Гендерное воспитание дошкольников
консультация на тему
Рекомендации родителям о полоролевом воспитании ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_lektsiya.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Необходимость в программе полоролевой социализации мальчиков и девочек назрела уже давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Анализ лицензированных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, программа «Радуга» — 1994, программа «Развитие» — 1994) показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С. Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П. Хризман, 1978). К сожалению, результаты их научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере. Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них большая сопротивляемость к заболеваниям. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, гемофилия, заикание, неврозы.
В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям.
По данным Т.М. Титаренко (1989) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Так у девочек лучше показатели в равновесии и гибкости, более развита мелкая моторика. Мальчики же быстрее бегают, дальше прыгают с места, у них лучше показатели в метании на дальность, больше сила рук. Девочки раньше начинают читать, пользуются сложными грамматическими конструкциями, их речь предметно-оценочная. У мальчиков превалирует абстрактное, «внесловесное», отвлеченное мышление, при решении арифметических задач присутствует логика. Словарь мальчиков богат глаголами, междометиями, что свидетельствует о внутреннем динамизме психической жизни, стремлении не созерцать, а видоизменять. Девочек интересует человек и окружающая его среда: одежда, утварь, предметы домашнего обихода. Они любят играть с куклой, проявляя заботу. Предпочитают порядок в вещах. Мальчикам интересны средства передвижения: самолеты, поезда, теплоходы, машины. Они любят путешествовать, изобретать, конструировать. Мальчики стремятся разобрать механизм, узнать его устройство, увидеть фактическую сторону дела. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.
Первичная половая социализация, т.е. обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что девочкам следует себя вести не так, как мальчикам. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков — смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.
Все это и определило содержание работы по дифференцированному подходу к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. Суть дифференцированного воспитания заключается:
- в овладении культурой в сфере взаимоотношений полов;
- формировании адекватной полу модели поведения;
- правильном понимании роли мужчины и женщины в обществе.
Явными проявлениями гендерной идентичности ребенка являются игрушки и одежда, которую он стремится одевать. Если интерес к играм и одежде противоположного пола слишком выраженный, то следует обратить внимание на данный аспект воспитания ребенка.
Современные требования к программам гендерного воспитания
В последнее время специалисты рекомендуют подходить к вопросам гендерного воспитания детей комплексно. Их следует развивать всесторонне, прививая им качества обоих полов. Связано это с тем, что общество выдвигает немного другие требования к полам. Современные женщины вынуждены быть более решительными и действенными, а мальчики должны уметь сочувствовать другим. Так, в девочках воспитывается решительность, а в мальчиках терпимость и умение сопереживать.
Имея признаки поведения, присущие обоим полам ребенку будет легче адаптироваться к требованиям современного мира. Важно при этом соблюдать баланс, так как размытие границ между мужскими и женскими качествами будет негативно влиять на социальное развитие ребенка.
Рекомендации родителям по воспитанию дочерей.
- Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
- Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
- Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
- У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
- Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
- Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Рекомендации родителям по воспитанию сыновей.
- Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).
- Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.
- Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).
- Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.
- Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!
- Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
- Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.
- Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
- Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
- Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.
- Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
П А М Я Т К А
- Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.
- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
- Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
- Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...
"Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"
Представлен опыт работы детского сада по полоролевому воспитанию дошкольников...
методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников
Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
"Гендерное воспитание дошкольников".
Консультация для родителей....
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...