Задания для родителей "Знакомство с буквой"
методическая разработка по теме
Задание помещается на стенд "Логопед рекомендует" для закрепления пройденной буквыродителями. В свободноё пространство помещается буква.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗВУК И БУКВА Х
Звук [Х] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Х] – глухой согласный, произносится без голоса, голосовые связки не работают (горлышко не дрожит).
Звук [Х] – твёрдый, есть мягкая пара [Х`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
- Послушай, запомни и назови слова со звуком [Х].
Поздняя осень. С полей убрали хлеба. Наступили холода. Трава в лесу высохла и пожухла. На голых ветках нет листьев. Хрустит под ногами хворост. Охотники вышли на охоту.
2. Замени в слове первый звук на звук.
Какое слово получится?
Салат - … (халат) полка - …(холка)
голод - …(холод) год- …(ход)
сор -… (хор) Глеб - …(хлеб)
3.Определи место звука [Х] в слове:
мох(конец) отдых хомяк
хобот(начало) запах поход
шахматы(середина) халат
4. Найди в комнате слова со звуком [Х], или в любом другом месте.
ЗВУК И БУКВА Ф
Звук [Ф] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Ф] – глухой согласный, произносится без голоса, голосовые связки не работают (горлышко не дрожит).
Звук [Ф] – твёрдый, есть мягкая пара [Ф`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1.Повтори только те слова, в которых слышишь звук [Ф].
Факел, фикус, прикус, фартук, карта, сарафан, дракон, флакон, флажок, лужок.
2.Назови одним словом:
Фуфайка, кофта, кафтан, сарафан, шарф –это…
Арфа, флейта, фанфара –это …(муз.инструменты)
Шкаф, пуф, буфет –это…
3. Какой звук изменился в слове?
Лист –лифт каштан –кафтан
Тахта –тафта пудик –пуфик
Олива –олифа арка – арфа
4. Что неправильно в предложении? Исправь ошибку.
Нашла я в сливе кофточку
Надела Настя косточку
На клёне зеленеет лифт
Наверх нас поднимает лист
На дерево уселся граф
Живёт в красивом доме грач
ЗВУК И БУКВА М
Звук [М] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [М] – звонкий согласный, произносится с голосом, голосовые связки работают (горлышко дрожит).
Звук [М] – твёрдый, есть мягкая пара [М`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Подними руку, когда услышишь в слове звук [М].
Молоко, мёд, далеко, медленно, спит, мычит, гром, матрас, замок, шалун.
- Послушай, запомни и назови слова со звуком [М],[М`].
На полу скребётся мышка,
Спит в берлоге бурый мишка
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
3. Определи место звука [М] в слове:
Сом миска сумка
Солома ком марка
Мост лампа гамак
4. Скажи наоборот:
Война – (мир) Ссорится - …
Быстро - … Твёрдый - …
Глупый – (умный) Большой - …
5. Назови продукты в названиях которых есть звук [М],[М`].
ЗВУК И БУКВА К
Звук [К] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [К] – глухой согласный, произносится без голоса, голосовые связки не работают (горлышко не дрожит).
Звук [К] – твёрдый, есть мягкая пара [К`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Какой звук повторяется в каждом слова?
Кабачок, комок, казак, кубик, каблук, клубок, кусок, конёк.
2. Добавь к целому слову звук [К]. Какое слово получится?
Вол – … (волк) пол – … рыба –…
Моря – … пар – … завтра – …
3. Доскажи словечко:
Солнышко светило, чтоб
Ярче зеленел …(укроп)
Собираем мы в лукошко
Очень крупную …(картошку)
Из земли – за чуб плутовку!
Тянем сочную …(морковку)
4. Какой звук, твердый или мягкий, слышится в слове?
молоко кисть конфета
кит мышка руки
5. Замени первый звук в слове на звук [К]:
Волос - …(кокос) пора - … полено - …
Палач - … розы -… лом -…
Маша -… цапля -… роса -…
ЗВУК И БУКВА C
Звук [C] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [C] – глухой согласный, произносится без голоса, голосовые связки не работают (горлышко не дрожит).
