Семейное чтение
консультация (подготовительная группа) по теме
Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как залога жизненного успеха;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Условием оказания педагогической помощи родителям является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. Общение педагога с родителями в дошкольном учреждении обладает рядом преимуществ: возможностью индивидуального подхода, постоянством контактов, непосредственностью, наличием «обратной связи». Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, использование разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения.
Одной из проблем является «читательское поле» семьи. Формирование семейного "читательского поля" - важная проблема, особенно в ранний читательский период, называемый "библиотечным возрастом" ребенка. Первые попытки привлечь ребенка в библиотеку, к чтению книг совместно с родителями начинаются тогда, когда ребенок воспринимает литературные произведения с голоса. Процесс восприятия книги, вообще литературного поиска закладывается в семье. Этот тезис один из главных в организации семейного чтения.
И организация семейного чтения, и само понятие "семейное чтение" считаются общепринятыми и поэтому почти нигде четко не определяются. В целом же оно может быть представлено следующим образом: семейное чтение - это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.). К сожалению, традиция совместных с детьми переживаний в процессе чтения и последующих размышлений о прочитанном исчезла из обихода.
Методы и приемы работы по семейному чтению:
- Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Целесообразно выбирать небольшое по объему произведение с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Использование иллюстративного комментария при чтении вслух дошкольникам небольших по объему произведений. Методика работы следующая: воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге.
- Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому педагогам следует досконально овладеть методами и приемами использования кукольных постановок. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.
Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного слуха, воспитатель должен овладеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н.Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е.Благининой «Наша Маша рано встала...».
Важное условие успешной педагогической работы — сопровождение чтения игровыми действиями. Дети способны слушать понравившиеся им произведения многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя, который занимает позицию зрителя и участника событий. Начинать знакомство с новой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций.
В детском саду ознакомление с художественной литературой происходит на занятиях и в свободной деятельности. Семейные чтения необходимы не только для закрепления познавательного интереса детей от прочитанной книги, но также они являются важной семейной традицией, которая позволяет в домашних условиях оптимизировать проведение работы по развитию речи.
Для наиболее эффективной работы с родителями по организации семейных чтений можно предложить следующие формы:
- Проведение цикла «Уроков волшебного слова» в помощь организации семейного чтения детей.
- Создание клуба «Семейное чтение»
- Проведение Родительских дней в библиотеке, конференций для родителей, организация семейного отдыха.
- Совместное посещение библиотеки родителями и детьми. Организация индивидуальных консультаций по вопросам чтения, проблемам воспитания детей.
- Литературные праздники, бенефисы читающих семей, организация выставок декоративно-прикладного творчества, проведение различных конкурсов, семейных марафонов и др.
- Дни информации, групповое и индивидуальное информирование по проблемам семейных взаимоотношений, возрождения традиций семейного чтения. Индивидуальная работа с читателями. Работа с семейными формулярами, изучение читательских интересов семьи, составление «карт-схем», индивидуальных рекомендательных списков литературы.
- Организация цикла книжных выставок-советов по организации семейного чтения и воспитания детей, создание информационных стендов, различных экспозиций по проблемам семейного чтения.
Формирование круга детского чтения невозможно без сотрудничества педагога с родителями и библиотекой. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.
Для успешного руководства формированием круга детского чтения педагогу необходимо осуществлять грамотный отбор и организацию художественного материала, позволяющего учитывать читательские интересы детей, принципы формирования круга детского чтения, формы организации работы с родителями и круг семейного чтения ребенка.
Это позволяет:
*родителям глубже понять своего ребенка;
*сплотить семью через чтение художественных произведений;
*вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей;
*помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства развития личности, обучения и воспитания, как залога жизненного успеха;
* расширить в ДОУ библиотеки познавательно-речевой и художественной литературы;
* создать книжные уголки в каждой группе ДОУ;
* пополнить имеющиеся уголки новыми книгами, коллекциями, дидактическим и наглядным материалом;
* создать папки-передвижки, каталки-презентации по творчеству писателей.
Также можно предложить для организации семейного чтения:
- Приобщить родителей к подготовке занятий, развлечений, праздников (пошив костюмов, разучивание сценок, стихов, сказок, пословиц, организация видео/фото съемки).
- Приобщить родителей к участию в занятиях, творческих гостиных, спортивных развлечениях.
- Проведение «Дней открытых дверей».
