся и не требует  активности  сознания" /4, стр.778/. Отсюда можно определить задачу педагогов - обеспечить  условия для нормального развития половой идентификации.

 Половая  дифференциация  -  это  определение  себя  от  представителей противоположного   пола,   проявляющееся   в   совокупности    генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых  различают мужской и женский пол.

 В изучении половой дифференциации  существует  две  теории.  Первая  - теория социального научения, согласно которой ребенок  пассивен  в  процессе усвоения пола. Вторая - когнитивно-генетическая  теория  -  основывается  на том, что "представления ребенка  о  половых  ролях  не  являются  пассивными продуктами  социального  упражнения,  в  возникают  в  результате  активного структурирования ребенком собственного опыта. На начальных  этапах  полового развития выделяются три процесса половой дифференциации и идентификации:

 1) ребенок узнает, что существует два пола;

2) он включает себя в одну из двух категорий;

 3) на основе самоопределения руководит своим  поведением, выбирая и предпочитая его формы.

 Эти теории не противоречат одна другой. Скорее всего,  они  раскрывают разные  аспекты  процесса   половой   социализации,   поэтому   мы   считаем целесообразным   ориентироваться   на   то,   что   половая   дифференциация осуществляется благодаря генному наследию  ребенка,  с  помощью  научения  и воспитания,  базирующегося  на  основных  принципах   системно-структурного, комплексного и деятельностного подходов.

 С  моей  точки  зрения,  полоролевое  воспитание  можно  определить,   как воспитание девочек и мальчиков, осознающих свою принадлежность к  одному  из полов и формирование у  детей  знаний  и  навыков  поведения  того  пола,  к которому  ребенок  принадлежит:  у  девочек  -  феминного,  у  мальчиков   - маскулинного.

Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формирования психического  пола  ребенка,  психических  половых  различий  и  полоролевой дифференциации.   Без   ее    решения    невозможно    разработать    методы дифференцированного  подхода  к   воспитанию   детей   разного   пола,   для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и  женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Доминирующие взгляды в обществе на половые социальные  роли  мужчин  и женщин на протяжении  длительного  периода  истории  человеческого  общества вызывали  необходимость  раздельного  воспитания  детей.  Эти  взгляды  были продиктованы яркой поляризацией общественных функций  мужчины  и  женщины  и строгой  иерархией  половых  ролей,  когда  считалось,  что  мужчина  должен занимать социально более значимую позицию, а позиция женщины -  зависимая  и подчиненная.

 "Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя, жреца, а следовательно, освободить его от любых женских влияний и  в  первую очередь  ослабить  его  идентификацию  с  матерью.  Это  достигалось   путем физического удаления мальчика  от  родительского  дома:  его  передавали  на воспитание в другие  дома  родственников  или  вождей  племени,  отдавали  в учение.

 Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые "мужские дома", в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать  под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые  виды  совместных  работ, общались, отдыхали" /1, стр.75/.

 Половая  социализация  девочек  проходила  преимущественно  в   стенах родительского дома, подле  матери  и  была  направлена  на  приобретение  ею определенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и  связанных с этим обязанностей.

В  современном  обществе  процесс  половой  социализации  протекает  в несколько иных условиях.

 Основные аспекты этой проблемы определены в  статье  Алешиной  И.Е.  и Волович А.С.  /3/:

- феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей  в  основном

занимаются женщины);

- первичная феминная идентификация с  матерью  (этот  аспект  служил  причиной разделения сына с матерью);

- феминные базовые ориентации ребенка  (зависимость,  подчиненное  положение, пассивность).

 Исходя  из  этого  определяется  целый  ряд  сложностей  в   понимании направлений педагогической работы с девочками и мальчиками.

Современная  система  воспитания  не  отводит  места  в   социализации мальчиков  маскулинным  проявлениям'  (агрессии,  двигательной  активности). Кроме того,  постоянная  негативная  стимуляция  взрослых,  направленная  на поощрение "мужских проявлений", а наказания за "немужские" (  например:  «Не плачь, как  девчонка!») приводят к панической тревоге  под  страхом  сделать что-то женское. Отсутствие возможности проявить свою  маскулинность  сначала в детском саду,  затем  в  школе  и  на  работе  снижают  статус  мужчины  в обществе, что  в  свою  очередь  затрудняет  ориентацию  на  культивирование мужских качеств у мальчиков.