Звук [C] – твёрдый, есть мягкая пара [C`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Найди одинаковый звук в словах:
Стул, санки, лиса, миска, автобус, сосна.
2.Добавь слово СОК, что получится:
Пе…(сок) ле… бру…
Ку… ви… воло…
Но.. бро… голо…
3.Определи место звука [С] в слове:
Палас сумка мост
Слон маска слива
Пылесос(в середине и в конце) сом
4. Какой звук, твердый или мягкий, слышится в слове?
апельсин скамейка гуси
самолёт Барсик мост
сила сарафан трус
5.Вставь в середину слова звук[С]:
Пути – …(пусти) маки – … (маски)
Лаки –…(ласки) баки – …(баски)
ЗВУК И БУКВА Т
Звук [Т] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Т] – глухой согласный, произносится без голоса, голосовые связки не работают (горлышко не дрожит).
Звук [Т] – твёрдый, есть мягкая пара [Т`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1.Повтори только те имена, в которых услышишь звук [Т].
Ваня Таня Тома
Рома Толя Коля
Вася Тоня Тася
2. Назови первый звук в слове:
Творог трава ткань
Трос треска труба
3. Определи место звука [Т] в слове:
Порт танк тумба
Свист тонус батрак
Тир батон трава
4. Определи место звука [Т] в слове:
Тень ноты бант
Пень(нет нужного звука) тиски
Зонт том моток
5. Замени первый звук в слове на звук [Т]:
Порт –…(торт) банк –… куча – …
Лапки –… санки –… кочка –…
Ранец –… раз –… пачки –…
ЗВУК И БУКВА П
Звук [П] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [П] – глухой согласный, произносится без голоса, голосовые связки не работают (горлышко не дрожит).
Звук [П] – твёрдый, есть мягкая пара [П`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Какой звук, твердый или мягкий, слышится в слове?
Песня подарок лампа
Писатель певец полоса
Плач компот пень
2.Дополни предложения словами, которые начинаются со звука [П] или [П`].
На огороде выросли красные… (помидоры).
Мальчик отправил… ( письмо).
Полина сняла… (пальто).
3. На каком месте стоит звук [П] в словах? (в начале, в середине, в конце).
Пламя (начало) сапог степь
Копыто (середина) поплавок петух
Суп (конец) капля топор
4.Назови 10 профессий по звуком [П] (повар, певец, портной, пианист …).
5.Все слова в ответах начинаются на [П]:
Где подписываются на газеты и журналы?(на почте)
Где школьники носят свои тетради? (в портфеле)
ЗВУК И БУКВА В
Звук [В] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [В] – звонкий согласный, произносится с голосом, голосовые связки работают (горлышко дрожит).
Звук [В] – твёрдый, есть мягкая пара [В`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Назови звук , который чаще других повторяется в стихотворении:
Ветер воет, ветер воет, ветер воет, завывает,
У ветлы, у вербы, ивы ветер ветви наклоняет.
2. Определи на слух, звук [В] твёрдый или мягкий:
Дверь вечер лампа доска
Ведро факел фартук витрина
Вареник ловить ванна завод
3.Дополни предложения словами, которые начинаются со звука [В] или [В`].
Варя варит…(варенье).
В море высокие волны … (волны).
На ветке чирикает …(воробей).
4. Придумай слова:
Во… (-рона, -ва, -робей, -сток и т.д.)
Ва… (-та, -гон, -за, -ся и т.д.)
5.Замени первый звук в слове на звук [В]:
Лес – вес пилка –… тиски – …
Метка – … Сена – … мера – …
Для родителей: слова с [В] на конце не рассматриваем, так как в этой позиции звук оглушается и звучит как [Ф].
ЗВУК И БУКВА Г
Звук [Г] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Г] – звонкий согласный, произносится с голосом, голосовые связки работают (горлышко дрожит).
Звук [Г] – твёрдый, есть мягкая пара [Г`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Назови звук, который чаще других повторяется в стихотворении:
Гром гремит, грозит, грохочет –
Напугать гроза нас хочет!
Небо было голубое – стало грозное, стальное…
2. Добавь слог «га». Какое слово получится?
Шпа…(га) но… слу…
Бума… подру… кни…
Вью… доро… раду…
3. Замени первый звук в слове на звук [Г]:
Калька – галька код –…
Кладь–… пол–…
4. Доскажи словечко:
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица … (грач).
5.Повтори не ошибись:
Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
Для родителей: слова с [Г] на конце не рассматриваем, так как в этой позиции звук оглушается и звучит как [К].
ЗВУК И БУКВА З
Звук [З] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [З] – звонкий согласный, произносится с голосом, голосовые связки работают (горлышко дрожит).
Звук [З] – твёрдый, есть мягкая пара [З`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Назови одинаковый звук в словах:
Замок, музыка, пузырь, вокзал, звери.
2. Какой звук, твердый или мягкий, слышится в слове?
Зима мороз бузина зайка
Зубы корзина обезьяна звонок
3. Добавь слог «за». Какое слово получится?
Ва…(за) по… гла … ко…
Ро… поль… сле… блу…
4. Замени первый звук в слове на звук [З]:
Губы – зубы набор – … накат – …
Кефир – … двери – … клюка – …
5. Найди в окружающей обстановке слова со звуками [З],[З`].
6. Определи место звука [З] в слове:
Медуза забор тазик
Коза зонт узел
Для родителей: слова с [З] на конце, и в середине слова перед глухими согласными не рассматриваем, так как в этой позиции звук оглушается (глаз, сказка) и звучит как [С].
ЗВУК И БУКВА Б
Звук [Б] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Б] – звонкий согласный, произносится с голосом, голосовые связки работают (горлышко дрожит).
Звук [Б] – твёрдый, есть мягкая пара [Б`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Назови звук, который чаще других повторяется в стихотворении:
Бала – бала – балалайка, балалайка поиграй-ка!
Бара – бара – барабан, барабань-ка, барабан!
2. Из двух названных слов выбери и повтори слова с мягким звуком [Б`].
Белка – балка быль – бил
Баран – берег батон – бидон
Берет – борец бант – бинт
3. Доскажи словечко:
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко, ну конечно это… (белка).
4.Повтори не ошибись:
Белые бараны били в барабаны.
5. Какой звук появился в слове:
Булка – балка – банка – барка – бурка.
Для родителей: слова с [Б] на конце не рассматриваем, так как в этой позиции звук оглушается и звучит как [П].
ЗВУК И БУКВА Д
Звук [Д] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Д] – звонкий согласный, произносится с голосом, голосовые связки работают (горлышко дрожит).
Звук [Д] – твёрдый, есть мягкая пара [Д`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Назови одинаковый звук в словах:
Дверь, вода, сады, ведро, душ, домино.
2. Какой звук, твердый или мягкий, слышится в слове?
Дерево садовник Денис
Звезда дом дуб
Дети орден Дюймовочка
3. Подбери родственные слова к слову дом (домик, домовой).
4.Повтори название предмета, назови его маленьким и очень большим:
Дом – (домик – домище)
Сад – (садик – садище)
Дождь – (дождик – дождище)
4.Повтори не ошибись:
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
5. Замени первый звук в слове на звук [Д]:
Сом – дом круг – … пух – …
Кочка – … волк – … тушь – …
Для родителей: слова с [Д] на конце не рассматриваем, так как в этой позиции звук оглушается и звучит как [Т].
ЗВУК И БУКВА Н
Звук [Н] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Н] – звонкий согласный, произносится с голосом, голосовые связки работают (горлышко дрожит).
Звук [Н] – твёрдый, есть мягкая пара [Н`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Назови одинаковый звук в словах:
Слон, малина, норка, сарафан, ананас, нож, санки.
2. Какой звук, твердый или мягкий, слышится в слове?
Ночь день наряд
Буратино нитки книга
3. Найди в окружающей обстановке слова со звуками [Н],[Н`].
