Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей
консультация по теме

Сорокина Анастасия Олеговна

 

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей

Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.  Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады стали приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. И главная задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Рассмотрим подробнее влияние игр с прищепками на развитие ребенка. Игры с прищепками развивают не только мелкую моторику рук, а также развивают воображение и коммуникативную функцию речи, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления.

Знакомя ребенка с прищепками, показываем и рассказываем, где их используют в быту, показываем, как прищепка умеет раскрывать и закрывать "ротик", даём ребёнку самостоятельно помочь прищепке раскрыть и закрыть "ротик", если малышу трудно, помогите ему и подскажите, что пальчики надо сжимать сильнее. Затем предлагаем малышу поиграть с прищепками. Для начала можно поиграть в простые игры, то есть …

Коробочки.

Приготовить 4 картонные коробочки, на дно приклеить кружки красного, жёлтого, зелёного и синего цвета. Подготовить прищепки таких же цветов. Попросит малыша рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующего цвета прикрепить к краю коробочки такого же цвета.

Гномики.

Берём те же 4 коробочки, в них взрослый складывает прищепки соответствующих цветов.

Жили весёлые гномики.  Каждый в своём домике.

Затем взрослый высыпает из коробочек все прищепки и перемешивает их со словами:

Пошли гулять гномики И перепутали домики.

Вы им скорей помогите, В домики их проводите.

Задача детей прикрепить прищепки к краям коробок, соотнося их по цвету.

Разноцветный заборчик.

Из картона вырезать небольшие прямоугольники 4 основных цветов - красный, жёлтый, зелёный и синий. Подготовить прищепки таких же цветов.

Попросить малыша построить забор - к красному картону прикрепить красные прищепки, к жёлтому - жёлтые и т.д.

Далее можно усложнить задание и попросить малыша построить разноцветный забор, чередуя прищепки двух цветов.

Так же, можно проделать более сложную работу, то есть крепить прищепки на фигуры, для построения определенного объекта, например: солнышко, морковка, туча, и т.д.

Давайте рассмотрим сказку, для показа которой используются прищепки:

- Однажды летом Тима вышел на улицу. Было так хорошо, красиво, тепло. Что же он увидел перед собой? Травку.

Берем полоску картона и прикрепляем к ней зеленые прищепки.

- Какая у нас травка? Пушистая, мягкая, а кончики остренькие (предложите потрогать прищепки). Какого цвета? Зеленого.

- Подняв голову вверх, мы увидели солнышко. Оно какое? Яркое, желтое, теплое.

Прикрепляем к желтому кругу «лучики».

- Справа от солнышка плыло белое облачко. Мы поли гулять во двор. А во дворе у нас росла репка большая-пребольшая.

Прикрепляем к репке ботву.

- Пора нам вытягивать репку. Тянем – никак не вытянем. Кого позовем на помощь? Собачку, кошку, ежика.

Собачке и кошечке можно прикрепить лапки или хвост, ежику колючки. Считаем, сколько животных у нас тянут репку. Кто первым тянет, кто последним. Вытянули репку.

- Помыли репку и решили ее съесть. Только как нам правильно ее разделить?

Считаем, сколько у нас животных, делим круг на 4 части, говорим о том, что каждый получит одинаковое количество – одну четвертую.

- Идут наши друзья дальше – над цветами порхают бабочки (на овал крепим «крылышки»). Сколько же цветов на нашей полянке? Три. А сколько бабочек? Всем ли бабочкам хватит цветочков? Сажаем каждую на цветок. Давай посмотрим, есть ли у нас одинаковые бабочки (делаем две бабочки с красными крылышками, а третью с желтыми).

- Вот на небе появилась тучка. Где она: справа или слева от солнышка? Правильно, справа.

Крепим к синему овалу «капли» дождя.

- Что же делать нашим друзьям? Им нужно спрятаться от дождя. Вот впереди две елочки: большая и маленькая. Бабочки сядут на маленькую елочку (предложите ребенку самому посадить их), животные спрячутся под большой.

Каждый раз четко проговаривайте предлоги: на, под, возле и т.д.

- Дождик закончился (убираем тучку). Наши бабочки опять вылетели полетать.

Разложите бабочек на полу или листе бумаги. Спросите ребенка: какая из них выше всех летит, какая ниже всех.

- Тут на полянку выбежали зайчики. Почему же они грустные? Они не могут поделить морковки (прикрепляем «ботву» к оранжевым треугольникам).

Делим морковки.

- Зайчики решили поводить хоровод и бабочками. Давай их расставим.

Чередуем зачик-бабочка-зайчик-бабочка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_8.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей

Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.  Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады стали приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. И главная задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Рассмотрим подробнее влияние игр с прищепками на развитие ребенка. Игры с прищепками развивают не только мелкую моторику рук, а также развивают воображение и коммуникативную функцию речи, закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления.

