«РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация по теме
Для воспитания правильной звучной речи уже в дошкольном возрасте необходима работа над правильным дыханием. У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:
- Очень слабый вдох о выдох, что ведет к тихой , едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
- Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает , «заглатывает» конец слова или фразы.
- Неумелое распределение дыхания по словам . Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох)-дем гулять).
- Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе , с «захлебыванием».
- Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Родителям надо следить за речевым дыханием ребенка как базой для правильного развития речи. Недочеты детского дыхания преодолеваются:
1.Развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2.Выработкой у детей умений правильно дышать в процессе речи. То и другое достигается в младшем дошкольном возрасте исключительно в игре, а в среднем, и особенно в старшем - отчасти через гимнастику. Эта гимнастика начинается со специальных упражнений , в которых вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом, например : вдох носом –выдох ртом; вдох-выдох носом; вдох-выдох ртом.
Постепенно упражнения усложняются, и дети учатся произносить на одном выдохе сначала слова , например: «один», а затем «один, два», далее «один, два. три», а затем предложение с постепенным наращиванием числа слов в нем. Например , ребенок на выдохе произносит : «хорошо», а затем «хорошо пахнет», «Хорошо пахнет цветок» и т.д.
При систематическом применении этих упражнений дошкольник начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и, учитывая правильно направлять ее.
Выработка правильной воздушной струи способствуют также упражнения связанные с дутьем. Их нужно проводить в форме игры , внося элементы соревнования. Часть игрушек можно изготовить вместе с детьми. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам. Ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатов и т.д.
Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение дутье через трубочку в бутылку с водой. От дутья вода начинает бурлить , это увлекает детей. По «буре » в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность . нужно показать ребенку, что выдох должен быть ровным и длительным. Можно предложить детям дуть на шарики или карандаши лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они перекатывались .Также можно организовать игру в «мыльные пузыри». Подобных упражнений очень много. Более трудным из них является игра на духовых инструментах. Родителям следует иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызвать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать. Читая детям сказку , стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой она не должна быть длинной:( 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 для 3-4-х лет, 4-6 для более старших), не торопясь, вдыхать через рот. Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием. Ребенок подражая взрослым вместе с ними поет песенки, произносит стихи под маршировку с соблюдением правильного дыхания ( перед фразой довольно быстрый вдох через рот и медленный спокойный выдох во время произнесения или пения). Развитию дыхания очень помогает чтение стихотворений под маршировку и с дыханием под команду «вдох» после каждой строки. Для этого надо подобрать стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и по форме. Например , дети стоят по кругу и проговаривают стихотворение с движениями:
Дождик, дождик,
| - руки согнуть нам уровне груди, перебирая пальцами переменно опуская вниз то правую, то левую руку имитируя дождь. |
Что ты льешь,
| Руки согнуты на уровне груди, локти чуть подняты в вверх в стороны, кисти рук делают вращательные движения снизу вверх в стороны- Что ,указательное движение правой рукой – ты, и слегка развести руки в стороны –льешь. |
Погулять нам
| Правой рукой сделать широкий жест слева направо на уровне груди, как бы показывая на всех ребят , оба слова произносятся на одном движении |
не даешь?
| Отрицательный жест правой рукой на уровне груди и покачивание головой. |
Я водою дождевою | Указательное движение на себя я переходит в давящее движение руками вперед водою, которое в свою очередь переходит в следующее движение , имитирующее дождь дождевою |
Землю мою, мою, мою.
| Небольшим движением раскрыть ладони рук вперед и в стороны, а затем на каждое слово мою плавно покачивать корпусом и руками вправо влево. |
Итак, проводимая работа закрепляется постоянным надзором за дыханием детей и соответствующим внушением. В таком случае гарантирован успех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :
«РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Для воспитания правильной звучной речи уже в дошкольном возрасте необходима работа над правильным дыханием. У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:
- Очень слабый вдох о выдох, что ведет к тихой , едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
- Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает , «заглатывает» конец слова или фразы.
- Неумелое распределение дыхания по словам . Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох)-дем гулять).
- Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе , с «захлебыванием».
- Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Родителям надо следить за речевым дыханием ребенка как базой для правильного развития речи. Недочеты детского дыхания преодолеваются:
1.развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2.выработкой у детей умений правильно дышать в процессе речи. То и другое достигается в младшем дошкольном возрасте исключительно в игре, а в среднем, и особенно в старшем - отчасти через гимнастику. Эта гимнастика начинается со специальных упражнений , в которых вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом, например : вдох носом –выдох ртом; вдох-выдох носом; вдох-выдох ртом.
Постепенно упражнения усложняются, и дети учатся произносить на одном выдохе сначала слова , например: «один», а затем «один, два», далее «один, два. три», а затем предложение с постепенным наращиванием числа слов в нем. Например , ребенок на выдохе произносит : «хорошо», а затем «хорошо пахнет», «Хорошо пахнет цветок» и т.д.
При систематическом применении этих упражнений дошкольник начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и, учитывая правильно направлять ее.
Выработка правильной воздушной струи способствуют также упражнения связанные с дутьем. Их нужно проводить в форме игры , внося элементы соревнования. Часть игрушек можно изготовить вместе с детьми. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам. Ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатов и т.д.
Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение дутье через трубочку в бутылку с водой. От дутья вода начинает бурлить , это увлекает детей. По «буре » в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность . нужно показать ребенку, что выдох должен быть ровным и длительным. Можно предложить детям дуть на шарики или карандаши лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они перекатывались .Также можно организовать игру в «мыльные пузыри». Подобных упражнений очень много. Более трудным из них является игра на духовых инструментах. Родителям следует иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызвать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать. Читая детям сказку , стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой она не должна быть длинной:( 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 для 3-4-х лет, 4-6 для более старших), не торопясь, вдыхать через рот. Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием. Ребенок подражая взрослым вместе с ними поет песенки, произносит стихи под маршировку с соблюдением правильного дыхания ( перед фразой довольно быстрый вдох через рот и медленный спокойный выдох во время произнесения или пения). Развитию дыхания очень помогает чтение стихотворений под маршировку и с дыханием под команду «вдох» после каждой строки. Для этого надо подобрать стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и по форме. Например , дети стоят по кругу и проговаривают стихотворение с движениями:
Дождик, дождик, | - руки согнуть нам уровне груди, перебирая пальцами переменно опуская вниз то правую, то левую руку имитируя дождь. |
Что ты льешь, | Руки согнуты на уровне груди, локти чуть подняты в вверх в стороны, кисти рук делают вращательные движения снизу вверх в стороны- Что ,указательное движение правой рукой – ты, и слегка развести руки в стороны –льешь. |
Погулять нам | Правой рукой сделать широкий жест слева направо на уровне груди, как бы показывая на всех ребят , оба слова произносятся на одном движении |
не даешь? | Отрицательный жест правой рукой на уровне груди и покачивание головой. |
Я водою дождевою | Указательное движение на себя я переходит в давящее движение руками вперед водою, которое в свою очередь переходит в следующее движение , имитирующее дождь дождевою |
Землю мою, мою, мою. | Небольшим движением раскрыть ладони рук вперед и в стороны, а затем на каждое слово мою плавно покачивать корпусом и руками вправо влево. |
Итак, проводимая работа закрепляется постоянным надзором за дыханием детей и соответствующим внушением. В таком случае гарантирован успех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
упражнения на развитие дыхания, для дошкольников
В статье предлагается перечень упражнений, направленных на развитие дыхания у детей дошкольного возраста....
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....
Консультация для родителей «Важность развития речевого дыхания в развитии речи у дошкольников».
Рекомендации для родителей...
Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у дошкольников
Дыхательные упражнения помогают вырабатывать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Именно благодаря правильному речевому дыхани...
Консультация логопеда для педагогов ДОУ "Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников".
Игровые приемы для развития речевого дыхания на музыкальных занятиях.Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и м...
Мастер-класс: «Использование игр и упражнений по развитию дыхания у дошкольников с ОНР в практике работы учителя-логопеда»
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном р...