4. На каком месте стоит звук [Н] в словах? (в начале, в середине, в конце).
Носки коньки сон
Клубника сын снег
Нога огонь сосна
5. Замени первый звук в слове на звук [Н]:
Боль – ноль мочь – …
Рога – … луга – …
6. Отгадай загадку:
Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух ходит
То заходит, то выходит. (Нос)
ЗВУК И БУКВА Л
Звук [Л] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Л] – звонкий согласный, произносится с голосом, голосовые связки работают (горлышко дрожит).
Звук [Л] – твёрдый, есть мягкая пара [Л`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Назови звук, который чаще других повторяется в стихотворении:
Веник пол подметал, веник очень устал !
Он чихнул, он зевнул и тихонько лёг под стул.
2. Вставь звук [Л] в слово вторым по счёту:
Кок – клок пот – плот сон –…
Сова –… куб –… сух –…
3. На каком месте стоит звук [Л] в словах? (в начале, в середине, в конце).
Полка стул лампа
Молния луна дятел
Футбол молоток белка
4. Какой звук, твердый или мягкий, слышится в слове?
Лев опилки зеркало
Лодка лифт кольцо
Лавка люстра логово
5. Найди в окружающей обстановке слова со звуками [Л],[Л`].
ЗВУК И БУКВА Р
Звук [Р] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Р] – звонкий согласный, произносится с голосом, голосовые связки работают (горлышко дрожит).
Звук [Р] – твёрдый, есть мягкая пара [Р`]. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом, мягкие согласные – зелёным.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Назови одинаковый звук в словах:
Ракета, артист, норка, брови, обрыв, рыба, барсук.
2. Послушай стихотворение, запомни и повтори слова со звуками [Р] и [Р`].
У Егора огород, там есть редка и горох.
Рядом огород Федоры – там на грядках помидоры.
3. Закончи слова, добавляя слово «точка»:
Кар…(точка) коф… кур…
Чёр… фор… трос…
4. Замени первый звук в слове на звук [Р]:
Хобот – робот танец –… забота –…
Нога –… лама –… мука –…
Поза –… мак –… макеты –…
5. Отгадай загадки. Все отгадки начинаются с буквы Р.
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла.
Только выпустит хвост – понесётся до звёзд. (Ракета).
Круглая, да не мяч, жёлтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар, с хвостом, да не мышь. (Репа).
ЗВУК И БУКВА Ж
Звук [Ж] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Ж] – звонкий согласный, произносится с голосом, голосовые связки работают (горлышко дрожит).
Звук [Ж] – всегда твёрдый, мягкой пары нет. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Назови одинаковый звук в словах:
Ужи, стриж, ежи, жук, снежинка, журавли.
2. Звук [Ж] поможет сделать из большого предмета маленький:
Пирог – …(пирожок) утюг – …
Круг – … рог – …
3.Назови ласково:
Флаг – флажок пирог – …
Снег – … берег – … друг – …
Сапог – … рог – … утюг – …
4. Определи место звука [Ж] в слове:
Жук служанка сапожок
Ёж пижон жаба
5. Подумай и скажи:
Какие животные носят еду на спине? (Ежи)
Животное с очень длинной шеей? (Жираф)
6. Замени первый звук в слове на звук [Ж]:
Лук – жук месть –… зал –…
Пакет –… баба –… бетон –…
Билет –… пучок –… мир –…
ЗВУК И БУКВА Ш
Звук [Ш] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Ш] – глухой согласный, произносится без голоса, голосовые связки не работают (горлышко не дрожит).
Звук [Ш] – всегда твёрдый, мягкой пары нет. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Назови звук, который чаще других повторяется в стихотворении:
Тёплую шубку надели на Мишутку.
В шубке наш малышка, как медвежонок Мишка!
2. Послушай и повтори слова из двух слогов:
Шапка шаль шило
Шип Шарик шар
Шина шить шлем
3. Послушай, запомни и повтори слова со звуком [Ш]:
У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку и накормила мошку.