Знакомя ребенка с прищепками, показываем и рассказываем, где их используют в быту, показываем, как прищепка умеет раскрывать и закрывать "ротик", даём ребёнку самостоятельно помочь прищепке раскрыть и закрыть "ротик", если малышу трудно, помогите ему и подскажите, что пальчики надо сжимать сильнее. Затем предлагаем малышу поиграть с прищепками. Для начала можно поиграть в простые игры, то есть …

Коробочки.

Приготовить 4 картонные коробочки, на дно приклеить кружки красного, жёлтого, зелёного и синего цвета. Подготовить прищепки таких же цветов. Попросит малыша рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующего цвета прикрепить к краю коробочки такого же цвета.

Гномики.

Берём те же 4 коробочки, в них взрослый складывает прищепки соответствующих цветов.

Жили весёлые гномики.  Каждый в своём домике.

Затем взрослый высыпает из коробочек все прищепки и перемешивает их со словами:

Пошли гулять гномики И перепутали домики.

Вы им скорей помогите, В домики их проводите.

Задача детей прикрепить прищепки к краям коробок, соотнося их по цвету.

Разноцветный заборчик.

Из картона вырезать небольшие прямоугольники 4 основных цветов - красный, жёлтый, зелёный и синий. Подготовить прищепки таких же цветов.

Попросить малыша построить забор - к красному картону прикрепить красные прищепки, к жёлтому - жёлтые и т.д.

Далее можно усложнить задание и попросить малыша построить разноцветный забор, чередуя прищепки двух цветов.

Так же, можно проделать более сложную работу, то есть крепить прищепки на фигуры, для построения определенного объекта, например: солнышко, морковка, туча, и т.д.

Давайте рассмотрим сказку, для показа которой используются прищепки:

- Однажды летом Тима вышел на улицу. Было так хорошо, красиво, тепло. Что же он увидел перед собой? Травку.

Берем полоску картона и прикрепляем к ней зеленые прищепки.

- Какая у нас травка? Пушистая, мягкая, а кончики остренькие (предложите потрогать прищепки). Какого цвета? Зеленого.

- Подняв голову вверх, мы увидели солнышко. Оно какое? Яркое, желтое, теплое.

Прикрепляем к желтому кругу «лучики».

- Справа от солнышка плыло белое облачко. Мы поли гулять во двор. А во дворе у нас росла репка большая-пребольшая.

Прикрепляем к репке ботву.

- Пора нам вытягивать репку. Тянем – никак не вытянем. Кого позовем на помощь? Собачку, кошку, ежика.

Собачке и кошечке можно прикрепить лапки или хвост, ежику колючки. Считаем, сколько животных у нас тянут репку. Кто первым тянет, кто последним. Вытянули репку.

- Помыли репку и решили ее съесть. Только как нам правильно ее разделить?

Считаем, сколько у нас животных, делим круг на 4 части, говорим о том, что каждый получит одинаковое количество – одну четвертую.

- Идут наши друзья дальше – над цветами порхают бабочки (на овал крепим «крылышки»). Сколько же цветов на нашей полянке? Три. А сколько бабочек? Всем ли бабочкам хватит цветочков? Сажаем каждую на цветок. Давай посмотрим, есть ли у нас одинаковые бабочки (делаем две бабочки с красными крылышками, а третью с желтыми).

- Вот на небе появилась тучка. Где она: справа или слева от солнышка? Правильно, справа.

Крепим к синему овалу «капли» дождя.

- Что же делать нашим друзьям? Им нужно спрятаться от дождя. Вот впереди две елочки: большая и маленькая. Бабочки сядут на маленькую елочку (предложите ребенку самому посадить их), животные спрячутся под большой.

Каждый раз четко проговаривайте предлоги: на, под, возле и т.д.

- Дождик закончился (убираем тучку). Наши бабочки опять вылетели полетать.

Разложите бабочек на полу или листе бумаги. Спросите ребенка: какая из них выше всех летит, какая ниже всех.

- Тут на полянку выбежали зайчики. Почему же они грустные? Они не могут поделить морковки (прикрепляем «ботву» к оранжевым треугольникам).

Делим морковки.

- Зайчики решили поводить хоровод и бабочками. Давай их расставим.

Чередуем зачик-бабочка-зайчик-бабочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Влияние  развития  мелкой  моторики  на активную  речь  детей  раннего  возраста...

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей

Актуальность:В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими...

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Задачи: 1.Изучить научно - методическую литературу по теме; 2.Определить влияние специальных игр и упражнений на развитие мелкой моторики3. Расширить и систематизировать практическую д...

Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей "Влияние  развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"Освоение родного языка является важнейшим достижением преддошкольника.Словарь ребенка особенно...

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности....