Почему ребенок врёт?
статья (средняя группа) на тему

Козловских Екатерина Сергеевна

Когда и почему требенок начинает врать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilin.docx7.45 КБ

Предварительный просмотр:

Малыш учится врать в период активного развития речи. То есть, в 3-4 года. Речь и фантазия позволяет крошке абстрагироваться от воспринимаемой реальности, он начинает фантазировать и мысленно познавать то, что нельзя пощупать, услышать. Ребенку нравиться познавать окружающий мир, он осваивает мир воображения и фантазий. Но запомните: даже маленькие детки хорошо различают вымысел и реальность. Обратите внимание – дети не едят «пластмассовые» пирожки, они едят их «понарошку». С возрастом причин для вымысла становится больше, а “обман” и вымысел -  все более изощренными.

Сначала дети врут, не замечая этого, то есть не специально, не преднамеренно. До четырех лет у детей нет необходимости врать, так как ложь им в принципе не нужна. Ведь ребенок поступает, так как ему угодно и все, что делает, считает правильным и честным.

В этом возрасте ребенок просто еще не понимает, что правда, а что ложь. Ребенок считает, что все думают так же как и он. Только после четырех лет ребенок задумывается о том, почему, за что его сегодня наказали и как же в следующий раз избежать наказания. Когда же в этом возрасте его хвалят и поощряют, то он так же задумывается над тем, за что же его похвалили и как нужно себя вести, чтобы это повторилось.

Ребенок задумывается, ищет варианты выхода из ситуации и таким образом приходит к тому, что для того чтобы «сгладить» какие-то негативные моменты или получить желаемое можно «просто» соврать. Из этого следует, что ребенок врет не потому, что он плохой, а потому что еще не осознает, что делает или говорит в полной мере.

Сознательным ребенок обычно становится к шести годам. А до этого периода ребенок использует свою фантазию, чтобы решать свои «детские проблемы». Малыш фантазирует и считает свои фантазии безвинными, обычно главным героем своих выдумок является сам ребенок. Но здесь нужно понимать, что фантазия может быть создана на ровном месте. А ложь-это преднамеренная выдумка, использованная с целью своей выгоды. Особенно это начинает волновать родителей, когда ложь ребенка становится «хронической» и используется ребенком постоянно, как защита или нападение. Здесь нужно понять, что движет ребенком, в каких случаях он врет, может, когда извлекает из своей лжи какую-то выгоду.

Ложь ребенка – это часто реакция на постоянное родительское нельзя. Используя ложь, ребенок получает желаемое, то, что обычным путем ему не доступно.

Иногда фантазии ребенка - сигнал вам о нехватке разнообразия в его жизни. Поэтому малыш и фантазирует, иногда заходя, слишком далеко и начиная врать. А все для того, чтобы приукрасить свой мир, слишком скучный для него и неинтересный. Поэтому стоит задуматься об этом и как-то разнообразить досуг вашего чада.

Бывает, что ребенок лжет, когда переживает что-то в душе: его что-то беспокоит, мучает или вызывает страх, поэтому он и лжет. Причиной такого поведения ребенка могут быть или реальные события, чем-то напугавшие его или обидевшие. Иногда причина и плод фантазии ребенка, например, кошмары или рассказанная ему накануне страшная история.

 Иногда ребенок врет, потому, что вы привыкли из мухи делать слона. Таким образом, он приукрашивает свой невинный поступок небольшой ложью и избегает ваших нравоучений.

Ребенок использует так сказать вежливую ложь. Такое бывает, когда родители сами требуют у ребенка солгать из вежливости. Например, когда бабушка неудачно постриглась или покрасила волосы, мама просит ребенка сказать бабушке, что ей очень идет новая прическа. И малыш, хоть и понимает, что это не так - врет из вежливости. Такая двуличность приведет к тому, что дитя в будущем будет постоянно врать в таких ситуациях, даже когда вы этого уже не будете хотеть. Ведь ему это выгодно: и вы довольны и его считают все вежливым и воспитанным ребенком.

Возможно, причиной лжи ребенка может быть ощущение себя отвергнутым одним из родителей. Поэтому чтобы как-то привлечь внимание родителя ребенок врет. Он даже готов стерпеть наказание от вас, только бы вы уделили ему внимание. Здесь, понятно, что необходимо ребенку уделять больше внимания и тогда он перестанет лгать.

Ребенок прикрывается ложью для того, чтобы приукрасить какие-то свои способности или личные качества. Таким образом, используя ложь, ребенок повышает свою заниженную самооценку, например, радуется, когда вы его, похвалите за что-либо, хотя знает, что это незаслуженно. Поэтому займите ребенка чем-либо, где бы он мог себя реализовывать по-настоящему, как личность и тогда у него не будет потребности придумывать свои заслуги.