4. Добавь слог «ша». Какое слово получится?
Ка…(ша) кры… гру..
Афи… лап… копу…
5. Подумай и исправь ошибку:
Мы с сестрой посуду шили и наряды куклам мыли.
Модница надула шубы – не подходят ей все губы.
6. Замени первый звук в слове на звук [Ш]:
Тапка – шапка чашка – … спала – …
Мышка – … дар – … мыло – …
ЗВУК И БУКВА Ц
Звук [Ц] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Ц] – глухой согласный, произносится без голоса, голосовые связки не работают (горлышко не дрожит).
Звук [Ц] – всегда твёрдый, мягкой пары нет. Твёрдые согласные обозначаем синим цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Назови звук, который чаще других повторяется в стихотворении:
Над кузницей и мельницей вьётся метелица,
По лесу танцует и по полю стелется.
2. Добавь звук [Ц]. Какое слово получится?
Дворе…(ц) бое… молоде…
Жиле… гоне… кузне…
3. Послушай, запомни и повтори слова со звуком [Ц]:
Над кузницей, мельницей вьётся метелица,
По лесу танцует и по полю стелется.
А зайцы метелицы не боятся,
Под снегом танцуют и веселятся.
4. Назови предмет ласково, так, чтоб в номом слове был звук [Ц]:
Дерево – деревце зеркало –… блюдо –…
Полено –… болото –… масло –…
5. Что для чего?
Для хлеба – хлебница для пирожков – …(пирожница)
Для сахара – …(сахарница) для супа – …
Для салата –…(салатница)
ЗВУК И БУКВА Ч
Звук [Ч] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Ч] – глухой согласный, произносится без голоса, голосовые связки не работают (горлышко не дрожит).
Звук [Ч] – всегда мягкий, твердой пары нет. Мягкие согласные обозначаем зелёным цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Послушай, запомни и повтори слова со звуком [Ч]:
Белая овечка, дай шерсти колечко,
Дай овечка молочка, кашу сварит печка.
2. Звук [Ч] поможет сделать из большого предмета маленький:
Диван – …(диванчик) шкаф – … кольцо – …
Стул – … кошка – … окно – …
3. У кого кто?
У зайца – (зайчонок) у кролика – …
У белки – … у галки – … у волка – …
4. Доскажи словечко:
Кто же это ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходит …(черепаха).
Поскорее наливай мне в стакан горячий …(чай).
5. Кто как голос подаёт?
Курица…(кудахчет) воробей…(чирикает)
Сорока…(стрекочет) лев…(рычит)
6.Замени последний звук в слове на звук [Ч].
Враг – врач ткань – ткач план –…
Мел –… сыт –… клюв –…
ЗВУК И БУКВА Щ
Звук [Щ] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Щ] – глухой согласный, произносится без голоса, голосовые связки не работают (горлышко не дрожит).
Звук [Щ] – всегда мягкий, твердой пары нет. Мягкие согласные обозначаем зелёным цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Назови одинаковый звук в словах:
Щи, щавель, щенок, щетка, щека, щегол.
2. Замени первый звук в лове на звук [Щ]:
Кепка – щепка мука – … кит – …
Мель – … тучка – … река – …
Венок – … виток – … полка – …
3. Послушай, запомни и повтори слова со звуком [Щ]:
Щебетал щегол и щёлкал, раздувал как шарик щёки,
Из пруда глядела щука, удивлялась: что за штука.
4. Звук [Щ] поможет сделать из маленького предмета большой:
Дом – … (домище) забор –… стул – …
Стакан –… руки – … город – …
Нога –… комната –… сапог –…
5. Посчитай до десяти предметы:
Один ящик, два ящика, три ящика и т.д. (Щука, плащ).
6.Повтори, не ошибись:
Два щенка щека, к щеке, грызли щетку в уголке.
ЗВУК И БУКВА Й
Звук [Й] – согласный звук. При произношении звука во рту образуется преграда.