- Проведение соцопросов, анкетирования.
- Создание уголков семейного творчества.
- Введение традиции «Семейная гостиная «Папа, мама, я - читающая семья».
- Разработка цикла книжных выставок «Книжный парад для дошколят/ семьи».
Всю работу в детском саду по реализации данного проекта наглядно отразят арт-выставки:
- Совместные рисунки «Краски прочитанной книги».
- Семейные фотографии «Вместе с книгой я расту».
- Фоторепортажи «Читающий детский сад».
- «Экран прочитанных книг».
Традиции в ДОУ:
- Утренние 5-минутки: «Рассказ о прочитанной дома книге» - каждый день.
- Дневные литературные чтения: (чередование разных форм).
- знакомство с творчеством детских писателей;
- декламация стихов детьми;
- совместная или индивидуальная деятельность по иллюстрированию прочитанных
книг;
- сочинение сказок.
- Вечерние чтения детских книг – каждый день.
- Совместные домашние чтения детских книг перед сном.
- Совместные походы в выходной день в библиотеку, выборы книг.
- Беседы о прочитанном - ежедневно.
- Ведение дневника о прочитанных книгах, интересующих произведениях.
Подведение итогов проводится в конце учебного года: отмечаются грамотами, сувенирами все участники - дети и родители в номинациях:
- Лучший фотосюжет с книгой
- Лучший дневник чтения
- Рекордсмен чтения
- Самый внимательный читатель
- Лучший знаток книг
- Лучший читатель библиотеки
- Книжный доктор
- Преданный читатель библиотеки
- Мастер чтения и т.д.
Задачи по работе с детьми старшего дошкольного возраста:
- закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову;
- наряду с непосредственным жизненным опытом детей расширять их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка, чистоговорка и другие);
- развивать и воспитывать воссоздающее воображение;
- учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;
- помочь ребёнку осмысливать не только поступки персонажей, но и их чувства, мысли; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;
- помочь ребёнку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
- обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.
Консультация для родителей
«Добрая семейная традиция»
Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим чадам, но мало кто задумывается о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребенка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.
Для самых маленьких чтение – это прежде всего общение с родителями. Как удивительно, когда наступает этот прекрасный миг, и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать ее голос, чувствовать запах ее волос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. Когда ребенок устал или болен, после долгой разлуки или ссоры нет ничего полезнее такого эмоционального «чтения-общения».
Во многих семьях есть прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь. Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели, эти минуты приносят крохе не меньше пользы, чем сам сон. Хотя некоторым детям и нравится слушать на сон грядущий захватывающие приключения, большинство детей все же предпочитают спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые. Встречаются даже такие упрямцы, которые способны годами слушать одну и ту же сказку на ночь. Не стоит с этим бороться, возможно, повторение знакомой истории дает малышу ощущение стабильности, помогает расслабиться перед сном. Если малыш болен, не переутомляйте его чтением и не пугайте страшными историями, но и не отказывайте: интересная книга заставит забыть о жаре и насморке, удержит в постели выздоравливающего непоседу.
Чтение новых книг (назовем его условно «литературным чтением») стоит отложить на то время, когда малыш активен и бодр, к примеру, сразу после дневного сна.
Есть дети, которые с готовностью начинают слушать любую новую книгу. Но если ваш малыш относится с осторожностью ко всему новому, расскажите ему заранее, что вы планируете почитать с ним новую книгу, дайте самостоятельно рассмотреть картинки, попытайтесь заинтриговать: «А знаешь, один человечек жил в маленьком домике на крыше и умел летать! Хочешь, я тебе про него почитаю?».
Иногда дети активно отказываются слушать новую книгу или явно скучают во время чтения просто потому, что не доросли до нее. Случается, что та или иная книга не соответствует характеру малыша. Например, есть ранимые, впечатлительные дети которые категорически не хотят читать никаких приключений и авантюрных историй из-за того, что им страшно. Зато они обожают «просто истории про детей, с которыми ничего не случается», типа «Денискиных рассказов» или «Мэри Поппинс». А фантазеры и искатели приключений, с замиранием сердца перечитывающие по десять раз «Таинственный остров» и «Робинзона Крузо» вряд ли заинтересуются назидательными и несколько скучноватыми рассказами из детской жизни вроде «Записок гимназистки» или «Детства Темы».
