Как строить свой образовательный процесс, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным и легким.
статья по теме

Рахманкулова Резида Талиповна

Как строить свой образовательный процесс, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным и легким.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_stroit_svoy_obrazovatelnyy_protsess.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как строить свой образовательный процесс, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным и легким.

Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом - голосом. Это самый доступный инструмент, владение которым развивается постоянно.  Петь любят все дети. Пение существует постоянно в окружающем мире ребенка, заполняя и скрашивая досуг.
Вот он  слышит как поет мама, как поют друзья во дворе, слышит песни, которые звучат в семье по праздникам. Песни помогают ребенку организовать интересные игры. Передать полнее свое представление о роли, которую он играет в той или иной игре. Возможности  всемирной паутины безграничны и все чаще родители ищут самые красивые, самые интересные песни для своего ребенка, не забывая и про свои интересы и музыкальные пристрастия.
Песня сопровождает человека на протяжении всей жизни. Запрос  Скачать песни MP3 или детские песни MP3 сейчас в Интернете занимает одно из первых мест. Для взрослого найти любимую музыку несложно. В этом смысле интересны музыкальные порталы, где можно скачать музыку.  Они  содержат сразу большое количество композиций. А вот детских сайтов, содержащих большую базу музыки, которую можно давать слушать ребенку, петь вместе с ним, к сожалению очень мало.
Почему же так важно заинтересовать ребенка в пении? Песни для ребенка - это яркие положительные эмоции. Пение благотворно влияет на нервную систему ребенка, хорошо развивает внимание, речь, память, ну и , конечно развивает и укрепляет голосовой аппарат. Главное, чтобы все песни, которые слушал Ваш малыш несли добро, развивали и воспитывали личность.
 

Предлагаем отрывок авторской методики музыкального воспитания детей, которая  отличается новизной в последовательности и системе приобщения детей к искусству пения, она создана на основе многолетней опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста. Предлагаемый практический материал доступен всем детям, независимо от их возможностей и способностей, но главное - очень эффективен при формировании певческой интонации детей. Автор: Кацер О.В

С чего начать, чтобы обучение детей пению было радостным, увлекательным, понятным и легким ?
Ответы на этот вопрос мы получили в процессе многолетней экспериментальной работы с детьми.
До начала эксперимента для большинства наших детей обучение пению было делом трудным и потому не интересным, не понятным и не радостным. А раз им трудно и неинтересно, следовательно, необходимо было критично отнестись к тому, что мы делали: найти такие средства и так обновить методику, чтобы занятия проходили интересно, легко, понятно и радостно.

Начали с того, что отказались от методики обучения с позиций урочно-оценочной формы работы, когда педагог работает по плану, который он должен выполнить, при этом дети находятся, как правило, по одну сторону, а педагог по другую. Он говорит и показывает, как надо петь, а дети повторяют. При такой системе дети все время «должны» и «обязаны» делать то-то и то-то, чтобы выполнить план педагога.

Но практика показывает, что если дети вынуждены учиться любому искусству, в том числе и пению «под давлением», то к результату они придут намного позже или не придут никогда. Дети, как и взрослые, не любят, когда их принуждают что-либо делать. Невозможно детей заставить полюбить петь, танцевать, рисовать и т. д. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно.
Многолетний опыт работы показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры. Игра — это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку.

Итак, основной девиз нашей работы — «Учить, играя!»
Так как преобладающим мышлением у ребенка является правополушарное, эмоционально-образное, для него характерны .яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.

Накопление и выстраивание обучающих игр не только по пению, но и по всем направлениям музыкального воспитания детей помогает легко справиться с трудностями в работе и сохранить собственное здоровье.

Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они просто интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.

Игровая методика больше, чем другие средства воздействия, соответствует потребностям растущего организма ребенка, т. к. ставит серьезную преграду на пути быстрого утомления и усталости детей. Эта преграда — движение.
Физиологическая потребность детей в движении наступает не в строго отведенное время, а постоянно, через очень короткие промежутки времени и, как правило, на занятиях. И если эту потребность вовремя не заметить или проигнорировать, тогда усталость и утомление от однообразной деятельности просигналит нам плохим поведением о срочной необходимости детей в движении.