Звук [Й] – звонкий согласный, произносится с голосом, голосовые связки работают (горлышко дрожит).
Звук [Й] – всегда мягкий, твердой пары нет. Мягкие согласные обозначаем зелёным цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук [Й]:
Лиса лейка игрок
Лицо соловей троллейбус
Майка имя чай
2. Доскажи словечко:
Что мы пели, угадай? Кара…(вай).
Что за месяц, угадай? Месяц …(май).
Что в стакане, угадай? Сладкий…(чай).
3. Повтори слова. Измени их так, чтоб они обозначали один предмет:
Трамваи – …(трамвай) попугаи – …
Музеи – … лентяи – …
Сараи – … урожаи – …
4. Замени последний звук в слова на звук [Й]:
Даль – дай боль – бой моль –…
Куль –… ель –… роль –…
Для родителей: звук [Й] слышим в гласных Я, Е, Ё, Ю, если они стоят в начале слова, после разделительных Ь и Ъ знаков, в положении после гласных (яблоко, осенью, подъезд).
ЗВУК И БУКВА О
Звук [О] – гласный звук. При произношении звука во рту нет преграды. Голосовые связки работают, произносится с голосом.
Обозначаем красным цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Называете слова, ребёнок определяет первый звук в слове:
Обувь орден отпуск
Осы олень озеро
2. Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук [О]:
Окунь книга линейка
Стул лошадь эскимо
Пол лист дорога
3. Найди в окружающей обстановке слова со звуком [О].
4. Назови одним словом:
Помидор, огурец, репа, лук – …(овощи).
Сапоги, туфли, кроссовки, тапочки – …
5. Назови один предмет:
Стёкла – стекло сёдла – … кольца –…
Окна – … крылья – … перья – …
Зёрна – … колёса – … вёдра – …
Какой звук слышишь в конце слов?
ЗВУК И БУКВА Ы
Звук [Ы] – гласный звук. При произношении звука во рту нет преграды. Голосовые связки работают, произносится с голосом.
Обозначаем красным цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук [Ы]:
Мышь дом полы
Дерево пыль лес
Лыжи тень совы
Мыс мал раз
2. Найди в окружающей обстановке слова со звуком [Ы].
3. Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов:
Стол – столы забор – … стена – …
Лампа – … цветок – … овощи – …
Пила – … машина – … куст – …
Какой звук слышишь в конце слов?
4. Вы читаете начало предложения, а ребёнок заканчивает его словом со звуком [Ы]:
В январе ударили сильные… (морозы)
Папа принёс… (конфеты, газеты и т.п.)
Мы засолили на зиму… (огурцы)
В цирке выступали … (слоны, клоуны)
ЗВУК И БУКВА У
Звук [У] – гласный звук. При произношении звука во рту нет преграды. Голосовые связки работают, произносится с голосом.
Обозначаем красным цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук [У]:
Кукла матрёшка груша
Пирамидка клубника тарелка
Кружка Буратино чашка
2.Вы произносите слово, а ребёнок заменяет гласный звук в этом слове на звук[У]:
Бак – бук гол – гул сок – сук
Лак – лук мал – мул зоб – зуб
Ком – кум бык – бук так – тук
3. Найди в окружающей обстановке слова со звуком [У].
4. Назови одним словом:
Кукла, пирамидка, кубики, Буратино –… (игрушки).
5. На каком месте стоит звук [У] в словах? (в начале, в середине, в конце).
Умница дуб почему
Снизу уголь пушинка
Круг сразу улей
ЗВУК И БУКВА А
Звук [А] – гласный звук. При произношении звука во рту нет преграды. Голосовые связки работают, произносится с голосом.
Обозначаем красным цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1.Вы называете слова, а ребёнок определяет первый звук в слове:
адрес аист астра
ангел автор атлас
2. Найди в окружающей обстановке слова со звуком [А].
3. Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет:
Чашки – чашка куртки – … вилки – …
Шубы – … вороны – … совы – …
Клумбы – … зимы – … книги – …
4. На каком месте стоит звук [А] в словах? (в начале, в середине, в конце).
