«РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация по теме

Гречко Наталья Владимировна

         Для воспитания правильной звучной речи уже в дошкольном возрасте необходима работа над правильным дыханием. У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

  • Очень слабый  вдох о выдох, что ведет к тихой , едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых  детей, а также у робких, стеснительных.
  • Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник  выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает , «заглатывает» конец слова или фразы.
  • Неумелое распределение  дыхания по словам . Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох)-дем гулять).
  • Торопливое  произнесение фраз без перерыва и на  вдохе , с «захлебыванием».
  • Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

          Родителям надо следить за речевым дыханием ребенка как базой для правильного развития речи. Недочеты детского дыхания преодолеваются:

1.Развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2.Выработкой у детей умений правильно дышать в процессе речи. То и другое достигается в младшем дошкольном  возрасте исключительно в игре, а в среднем, и особенно в старшем - отчасти через гимнастику. Эта гимнастика начинается со специальных упражнений , в которых вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом, например : вдох носом –выдох ртом;   вдох-выдох носом;  вдох-выдох ртом.

         Постепенно упражнения усложняются, и дети учатся произносить на одном выдохе сначала слова , например: «один», а затем «один, два», далее «один, два. три», а затем  предложение с постепенным наращиванием числа слов в нем. Например , ребенок на выдохе произносит : «хорошо», а затем «хорошо пахнет», «Хорошо пахнет цветок» и т.д.

        При систематическом применении этих упражнений  дошкольник начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и, учитывая правильно направлять ее.

       Выработка правильной воздушной струи способствуют также  упражнения  связанные с дутьем. Их нужно проводить в форме игры , внося элементы соревнования. Часть игрушек можно  изготовить вместе с детьми. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам. Ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатов и т.д.

       Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее  упражнение дутье через трубочку в бутылку с водой. От дутья вода начинает бурлить , это увлекает детей. По «буре » в воде  можно легко оценить силу выдоха и его длительность . нужно показать ребенку, что выдох должен быть ровным и длительным. Можно  предложить детям дуть на шарики или карандаши лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они  перекатывались .Также можно организовать игру в «мыльные пузыри». Подобных упражнений очень много. Более трудным из них является игра  на  духовых  инструментах. Родителям следует иметь в виду, что дыхательные упражнения  быстро утомляют ребенка (могут вызвать головокружение),  поэтому их обязательно надо чередовать. Читая детям сказку , стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное  дыхание:  перед каждой фразой она  не должна быть длинной:( 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 для 3-4-х лет, 4-6 для более старших), не торопясь, вдыхать через рот. Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает  правильно пользоваться речевым дыханием. Ребенок подражая взрослым вместе с ними поет песенки, произносит  стихи  под маршировку с соблюдением правильного дыхания ( перед фразой довольно  быстрый вдох через рот и медленный спокойный выдох во время произнесения или пения). Развитию дыхания очень помогает чтение стихотворений под маршировку и с дыханием под команду «вдох»  после каждой строки. Для этого надо подобрать стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и по форме. Например , дети стоят по кругу и  проговаривают стихотворение с движениями:

Дождик, дождик,

 

- руки согнуть нам уровне груди, перебирая пальцами  переменно опуская вниз то правую, то левую руку имитируя дождь.

Что ты льешь,

 

Руки согнуты на уровне груди, локти чуть подняты в вверх в стороны, кисти рук  делают вращательные движения  снизу вверх в стороны-  Что ,указательное движение правой рукой – ты, и слегка развести руки в стороны –льешь.

Погулять нам

 

Правой рукой сделать широкий жест слева направо на  уровне груди, как бы показывая на всех ребят , оба слова произносятся на одном движении

не даешь?

 

Отрицательный жест правой рукой на уровне груди и покачивание головой.

Я водою дождевою

Указательное движение на себя  я переходит в давящее движение руками вперед водою, которое в свою очередь переходит в следующее движение , имитирующее дождь   дождевою

Землю мою, мою, мою.

 

Небольшим движением раскрыть ладони рук вперед и в стороны, а затем на каждое слово  мою плавно покачивать корпусом и руками вправо влево.