Социализация  девочек  происходит  несколько  легче,  т.к.  социальные признаки   фемининности  накладываются  на   генные   образования.   Однако, содержательные   компоненты   фемининности   не   способствуют   становлению элементов самоуважения и самоценностей девочек.  Традиционно  их  награждают  прозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздо  чаще  опекают родители, что способствует развитию ощущения  собственной  незначительности, существенное  влияние  на  становление  образа  девочки,  женщины  оказывают историко-культурные   образцы   (подчиненное    положение).    Отрицательным фактором в усвоении содержательной стороны женской  принадлежности  высыпает также совмещение женской функции и профессиональной - очень тяжело  работать и быть мамой.

Несмотря на то, что у  девочек  легче  протекает  процесс  полоролевой идентификации,  ей  труднее  определиться   в   полоролевых   предпочтениях. Причинами этого служат то, что девочки видят  сложную  жизнь  своих  мам,  в обязанностях девочек лежит помощь мамам по  хозяйству,  а  также  им  нельзя прыгать, кричать и т.д., потому что это некрасиво делать  девочкам.  Поэтому большинство девочек хотели бы  быть  мальчиками,  у  них  больше  стремления играть в мальчишеские игры, чем у мальчиков в девчоночьи.

Все эти особенности необходимо учитывать в работе с детьми.

 Становление личности и его полоролевая социализация  осуществляется  в деятельности общения, как со взрослыми, так и со  сверстниками.  В  процессе общения  ребенок  получает  информацию  в  семье,  от  других   людей,   его окружающих.

     

 

 2.  ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ  МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК.

Определенное отношение к полу ребенка формируется у родителей еще до того, как он появляется на свет. Родители часто пытаются определить пол будущего ребенка и строят в отношении него разнообразные честолюбивые планы. Если ожидается рождение мальчика, то родители обычно считают, что он будет сильным, смелым, умным и самостоятельным. Если родители хотят девочку, то она непременно должна быть красивой, грациозной, нежной, восприимчивой к искусству и удачливой в замужестве.

Ребенок родился. Малыш вступает в мир не абстрактным бесполым ребенком, но будущим мужчиной или будущей женщиной. И мать выкармливает, ласкает, баюкает не "вообще" ребенка, но мальчика или девочку, Даже уход за ними не одинаков, что уж говорить о воспитании. Цель забот взрослых - как можно деликатнее учить мальчика быть мужчиной, девочку - женщиной.

Пол ребенка определен. Является ли он гарантией того, что ребенок, названный мальчиком, станет со временем считать себя мужчиной, а девочка - женщиной? Однозначного ответа нет, многое зависит от биологических предпосылок и воспитания. Бывают случаи, когда ребенка воспитывают в соответствии с его полом, а он все равно считает себя иным, - говорят, "природа берет свое". А случается, что родители сами воспитывают ребенка не так, как того требует его пол.

На что же опираются родители, воспитывая мальчика или девочку? В первую очередь, на собственные представления о том, каким должен быть мужчина и какой - женщина. Во многом эти представления у разных людей похожи. В нашей культуре за мужчиной закреплены активность, уравновешенность и сдержанность, он оценивается по достижениями в материальном обеспечении семьи, тогда как женщина должна быть хорошей хозяйкой, по характеру - мягкой, пассивной, зависимой. Когда друзья, родственники и родители обсуждают внешность новорожденного, половые стереотипы присутствуют во всем: "Какой большой! Он будет футболистом", "Какая хорошенькая! Она просто куколка!".

Мальчики развиваются как физически, так и психологически несколько более медленными темпами, чем девочки. Говорить они начинают в среднем на 2-4 месяца позже девочек, позже у них вырабатываются и многие понятия, связанные с взаимоотношениями Хорошо известны различия в отношении общества к мужчинам и женщинам и различия в их социальных ролях. Даже в детстве матери обращаются с мальчиками и девочками по-разному и неодинаково разговаривают с ними. Вероятно, различия в типах родительского поведения отчасти являются следствием различий самих людей. Однако представления родителей о том, как должны вести себя мальчики и девочки, во все возрастающей степени определяют то, какие сами родители будут одобрять, а какие осуждать.

