Художественно-эстетическое развитие детей через продуктивную деятельность.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Что такое художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста? Задавая себе этот вопрос, я не понимала, насколько это глубокое понятие. Быть эстетически развитым означает воспринимать красоту окружающей природы, с радостью и нежностью смотреть на все вокруг, природу, животных, птиц, растения. Быть человеком, которого волнуют добрые дела и благородные поступки людей, видеть вокруг себя много красивого, может быть, для других незаметного в повседневной жизни. Такой человек несравненно богаче, ярче, радостнее воспринимает жизнь, чем другой, который равнодушно проходит мимо всего этого.
Умение воспринимать красоту не только обогащает жизнь человека, его духовный мир, но и организует, направляет его поведение и поступки. Поэтому огромное значение имеет эстетическое воспитание во всестороннем развитии личности ребенка.
Задача, которую я поставила перед собой, – это довести до понимания родителей, насколько важно в дошкольном возрасте учить детей видеть в самом простом и обычном красоту всего окружающего. Так, например, понимание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и узору, заставит ребенка бережней относиться к ней. Также как и с любовью ухаживать за растением или животным, которых он больше всего любит.
Умение видеть красоту всего окружающего я начинала с экскурсий на природу, проводила с детьми беседы. Мы наблюдали, рассматривали, слушали голоса природы, я знала, что все это поможет детям в такой близи ощутить и увидеть все то, что может быть, они никогда бы не заметили в повседневной жизни. Восприятие всего этого ребенком имеет большое познавательное значение в укреплении любви ребенка к родной природе, к своему поселку, к своей родине.
Занятия рисованием, лепкой и другими видами художественного творчества активизируют сенсорное развитие ребенка, его мелкую моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом, помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.
Чтобы узнать, развивают ли родители в повседневной жизни у детей эстетические чувства, я провела анкетирование и узнала, что 10% родителей понятия не имеют, что это такое, 60% родителей ежедневно беседуют с детьми о том, что нужно беречь окружающую природу и многое другое, а 30% решили не отвечать на вопросы. Тогда я предложила родителям консультацию «Значение семейного воспитания в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста», где подробно объяснила, что изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Но и здесь, я столкнулась с проблемой. Многие родители из-за нехватки времени не смогли воспользоваться этой информацией.
Задав родителям один вопрос: «Желают ли они, чтобы у детей развивался художественно-эстетический вкус?». Многие родители заинтересовались, попросили подробнее рассказать, как можно заниматься художественным творчеством дома, развивая художественно-эстетического вкуса. На родительском собрании я провела с родителями беседу, что первоначально надо развивать наблюдательность, умение видеть, рассматривать, отдавать себе посильный отчет в увиденном. Тем самым обогащаются знания зрительных представлений ребенка о предметах. Познавая много нового, ребенок испытывает массу новых эмоций, которые вызывают у него интерес, следовательно, углубляет знания о предметах, расширяет кругозор.
Объяснив родителям, что большое значение для воспитания способности ребенка эстетически воспринимать окружающее имеет у него активного выборочного отношения к предметам и явлениям. Когда он сам путем сравнения выбрал наиболее понравившуюся ему вещь, заставляет ребенка мотивированно делать свой выбор, находить для этого соответствующие объяснения, что способствует активному познанию его эстетического отношения к окружающему. Так же развитие образного мышления помогает детям понять, какие качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, т.е. делают его красивым. Если ребенок слышит, что та или другая вещь красива потому, что она хоть и проста по форме, но тщательно выполнена, ее приятно взять в руки, ею удобно пользоваться, то ребенок постепенно начинает понимать, что красиво не только то, что ярко, нарядно, но и то, целесообразно мастерски выполнено.
Предложила родителям донести до понимания детей, что огромное разнообразие форм и цветов в природе, в окружающей его жизни. При наблюдении ребенок рассматривает окраску неба, солнца, растений в различное время. В разные времена года, при любом состоянии погоды. Надо, чтобы он увидел, что, хотя растения и деревья все зеленые, они имеют массу оттенков. Такие наблюдения способствуют развитию у ребенка более точного и тонкого различения цвета и формы, что играет большую роль в воспитании вкуса. Поэтому постоянные поощрения и одобрения родителей к наблюдениям является важным и наиболее эффективным средством в художественно-эстетическом воспитании детей.
Для развития художественно-эстетического творчества я предложила родителям приобрести различные материалы для детского творчества. И с самого начала предоставить ребенку возможность выбрать, с каким материалом, будут это краски, пластилин или цветная бумага, ему больше всего захочется работать. Занимаясь художественным творчеством дома должно лежать систематическое развитие у ребенка способности активно, целенаправленно рассматривать предметы и явления, и переносить увиденное в свои работы. В своих работах ребенок выражает свое отношение и воспроизводит свои представления о предметах, явлениях, свои наблюдения над окружающим. Цвет, его сочетания являются наиболее доступным для него средством художественного выражения своих творческих замыслов. Характерная особенность художественного творчества детей на первом его этапе – большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни. Родители могут подсказать ребенку сюжеты из окружающей действительности. Большую помощь родители могут оказать ребенку, помогая ему уточнить свои представления путем целенаправленного наблюдения тех предметов действительности, которые ему надо изобразить.
Таким образом, развитие у ребенка художественно-эстетического творчества в его избирательной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация – все это доступно семье. И это будет прочным фундаментом дальнейшего художественно-эстетического развития формирующейся личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно-эстетическое развитие дошкольников через продуктивную деятельность
Данный учебно-методический материал является просветительско-обучающим пособием для воспитателей детского сада, которые активно занимаются художественным творчеством, обучением детей-дошкольнико...
Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС (На примере татарского фольклора)
Художественно-эстетическое развитие детей через проектную деятельность в условиях ФГОС(На примере татарского фольклора)Разработала воспитатель МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбини...
Развитие воображения через продуктивную деятельность у детей с нарушением слуха.
Воображение достаточно специфичный и сложный процесс. Главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы. Развитие творческих способностей де...
«Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления развития детей подготовительной к школе группе через проектную деятельность».
laquo;Экологическое воспитание средствами художественно-эстетического направления...
Мастер-класс "Развитие творческих способностей детей через продуктивную деятельность"
Мастер-класс для педагогов....
Семинар «Формирование художественно-эстетических способностей дошкольников в условиях продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...
Мастер-класс "Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"
Мастер-класс "Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"...