 

        Итак, проводимая работа закрепляется постоянным надзором за дыханием  детей и соответствующим внушением. В таком случае гарантирован успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ :

                                   «РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

         Для воспитания правильной звучной речи уже в дошкольном возрасте необходима работа над правильным дыханием. У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

  • Очень слабый  вдох о выдох, что ведет к тихой , едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых  детей, а также у робких, стеснительных.
  • Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник  выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает , «заглатывает» конец слова или фразы.
  • Неумелое распределение  дыхания по словам . Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох)-дем гулять).
  • Торопливое  произнесение фраз без перерыва и на  вдохе , с «захлебыванием».
  • Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

          Родителям надо следить за речевым дыханием ребенка как базой для правильного развития речи. Недочеты детского дыхания преодолеваются:

1.развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2.выработкой у детей умений правильно дышать в процессе речи. То и другое достигается в младшем дошкольном  возрасте исключительно в игре, а в среднем, и особенно в старшем - отчасти через гимнастику. Эта гимнастика начинается со специальных упражнений , в которых вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом, например : вдох носом –выдох ртом;   вдох-выдох носом;  вдох-выдох ртом.

         Постепенно упражнения усложняются, и дети учатся произносить на одном выдохе сначала слова , например: «один», а затем «один, два», далее «один, два. три», а затем  предложение с постепенным наращиванием числа слов в нем. Например , ребенок на выдохе произносит : «хорошо», а затем «хорошо пахнет», «Хорошо пахнет цветок» и т.д.

        При систематическом применении этих упражнений  дошкольник начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и, учитывая правильно направлять ее.

       Выработка правильной воздушной струи способствуют также  упражнения  связанные с дутьем. Их нужно проводить в форме игры , внося элементы соревнования. Часть игрушек можно  изготовить вместе с детьми. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам. Ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатов и т.д.

       Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее  упражнение дутье через трубочку в бутылку с водой. От дутья вода начинает бурлить , это увлекает детей. По «буре » в воде  можно легко оценить силу выдоха и его длительность . нужно показать ребенку, что выдох должен быть ровным и длительным. Можно  предложить детям дуть на шарики или карандаши лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они  перекатывались .Также можно организовать игру в «мыльные пузыри». Подобных упражнений очень много. Более трудным из них является игра  на  духовых  инструментах. Родителям следует иметь в виду, что дыхательные упражнения  быстро утомляют ребенка (могут вызвать головокружение),  поэтому их обязательно надо чередовать. Читая детям сказку , стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное  дыхание:  перед каждой фразой она  не должна быть длинной:( 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 для 3-4-х лет, 4-6 для более старших), не торопясь, вдыхать через рот. Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает  правильно пользоваться речевым дыханием. Ребенок подражая взрослым вместе с ними поет песенки, произносит  стихи  под маршировку с соблюдением правильного дыхания ( перед фразой довольно  быстрый вдох через рот и медленный спокойный выдох во время произнесения или пения). Развитию дыхания очень помогает чтение стихотворений под маршировку и с дыханием под команду «вдох»  после каждой строки. Для этого надо подобрать стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и по форме. Например , дети стоят по кругу и  проговаривают стихотворение с движениями:

Дождик, дождик,

- руки согнуть нам уровне груди, перебирая пальцами  переменно опуская вниз то правую, то левую руку имитируя дождь.

Что ты льешь,

Руки согнуты на уровне груди, локти чуть подняты в вверх в стороны, кисти рук  делают вращательные движения  снизу вверх в стороны-  Что ,указательное движение правой рукой – ты, и слегка развести руки в стороны –льешь.

Погулять нам

Правой рукой сделать широкий жест слева направо на  уровне груди, как бы показывая на всех ребят , оба слова произносятся на одном движении

не даешь?

Отрицательный жест правой рукой на уровне груди и покачивание головой.

Я водою дождевою

Указательное движение на себя  я переходит в давящее движение руками вперед водою, которое в свою очередь переходит в следующее движение , имитирующее дождь   дождевою

Землю мою, мою, мою.

Небольшим движением раскрыть ладони рук вперед и в стороны, а затем на каждое слово  мою плавно покачивать корпусом и руками вправо влево.

 

        Итак, проводимая работа закрепляется постоянным надзором за дыханием  детей и соответствующим внушением. В таком случае гарантирован успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

упражнения на развитие дыхания, для дошкольников

В статье предлагается перечень упражнений, направленных  на развитие дыхания у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у дошкольников

   Дыхательные упражнения помогают вырабатывать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Именно благодаря правильному речевому дыхани...

Консультация логопеда для педагогов ДОУ "Игровые приёмы для развития дыхания у дошкольников".

Игровые приемы для развития речевого дыхания на музыкальных занятиях.Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней лёгкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму и м...

Мастер-класс: «Использование игр и упражнений по развитию дыхания у дошкольников с ОНР в практике работы учителя-логопеда»

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном р...