Заметно, что мальчики более склонны к проявлению агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладание некоторыми близкими к агрессивному формами поведения (настойчивость, активное, напористое поведение, не боящееся конфликтов) поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально-личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего возраста категорически запрещается вести себя агрессивно, так как в женский социально-психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность.

Первичная половая идентичность, то есть сознание своей половой принадлежности, формируется у ребенка уже к полутора годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются, включая широкий набор маскулинных и феминных свойств.

Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В три - четыре года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой). В шесть - семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференцировки поведения и установок, мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т. д.; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию половых различий.

По каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность, до конца не ясно. Уже в три - четыре года половая принадлежность ассоциируется с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и поведенческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Важно подчеркнуть, что осознание ребенком своей половой роли предполагает и определенное отношение к ней. Во-первых, это полоролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, это полоролевые предпочтения, то, какую половую роль индивид предпочитает; это выясняется вопросами типа: "Кем бы ты предпочел быть - мальчиком или девочкой?" и экспериментами, в которых ребенок вынужден выбирать между мужским и женским образцом или ролью. Несовпадение полоролевых предпочтений и половой идентичности обычно, так или иначе, проявляется в поведении ребенка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны между людьми.

Обучение мужественности и женственности начинается в раннем возрасте, И все же не стоит начинать слишком рано. В дошкольном возрасте как мальчики, так и девочки любят играть в куклы и "мамину работу". Так и должно быть, хотя некоторые папы и мамы приходят в ужас при виде пятилетних мальчиков, занимающихся "кормлением" куклы. Дошкольникам обоих полов нужно дать возможность, если они хотят, играть в одни и те же игры и игрушки. В этом возрасте не следует проводить четкую грань между играми мальчиков и девочек. Отцам не стоит растить из своих четырех-пятилетних сыновей - чемпионов по боксу, если они предпочитают играть с кукольным домом. Дошкольники обоих полов должны иметь возможность играть как в "девчоночьи", так и в "мальчишечьи" игры без опасения вызвать этим неудовольствие родителей.

С возрастом различия между мальчиками и девочками становятся все более отчетливыми. Они проявляются задолго до полового созревания.

В центре внимания и интересов девочки, начиная с раннего возраста, находятся взаимоотношения между людьми, предметы потребления; одежда, утварь. Пространство, представляющее для девочки интерес, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, актуально отражено в сознании. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. Отсюда, в частности, интерес к средствам транспорта (самолеты, пароходы, машины и прочая техника). Вместе с тем многое из непосредственного окружения ускользает от внимания мальчика, недостаточно отражено в его сознании и часто в домашних делах, в быту он беспомощен, хотя и интересуется полетами в космос, путешествиями и приключениями. Разумеется, здесь многое зависит и от воспитания: девочку чаще привлекают к домашнему хозяйству, однако это делается не вопреки ее склонностям, интересам. Мальчики же, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам.

Девочка склонна к попечительской деятельности - ухаживать, нянчить, проявлять заботу и т. д. Известно, что старшие сестры чаще поправляют своих младших братьев, когда последние начинают говорить, чем старшие братья своих младших сестер. Девочки вообще склонны поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или сверстников, порой утрачивая в этом чувство меры; подобного не замечается в отношениях старших братьев к своим сестрам или мальчиков к девочкам вообще. Склонность к попечительской деятельности, которую можно рассматривать как проявление материнского инстинкта, находит выражение в выборе игрушек, в характере игр.

Родители ориентированы на разные занятия с мальчиками и девочками. Когда их просили протестировать своих двухмесячных детей, то они больше внимания уделяли тем заданиям, которые по стереотипам больше соответствуют полу ребенка. Если задание заключалось в том, чтобы заставить улыбнуться и издать какой-либо подражательный звук, то родители больше времени тратили, занимаясь с дочерьми, а если задание было - схватить игрушку, то занимались больше с мальчиками, особенно, папы.