Умница арбуз чепуха
Арка лекарь пушинка
Кружка сразу Африка
5. Добавь слог «ка». Какое слово получится?
Мис… кис… ирис…
Артист… вывес… книж…
ЗВУК И БУКВА И
Звук [И] – гласный звук. При произношении звука во рту нет преграды. Голосовые связки работают, произносится с голосом.
Обозначаем красным цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Вы называете слова, а ребёнок определяет первый звук в слове:
искры иглы иней
ива имя изба
2. Найди в окружающей обстановке слова со звуком [И].
3. На каком месте стоит звук [И] в словах? (в начале, в середине, в конце).
Бис мелки кит
Снизу ил пушинка
Икра тип ива
4. Вы называете слово в единственном числе, а ребёнок - во множественном:
Носок – носки чулок – чулки
Гудок – гудки замок – замки
Комок – комки белок – белки
Мешок – мешки песок – пески
Отгадай загадку:
Кудри в речку опустила и о чем – то загрустила,
А о чем она грустит, никому не говорит. (Ива).
ЗВУК И БУКВА Э
Звук [Э] – гласный звук. При произношении звука во рту нет преграды. Голосовые связки работают, произносится с голосом.
Обозначаем красным цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Хлопни в ладоши, если услышишь в словах звук [Э]:
Ёлка этот дятел
Эскимо ива эхо
Буква этикета крючок
Эдик язык экран
2. Доскажи словечко:
На палочке, в бумажке, в шоколадной рубашке,
В руки просится само. Что же это?... (эскимо).
Угукало, агакало, аукало и плакало,
И рассыпалось смехом, и называлось… (эхом).
3. Повтори только слоги со звуком [Э]:
эм ам эп эл
по нэ ко ту
бэ ву эх га
4. Учимся произносить трудные слова:
Эскалатор электричество эскадрилья
Экскаватор элеватор эскадрон
К нам во двор забрался крот. Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт, если крот раскроет крот.
(Экскаватор)
БУКВА Е
Буква [Е] – гласная второго ряда. Буква Е употребляется для смягчения согласных (не, те). После мягких согласных пишем гласные второго ряда: е, ё, ю, я, и.
Обозначаем красным цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Хлопни в ладоши, если слово начинается со звука [Э]:
Эмма этот этот
Эхо ель Енисей
Эдик этикета экран
2. В газетной статье найди и зачеркни как можно больше букв Е.
3. Повтори только слоги в которых надо написать букву Е:
нэ не пэ пе
мэ дэ ме де
бэ бе сэ се
4. Назови первый согласный в слове, букву Э или Е надо написать после него:
мел мэр
Для родителей: в начале слова, в положении после гласного, после ь (разделительного) буква Е обозначает два звука [ј э] – мягкий согласный й , гласный э (ель, поезд). Такие слова с детьми не рассматриваем.
БУКВА Ё
Буква [Ё] – гласная второго ряда. Буква Е употребляется для смягчения согласных (нё, тё). После мягких согласных пишем гласные второго ряда: е, ё, ю, я, и.
Обозначаем красным цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Хлопни в ладоши, если слово начинается со звука [Э]:
Обруч ёлка огонь
Ёмкость олень ёж
Овод округ Ольга
2. В газетной статье найди и зачеркни как можно больше букв Ё.
3. Повтори только слоги в которых надо написать букву Е:
ло лё со сё
до дё мо мё
во вё но нё
4. Назови первый согласный в слове, букву Э или Е надо написать после него:
мел мэр
Для родителей: в начале слова, в положении после гласного, после ь (разделительного) буква Ё обозначает два звука [ј о] – мягкий согласный й , гласный о (ёлка, паёк). Такие слова с детьми не рассматриваем.