Не стоит потакать малышу и читать новомодные поделки, популярные среди его сверстников. Выбирайте для чтения хорошие, проверенные временем книги, написанные хорошим литературным языком, талантливые и остроумные.
Часто существует несколько переводов одной и той же иностранной книги. Постарайтесь сравнить их и выбрать лучший. Очень часто наиболее качественным, как ни странно, оказывается первый.
Обратите внимание на то, как издана книга. Бумага должна быть плотной, белой, хорошего качества, шрифт - четким, разборчивым и достаточно крупным. Это важно не только по эстетическим, но и по медицинским соображениям: начинающий самостоятельно читать ребенок может испортить глазки, разбирая мелкие буквы, плохо пропечатанные на сероватой бумаге.
Часто уже умеющий читать ребенок боится подступиться к большой и сложной книге. Помогите ему, начните читать вслух вместе. Такое «опережающее чтение» очень полезно. Часто, втянувшись, малыш продолжает читать самостоятельно или, спустя некоторое время, перечитывает книгу сам еще раз, заново осмысливая уже на новом уровне.
Многим детям необходимо обучающее чтение с элементами развития речи. Если вашему малышу трудно пересказать содержание прочитанного, если он плохо запоминает стихи, косноязычен или у него не очень большой запас слов, с ним необходимо заниматься, и чем раньше, тем лучше, иначе ему будет очень сложно учиться в школе. Для занятий берите небольшие произведения, написанные хорошим русским языком. Переводная литература для этой цели не очень подходит. В принципе, очень хороши «Рассказы из азбуки» Толстого и «Рассказы для детей» Ушинского, потому что они созданы именно для этой цели, но многим детям не нравится их дидактизм. В этом случае можно взять, к примеру, «Денискины рассказы», детские рассказы Зощенко, совсем маленьким – небольшие сказки о животных («Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Волк и семеро козлят»). Главное, чтобы сюжет был ярким, динамичным, легко запоминающимся. Прочитайте текст медленно, выразительно. Потом предложите ребенку в двух словах рассказать, о чем он. Если трудно, помогите сформулировать главную мысль, задайте наводящие вопросы. Можно разыграть рассказ в лицах с той степенью подробности, на которую способен ваш малыш (будет еще интереснее, если вы попробуете смастерить для этой цели немудреных кукол). Может, ребенку будет проще, если вы будете говорить «за автора», а он от лица героев. Особенно удачное представление можно показать и домашним. Если малышу все-таки трудно запомнить даже коротенький сюжет, попробуйте нарисовать «мультик» – пусть ребенок с вашей помощью вспомнит и нарисует, хотя бы схематично, основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробует «озвучить» мультфильм. Если у малыша хорошее чувство юмора, можно предлагать ему какие-то совсем абсурдные варианты развития сюжета; смеясь, он, возможно, вспомнит, как было дело. Ни в коем случае не ругайте малыша за неудачи и не торопите: расстройства речи исправляются крайне медленно. Если же вы увидите, что ваши занятия вообще не дают результатов, обязательно обратитесь к специалисту-логопеду, ничего позорного в этом нет, а если вы упустите время, поправить дело будет намного сложнее.
Особое место занимает познавательное чтение словарей, энциклопедий и научно-популярной литературы. Оно ни в коем случае не должно заменять или вытеснять литературное чтение. Иначе вы рискуете превратить малыша в эмоционально неразвитого сухаря-знайку, который будет считать, что сказки – это только для маленьких, а от стихов никакой пользы. Но в умеренном количестве познавательное чтение очень полезно, оно расширяет кругозор малыша, учит его работать со справочной литературой.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Московского района города Санкт-Петербурга.
Организация работы с родителями по проблеме семейного чтения детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель 2старшей группы
Купавых Ю.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование «Роль книги в семейном воспитании» ...
Статья-консультация для родителей дошкольников об организации семейного чтения «Познавательное семейное чтение»
Семейное чтение является одним из главных факторов общения ребенка и родителя....
Городские Родительские чтения «Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»
Городские Родительские чтения«Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка» Городские Ро...
статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению"
статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению" и немного о нашем проекте посвященному этой теме...
Семинар "Просвещение родителей по культуре чтения. Традиции семейного чтения."
Значимость семейного чтения для детей....
Рекомендуемая литература для семейного чтения, чтения в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (5-7лет)
Рекомендуемая литература для семейного чтения, чтения в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (5-7лет)...
Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"
Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"...