Родители покупают разные игрушки для мальчиков и девочек. Игрушки для мальчиков больше ориентированы на активную и подвижную игру (пистолеты, машины, спортивный инвентарь), тогда как игрушки для девочек предназначены для более тихих занятии, часто связанных с домашним хозяйством (куклы, кукольные домики, посуда, мебель). По-разному оценивают родители одно и тоже поведение у мальчиков и девочек. Если девочка играет мальчишескими игрушками, то на это обычно смотрят сквозь пальцы, но если мальчик предпочитает куклы, то обязательно начинают бить тревогу.

Если девочки склонны к попечительской деятельности, то у мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям. Если женщина лучше чувствует и понимает назначение вещи, ее потребительскую пользу (т. е. опять-таки это выражает направленность ее интересов на человека), то мальчик или мужчина лучше понимает и больше интересуется устройством вещей. Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как непригодную вещь, мальчик же лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством. Девочки, как правило, используют игрушку по назначению, делая ошибки в ее применении лишь по незнанию, мальчики же могут приспосабливать игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения. Кроме того, мальчиков больше интересует устройство игрушки, чем ее назначение. Отсюда вся та многочисленная разобранная или разломанная техника в "хозяйстве" мальчика, да и хозяйством собрание его игрушек назвать намного труднее, чем игрушки и вещи девочки. Характерно, что и само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь - смотреть, как она устроена, так и не испробовав ее в деле. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям, тогда как в аналогичных условиях девочка строит не города, замки, вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями.

Игра помогает ребенку познать мир со всех сторон. В игре дети изучают социальные роли. Они готовятся к будущей взрослой жизни и примеряют на себя роль матери или отца, учителя, врача, пожарника и другие роли. Что означает быть матерью? Как бы мне понравилось быть врачом? Такие игры позволяют детям взглянуть на окружающее глазами другого человека.

В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованны. За пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель, тогда как мальчики находят себе занятие по ходу, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно, в отличие от настороженного отношения девочек.

В ходе половой социализации мальчики испытывают большее давление среды, т.к. требования к маскулинности мальчиков в целом жестче, чем к фемининности девочек.

В последние десятилетия жесткость маскулинных экспектаций и количество социальных барьеров на путях воспитания маскулинности возрастают почти параллельно. Достаточно вспомнить, что мальчик в ходе воспитания переходит из одних женских рук в другие: мать - воспитательницы в дошкольных учреждениях - учительницы в школе, а, следовательно, вне зависимости от декларируемых воспитателями задач, он воспитывается как "удобный для обращения" с женской точки зрения. Эти контрасты нельзя не учитывать при обсуждении проблемы так называемой феминизации мужчин. "Беда, если мальчика воспитывали как девочку. Мать любовалась красивым сыном и, подчеркивая его нежную красоту, отрастила ему пышные и длинные волосики, одевала в рубашечки с кружевами и воланчиками. Вместе с мамой и ее подругами он шил, вышивал, играл. С мальчиками ему запрещалось общаться: "они грубые, жестокие и неаккуратные". А потом он пошел в школу". Это был "несчастный, отвергаемый как мальчиками, так и девочками", ребенок, - пишет педагог и психолог В.И.Гарбузов.

Однако плоха и другая крайность. Отец воспитывал сына "настоящим мужчиной". "С пяти лет его отдали в секцию боевых единоборств, Укрепляли его мышцы, связки, кулаки, но забыли о духовности, не воспитывали великодушие и гуманность. В школу пошел дерзкий, грубый, агрессивный мальчик. Этот будет мужчиной, но "мужчиной для джунглей", а не для общества и семьи, - замечает В.И.Гарбузов.

"Дети чувствуют себя лучше, когда папы принимают активное участие в их жизни,- считает Бенджамин Спок. - Отцы, воспитанные своими родителями в лучших традициях, соответствующих мужской роли, могут с убедительностью и авторитетом воспитывать у детей дисциплинированность. Имеется в виду успешный контроль и правильное руководство поведением ребенка".

"Чтобы выполнить свое биологическое предназначение, мальчики должны солидаризироваться со своими отцами, а девочки - с матерями.. Это особенно важно в переходном возрасте, когда мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами. Солидаризация происходит успешнее, если отношения с детьми построены на уважении и любви. Завоевав привязанность детей, мы стремимся пробудить в них желание превзойти нас в достижении этих целей" - пишет американский психолог Хэйм Г. Джиннотт.

Теплые отношения с заботливым и компетентным отцом, построенные на любви, способствуют развитию отцовских мужских качеств, и в той мере, в какой отец представляет свою культуру, у мальчика формируются соответствующее мужское поведение и мужские установки. Он идентифицируется с традиционной маскулинностью и чувствует себя удовлетворенным, ощущая свою принадлежность к мужскому полу, - так определяет роль отца в воспитании мужественности у мальчиков английский ученый У.Штейнберг.

Сложившийся в обществе характер разделения труда, склонность мужчин и женщин к определенного рода деятельности оказывают влияние на подрастающее поколение, так как в одних и тех же условиях мальчики непроизвольно подражают мужчинам и усваивают образцы мужской деятельности, девочки подражают женщинам и усваивают образцы женской деятельности. Выбор объекта подражания в зависимости от своей половой принадлежности - общечеловеческое свойство, реализоваться же оно может по-разному, так как характер деятельности объектов подражания меняется. Общечеловеческий характер носят и многие из описанных выше особенностей мальчиков и девочек (склонность девочек к попечительской деятельности, мальчиков - к преобразующей и т. д.), но в конкретных условиях все это также проявляется по-разному.

С осознанием себя мальчиком или девочкой приходят и установки "каким быть". Установки формируются воспитанием, условиями жизни, средой, опытом жизни. И у одного мальчика складываются установки на мужское как на нечто рыцарское, а на женское - как на возвышенное, хрупкое, требующее защиты и уважения; у другого же установки на мужское как на грубое, сильное, агрессивное, а на женское - как на чувственное, физиологическое, что следует завоевать лишь как собственность. Различны установки на мужское и женское и у девочек. Основные, самые прочные установки формируются до семи лет, а от них во многом зависит судьба человека, выбор им жизненного пути. И детям необходимо внушить установки на истинное в мужественности и женственности. И какими вырастут мальчики и девочки зависит прежде всего от родителей.

ГЛАВА II. 1. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧКИ.

Особенности психики девочек. У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками,   более  аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость  женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков. Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Появление в семье ребенка прежде всего требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек — все это служит интересам такого развития.

Мать – пример для  дочери. Главным воспитателем детей в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своему младенцу. Естественно, что и дети отвечают матери соответствующим образом, между ними — особенно в раннем возрасте ребенка — обычно  устанавливаются  более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.

Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери начиная с первых недель — успех его воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь прежде всего у матери перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становится свойством дочери.

Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки   (куклы,   игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде. Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.

Роль отца в воспитании дочери. Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.

Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.

Дочь – школьница. Поступление ребенка в школу — большое событие для него и его родителей. Став школьницей, девочка активно включается в систему общественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Она принимает на себя вполне конкретные обязанности — добросовестно учиться, вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированным помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей — установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.

В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возможность проконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этом специфические особенности жизни своей семьи.

Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными   упражнениями.   Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с ребенком. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по-прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и т. п.

Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствовать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение — девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости  напоминают  об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов. Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошим поведением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.

Разумеется, совершенно исключаются  какие-либо  физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.

Первые уроки взрослой жизни в семье. В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется. Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметь собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших, предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересов расширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь более обширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

Испытывая определенные трудности с учебой в 5—6-х классах, вызванные, в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляются в основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно, чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и с дисциплиной.

Поскольку  многие  девочки-школьницы предпочитают гуманитарные учебные предметы, в целях всестороннего развития родителям имеет смысл привлекать их внимание и к естественно-научным дисциплинам, раскрывать значение таких предметов, как математика, физика, химия,   для   совершенствования мышления, повышения общей культуры. Вместе с тем, учитывая их интерес к внутреннему миру человека, важно оказывать им содействие в этом отношении путем непринужденных бесед на соответствующие темы, обсуждения художественных произведений, рекомендации доступной литературы по психологии.  Девочки-подростки охотно читают популярные книги, посвященные проблемам нравственности, конкретным вопросам взаимоотношений между людьми, между полами, культуре поведения, что оказывает положительное влияние на их нравственное и общее развитие.

Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущей профессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблеме специальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способности дочери, а с другой — знакомя с различными сферами деятельности, специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие  профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница,     учительница, врач, медсестра, машинистка, портниха, продавщица, парикмахер, повар, доярка и т.д. При выборе профессии наряду с личными интересами девочки имеют значение состояние ее здоровья, семейные традиции и другие обстоятельства, с которыми необходимо считаться. В любом случае нельзя забывать, что верный и обоснованный выбор призвания, жизненного пути — весьма важная предпосылка человеческого счастья, материального и морального благополучия.

В среднем и старшем школьном возрасте   становится   особенно актуальной задача подготовки дочери к семейной жизни. Создание семьи, выращивание и воспитание детей — естественный долг каждого здорового человека. В процессе семейного воспитания необходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение,   помогает  сформировать положительное отношение к семье, стимулирует    целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни. Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примером родительской семьи. Если девочка изо дня в день видит, как хорошо и дружно живут отец и мать, помогают друг другу во всем, какая теплая и доброжелательная атмосфера постоянно царит в доме, насколько легче преодолеваются любые трудности общими усилиями, у нее закономерно будет складываться впечатление о том, что именно семья создает все условия для счастья, что она действительно нужна каждому.

2. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКА.

Особенности психики мальчиков. Семейное воспитание мальчиков, имея много общего с воспитанием девочек, тем не менее обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола. Правда, на практике эти особенности в силу разных причин и обстоятельств и в семье, и в школе часто не учитываются. Но такая практика, разумеется, отнюдь не служит интересам повышения эффективности усилий воспитателей по формированию личности будущих мужчин. Поэтому родителям, действительно и всерьез заинтересованным в правильном воспитании своих сыновей, целесообразно знать и учитывать их половые особенности.

Представители мужского пола обладают  большей  физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие.

Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются   самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы.

В силу половых особенностей мальчиков воспитывать их несколько сложнее. Успеваемость в школе у них ниже по сравнению с успеваемостью девочек, они менее самокритичны; в среднем школьном возрасте среди них в результате упущений в воспитании чаще появляются «трудные» подростки, которым свойственны вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания, сквернословие и др.), а также правонарушения (хулиганство, воровство). Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем и на супружеской жизни.

Отец и мать – пример для сына. Как вообще любому ребенку, мальчику для его нормального развития необходимо широкое и содержательное общение как с матерью, так и с отцом, доброе влияние обоих родителей. Хотя мать всегда ближе всем своим детям, для мальчика отец близок по половому признаку, и этим в большой мере определяется характер их взаимоотношений, восприимчивость мальчика к отцовскому влиянию.

Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына, рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела.

Мать в глазах мальчика должна воплощать в себе все лучшее, что вообще характерно для женщины. Своей искренней и бескорыстной любовью она вызывает ответные чувства у сына, стимулирует его эмоциональное развитие. Отношение к матери дает возможность мальчику в определенной степени усвоить характер взаимоотношений с лицами женского пола вообще, приучает его проявлять заботу о людях, оказывать необходимую помощь окружающим.

Воспитывая сына, и отцу, и матери важно помнить о задачах всестороннего развития его личности, с раннего детства приучать к правильным, добрым и уважительным отношениям с девочками. Учитывая физические и психологические особенности мальчиков, следует уделять внимание тому, чтобы сын, сохраняя свойственное ему стремление проявлять физическую активность, вместе с тем привыкал к порядку, аккуратности, организованности, овладевал навыками дисциплинированного поведения. В этом смысле большое положительное значение имеет участие ребенка в различных играх, домашних делах. Отвечая детским интересам, развивая физически и умственно, они учат дисциплине, общению со сверстниками, а также способствуют проявлению активности, самостоятельности, инициативы, организаторских умений, полезных навыков.

Важно приучать мальчиков к самообслуживанию. Каждый мальчик – подросток - юноша в соответствии со своими возрастными возможностями должен уметь и себя обслужить, и оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. При этом, конечно, было бы неверным выделять для них только «мужские» дела и занятия: настоящий мужчина должен быть, как говорится, мастером на все руки. Успех в данном случае обеспечивается не столько словесными призывами и нотациями, сколько личным примером родителей, отца, включением сына в посильную повседневную трудовую жизнь семьи.