Часто причиной вранья одного из детей может быть ревность. Таким образом, ребенок врет, чтобы насолить или отомстить второму ребенку, доставляя ему неприятности.

Ребенок может лгать, когда допустит ошибку в чем-либо, «ударит лицом в грязь». Он скрывает свой стыд и лжет, чтобы оправдаться перед ровесниками или родителями. Бывает, что придумывает каких-то героев, говоря, например, что мишка разбил вазу, а вовсе не он.

Иногда ребенок врет, проверяя, таким образом, влияние на других людей. Например, может врать, чтобы отомстить своим родителям, которые как он думает, его не любят или с которыми он находится во временном конфликте.

Когда ребенок будет старше, он может врать любыми способами выгораживая своих друзей, используя: ложь-молчание, ложь-спасение, ложь-милосердие и т.д.

Очень распространенная немотивированная ложь. Это самый опасный вид лжи, так как ребенок, используя такую ложь, понимает, что он врет, но не задумывается о последствиях. Они его просто не волнуют.

Дети постарше тоже любят присочинить. Они рассказывают небылицы о якобы виденных ими инопланетных кораблях, утверждают, что знают секрет бессмертия и могут взглядом передвигать предметы. Любят прихвастнуть подростки, да и вполне солидные взрослые тоже. Однако потребность слегка приврать – не совсем беспричинный “обман”, просто причина не всегда лежит на поверхности: хочется придать больший вес и значимость своей персоне, вызвать к себе интерес, а сделать это иначе не получается. Такого рода сочинительство может быть как свидетельством неудовлетворенности собой, своим положением в семье, группе, классе, так и признаком особой живости воображения, склонности к творчеству. Вряд ли стоит строго судить малышей за подобные вымыслы – ведь они просто стремятся поразить наше воображение, вызвать наше восхищение. 

Однако, если неукротимые фантазии детей не сопровождаются настоящими достижениями, они превращаются в пустую мечтательность, когда, вместо того чтобы добиваться реальных успехов, малыш только и делает, что рисует в своем воображении блистательные победы, но палец о палец не ударит, чтобы сделать их реальностью. Из таких юных “сочинителей” вполне могут вырасти взрослые бездельники с большими претензиями. Поэтому поддерживать у ребенка баланс между вымыслом и реальностью все-таки нужно, и если фантазии заменяют ему все виды активности, необходимо возвращать его “на землю” и прививать вкус к настоящему делу. 

Задумайтесь над тем, как часто вы упрекаете ребенка во лжи и всегда ли ваши обвинения заслужены. Ведь сильный ваш натиск и может привести к тому, что ребенок будет просто бояться ваших нотаций, и поэтому во избежание их будет врать вам.

Понаблюдайте за ребенком для того, чтобы понять, когда и почему он врет. После этого уже постарайтесь отучить ребенка лгать. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет и для вас и для вашего чада.

Что надо знать родителям детей, которые лгут:

* Вымыслы малышей – еще не ложь в полном смысле этого слова. Они редко по-настоящему корыстны и не рассчитаны на то, чтобы причинить вред другому. 

* “Ложь” детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми. Стоит изменить стиль общения с ребенком, устранить причины, вынуждающие его обманывать, и “лживость” сведется к безопасному минимуму. В противном случае она укоренится и станет настоящим бедствием и для него самого, и для окружающих. 

* С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требованиям быть искренним, коль скоро вы сами – не образец правдивости. 

* Ребенок должен усвоить, что говорить неправду он может только в том случае, когда правда звучит невежливо. Нельзя, например, сказать другу, что его подарок тебя разочаровал, или в гостях критиковать хозяйку, объявляя всем, что мама лучше готовит. Как ни странно, но даже самым изощренным маленьким хитрецам плохо дается ложь “из приличия” и, чтобы приучить ребенка к “вежливой “ лжи, иногда нужно немало усилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему ребенок кусается? Как отучить ребенка от этой привычки?"

Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание. Обычно период кусания начинается, когда ребенку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса 3 лет...

Если ребенок не начинает говорить. Почему ребенок молчит?

роль пальчиковых игр в развитии речи детей...

Консультация для родителей: "Почему ребенок кусается? Как отучить ребенка от этой привычки?"

Консультация для родителей:  "Почему ребенок кусается? Как отучить ребенка  от этой привычки?"...

"Почему ребенок кусается? Как отучить ребенка от этой привычки?"

Чтобы ребенок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Итак, для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо,  прежде всего, выявить причину....

«Почему ребенок себя плохо ведет?» Четыре стиля воспитания, которые приводят к избалованности ребенка

Стиль воспитания № 1. СВЕРХЩЕДРОСТЬ         Последствия               ...