БУКВА Я
Буква [Я] - гласная второго ряда. Буква Я употребляется для смягчения согласных (ня, ля). После мягких согласных пишем гласные второго ряда: е, ё, ю, я, и. Обозначаем красным цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
- Хлопни в ладоши, если слово начинается со звука [А]:
Арбуз ястреб август
Апельсин яма ясень
Якорь аист астра - В газетной статье найди и зачеркни как можно больше
букв Я. - Повтори только слоги в которых надо написать букву Я:
ла ля са ся
да дя ма мя
ба бя на ня
4. Назови первый согласный в слове, букву А или Я надо
написать после него:
мал - мял мать - мять вазы - вязы
Для родителей: в начале слова, в положении после гласного, после ь (разделительного) буква Я обозначает два звука [ј а] -мягкий согласный й, гласный а (яблоко, семья). Такие слова с детьми не рассматриваем.
БУКВА Ю
Буква [Ю] - гласная второго ряда. Буква Ю употребляется для смягчения согласных (ню, лю). После мягких согласных пишем гласные второго ряда: е, ё, ю, я, и. Обозначаем красным цветом.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Хлопни в ладоши, если слово начинается со звука [У]:
Утюг юрта ухо
Улей юнга урок
Юля угол юла
- В газетной статье найди и зачеркни как можно больше
букв Ю. - Повтори только слоги в которых надо написать букву Ю:
лу лю су сю
ду дю му мю
зу зю ну ню
4. Назови первый согласный в слове, букву У или Ю надо
написать после него:
лук - люк
Для родителей: в начале слова, в положении после гласного, после ъ (разделительного) буква Ю обозначает два звука [ј у]_ — мягкий согласный й, гласный у (юла, поют, полью). Такие слова с детьми не рассматриваем.
БУКВА Ь
Буква Ь звука не имеет. Она указывает на мягкость согласного, стоящего перед ней (соль). На схеме не обозначаем.
Разделительный Ь показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно (вьюга). Разделительный Ь пишется между согласным и гласными е, ё, ю, я, и.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Назови один предмет. Какую букву надо написать в конце слова?
Дни – день пни – лоси –
Кони – тени – гвозди –
2. Убери Ь из слов. Какие слова получились?
Уголь – угол полька – брать –
Сталь – банька – шесть –
3. Спрячь Ь в середину слова:
День – деньки пень – уголь –
Окунь – зверь – огонь –
4. Найди слова с разделительным Ь:
Оленьи полёт семья
Семья олени польёт
5. Назови много предметов. Какую букву надо написать в этих словах?
Стул – стулья лист – листья
Дерево – кол –
БУКВА Ъ
Буква Ъ звука не имеет. На схеме не обозначаем. Разделительный Ъ показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно . Разделительный Ь пишется между согласным и гласными е, ё, ю, я, и (после приставок).
УПРАЖНЕНИЯ
1. Послушай стихотворение:
Было «сели», стало «съели»
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник! Твёрдый знак.
2. Какая буква пропущена?
Подезд обявление седобный
3. Хлопни, если в слове надо написать Ъ:
Съел письмо объедки
Бульон скатерть подъезд
Съехать въезд подъём
4. Скажи одним словом:
Вход в здание. (Подъезд).
Идущий в пищу, пригодный для еды. (Съедобный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашние логопедические задания (гласные звуки и буквы)
Предлагается материал, который может быть использован для домашних заданий при знакомстве с гласными звуками и буквами (а, у, о, и, ы, э)...
Комплекс заданий для знакомства с буквами и звуками для детей 5-7 лет
Комплекс заданий для знакомства с буквами, звуками русского алфавита...
Комплекс заданий для знакомства с буквой Й
Комплекс заданий для знакомства с буквой Й...
Комплекс заданий для знакомства с буквой Я
Комплекс заданий для знакомства с буквой Я....
Комплекс заданий для знакомства с буквой Ю
Комплекс заданий для знакомства с буквой Ю...
Комплекс заданий для знакомства с буквой Ц
Комплекс заданий для знакомства с буквой Ц...
Домашнее задание. Тема Одежда, обувь. Буква Чч.
В работе представлены задания по развитию лексико - грамматических категорий по теме, а также задания по обучению грамоте....