Как правило, с мальчиками-школьниками, подростками у родителей больше хлопот, нередко их приходится  заставлять  учиться. Дети не могут предвидеть последствий своих поступков, своего нежелания закончить школу, техникум, вуз. Отец и мать, опираясь на свой жизненный опыт, должны показать важность образования, его возрастающую роль в связи с научно-техническим прогрессом, содействовать выработке у сына ответственного отношения к учению, понимания необходимости непрерывного образования.

Трудности подросткового возраста. Ответственный этап воспитания мальчиков — подростковый возраст. Не случайно этот возраст называют трудным: таким он является как для самих подростков, так и для родителей, учителей. Эта трудность обусловлена многими причинами, и в частности тем, что учащиеся среднего школьного возраста, переживая  переходный период, находятся в состоянии, когда они уже не дети, но еще и не взрослые. Такое «промежуточное» положение подростков вызывает естественные противоречия между их притязаниями и реальными возможностями, что ведет порой к необъяснимым на первый взгляд поступкам, к резкой смене настроения и другим особенностям поведения. Поэтому отцу и матери особенно надо быть терпеливыми, не отталкивать сына, не отваживать от дома, не отвечать резкостью на резкость, разумно сочетать требовательность и уважение во взаимоотношениях с ним.

Возросшие физические и умственные возможности учащихся среднего школьного возраста, с одной стороны, снимают с родителей известную долю забот, но с другой — значительно повышают их ответственность за надлежащую реализацию этих возможностей. Чтобы растущая энергия подростков была направлена во благо, необходимо создавать условия для полезной и привлекательной для них практической деятельности.

Как отвлечь от дурного влияния? Озабоченность родителей нередко вызывают факты, когда подростки попадают в дурные компании, начинают курить, употреблять алкоголь, заниматься другими неблаговидными делами. Надо подчеркнуть, что чаще всего это — результат упущений предшествующих лет воспитания. Но здесь могут отрицательно влиять и новые приятели подростка с «улицы». Поэтому родители должны интересоваться, с кем их сын проводит свободное время, чем они занимаются, и тактично направлять выбор друзей, стимулировать их полезное времяпрепровождение. Помимо школьных занятий у мальчика есть широкий выбор разнообразных видов внеклассной и внешкольной деятельности — в предметных, технических, художественных и иных кружках, спортивных секциях, творческие занятия дома. Важно всеми мерами содействовать тому, чтобы подростки читали художественную и научно-популярную литературу, разные газеты и журналы. Интересные и полезные занятия не оставят времени для безделья, будут способствовать общему развитию, активизации школьника, помогут ему определить свое призвание.

Достижению этих и других воспитательных целей служит участие подростков в ученическом самоуправлении, в работе юношеских и молодежных организаций. Заинтересованные в этом родители не только поощряют такое участие, но и оказывают реальное содействие своими советами, предположениями, конкретной помощью, что помимо всего прочего, безусловно, повышает их авторитет в глазах подростков.

Поиски идеала. Так же как и для девочек, в подростковом возрасте для мальчиков приобретает актуальность проблема выбора будущей профессии. Родители, конечно, весьма заинтересованы в ее оптимальном решении. В данном случае полезны беседы общего характера — о роли труда в жизни человека, о необходимости добросовестного отношения к любой работе, о важности учета индивидуальных склонностей и способностей, рассказы о людях разных профессий, обсуждение преимуществ и недостатков той или иной конкретной специальности. Прямой резон отцу и матери рассказывать и о собственной работе, ее трудностях и радостях, может быть, показать свои рабочие места, продукцию и т. д. Жизнь свидетельствует, что наиболее благоприятным результат бывает,   когда   ответственный вопрос о выборе сыном жизненного пути решается согласованно и уж во всяком случае не вопреки его желанию.

С расширением кругозора, приобретением  жизненного  опыта подростки начинают поиски идеала, которому они хотели бы подражать, что стимулирует их к самовоспитанию. Это чрезвычайно важно для формирования личности: к усилиям воспитателей подключается сам объект воспитания, существенно повышая его эффективность. Однако такое возможно, если родители держат в поле зрения этот процесс, тактично помогают подростку в выборе идеала, ненавязчиво знакомя с достойными людьми из окружающей жизни, истории, литературы, раскрывая их высокие моральные качества, если они практически содействуют личным усилиям воспитанника в выработке желаемых черт характера.

Нужно признать, что миссия родителей-воспитателей    весьма трудна. Им надо постоянно учиться, быть начеку, чтобы не допустить промаха в отношениях с сыном. А он взрослеет, и, естественно, на него влияют сверстники и старшие друзья. Однако и у родителей немало возможностей воспитательного воздействия. Среди методов семейного воспитания подростков наиболее действенный — метод убеждения. Убеждать можно, беседуя, советуя, разъясняя на собственном примере. Вместе с тем в необходимых случаях приемлемо и применение твердых требований, а также поощрений и наказаний.

Юноша в семье. Учащиеся старшего школьного возраста требуют к себе по сравнению с подростками нового подхода. В юношеском возрасте многие качества личности, черты характера в основном уже сформированы, и задача родителей — способствовать их совершенствованию, надлежащей корректировке, преодолению имеющихся недостатков. Главное направление воспитательных усилий отца и матери — подготовка достойного гражданина, добросовестного труженика, хорошего семьянина, надежного защитника Родины.

Для нормальных взаимоотношений родителей со старшеклассниками, создания благоприятных условий, обеспечивающих эффективность влияния на них, в первую очередь необходима четкая установка старших на то, что они имеют дело с людьми, которые являются равноправными членами семейного коллектива. Это значит, что все или почти все вопросы жизни семьи касаются и старшеклассников, что они могут и должны принимать участие в их обсуждении и реализации, что родителям следует прислушиваться к мнению молодежи и считаться с этим мнением. Такая позиция родителей, импонируя юношам, помогает сохранять и развивать на новой основе доверительные отношения, способствующие дальнейшему воспитанию юношей.

Успех воспитательного воздействия отца и матери на юношу возможен лишь при постоянном общении. Оно предполагает не только специальные беседы, но главным образом совместный труд и отдых, коллективное обсуждение насущных семейных проблем, обмен новостями, взаимопомощь и многое другое. Важно, чтобы отношения родителей к сыну строились на основе доверия, взаимопонимания, что обычно вызывает ответное доверие, ответное чувство.

Важен личный пример родителей, других старших членов семьи. Их поведение, поступки, высказывания, оценки людей и событий убедительнее всяких наставлений и нотаций воздействуют на молодежь, как бы автоматически выступают эталоном для подражания. Не жалейте времени на непринужденные беседы,   обсуждайте   злободневные вопросы — дети должны знать мысли, взгляды отца и матери. Ненавязчиво давайте советы. Это в сущности то же поучение, но оно не внушается, а предлагается на основе равноправия. Следует назвать и такую форму воспитания, как просьба. Если родительские просьбы учитывают реальные возможности сына, сформулированы надлежащим образом и не слишком часты, то юноша, как правило, охотно откликается и выполняет их, старается оправдать возлагаемые на него надежды.

Эффективное воспитание учащихся старшего школьного возраста в семье — дело важное, ответственное и весьма непростое. Здесь требуются творческий подход, умение быстро ориентироваться, учитывать реальную обстановку, проявлять инициативу, находчивость, смекалку. Но самое главное — родители не должны рассчитывать, что все само собой образуется, им необходима твердая установка на целенаправленное воспитание своего сына, осознание высокой ответственности за подготовку юной смены. А поэтому важно постоянно пополнять свои педагогические знания, использовать положительный опыт других родителей, поддерживать сотрудничество со школой, учителями, слушать специальные лекции, читать литературу, рассчитанную на родителей. Словом, если хотите, чтобы ваши дети достигли успеха в жизни, раскрылись как личности, специалисты, трудитесь, как говорят, не покладая рук. Это с лихвой окупится и для вас, и для них, и для общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальные проблемы коррекционной педагогики»

Цель доклада – представить краткий обзор существующих проблем системы специального образования на современном этапе, рассмотреть возможные пути их решения....

Актуальные проблемы педагогики и профессионального образования

педагогические средства экономического воспитания дошкольников...

Актуальные проблемы педагогики, психологии и профессионального образования

изучение проблемы готовности к школьному обучению детей в теории и практике образования...

Всероссийская педагогическая конференция "Актуальные проблемы современной педагогики"

Информационно-коммуникационные технологии в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педаго...