Воинственным, проблемным и напряженным детям трудно контролировать и сдерживать себя. Им двигательная разрядка нужна систематически: вначале деятельности, в середине и в конце. Поэтому игровое обучение детей пению связано с разнообразными движениями.

В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Практика доказала, что игровая методика полезна для всех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития.

В дошкольном возрасте непроизвольное обучение напрямую связано с интересом, а также с интуитивным, не насильственным восприятием, и это проявляется в следующем:

  •   игровая методика обучения с моментами веселой неожиданности, когда обыденное становится необычным, а потому особенно интересным, привлекательным, дает детям радость и эмоциональный подъем;
  •   интерес и внимание к музыке у некоторых детей становятся более устойчивыми (это важнейшее условие для развития восприятия и, главное, для воспроизведения музыкальных звуков, т. е. правильного интонирования);
  •   разучивание песни идет легко и радостно.

Легкость усвоения различных навыков в любой деятельности способствует исправлению неуверенности в себе, тревожности.

Все это положительно влияет на детей с низкой самооценкой, которые не ожидают от своих действий ничего, кроме провала. Дети в игровом процессе должны быть все успешны, делая все по-своему, как могут.

Если интереса не возникает, это говорит о том, что игровой обучающий материал не соответствует возможностям детей: он или слишком легкий или трудный.

Если интерес сначала есть, а потом падает, педагогу следует поискать причину в себе самом. Игра, пронизывающая все занятие, а не просто обучение, ставит педагога в совершенно иную, непривычную для него ролевую ситуацию участника игры.
В игре эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений крайне необходима, т. к. она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка. Педагогу необходимо уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры, активно увлекающим, показывающим, то просто наблюдая со стороны, незаметно руководя, при этом не заставляя детей, не оценивая, не сравнивая с другими и, конечно, не наказывая.

Сложность этой работы для педагога Состоит в том, что при переходе от одного образа к другому он должен быть одновременно и в игре, и руководить действиями детей. Главное — не допустить «назидательного учительского» тона, тем самым не нарушить атмосферу доверия, не спугнуть интерес к игре. На занятиях только от педагога зависит поддержание атмосферы непринужденности, радости и взаимного общения.

Если педагог дошкольного воспитания не может сам играть, следовательно, у него есть пробелы в профессиональной подготовке, ему необходимо освоить игровые способы обучения. Если же дети не могут играть, тогда педагогу нужно направить все свои усилия для создания и поддержания интереса в игровом обучении.

Дошкольный возраст — самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения.

Для себя с самого начала работы над развитием детского голоса установить основные причины, которые тормозят и затрудняют этот процесс:

  •   отсутствие музыкально-певческой среды в первые годы жизни детей;
  •   недостаточное представление о том, как развить певческий голос ребенка, если у него не сформированы основные компоненты музыкального слуха.
  •   недостаточное владение игровой методикой обучения детей пению.

Все это создает для педагога и детей трудности, которые часто становятся непреодолимыми. Уроки вокала перестают привлекать детей. От такой ситуации у педагогов появляется чувство неудовлетворенности своей работой, а детям становится не интересно заниматься тем, что им «не понятно» и «трудно». А раз не интересно, значит, и не хочется.
 

Для детей любая деятельность, не представляющая для них интереса, является основным источником быстрого утомления и усталости, что сразу отражается на их поведении, и это (буйство, безразличие, подавленность, переключение на что угодно) сигнализирует педагогу: «Внимание, что-то не так ты делаешь».

Прежде чем обучать, попробуем на занятиях певческим навыкам дать детям возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью.

Вот примерная линия усложнения этого процесса:

  • сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи,
  • затем исследование возможностей речевого и певческого голоса,
  • после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций, способностей и опыта.

Практическое знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа привело нас к идее начать развитие певческого, голоса детей с речевого этапа. Такой подход опирается и на теоретические положения Б. В. Асафьева (1965) о внутреннем органическом родстве музыки и речи.

Например,

  • интонация скорбной речи человека, как и печальная, грустная музыка — медленная, тихая, прерывается часто паузами и возгласами.
  • Интонация праздничной, радостной речи человека характеризуется оживленным темпом, непрерывностью, наличием небольших пауз и акцентов. Музыка, выражающая праздничное настроение, характеризуется теми же чертами.

Мы видим, что у музыки и речи одна первооснова — интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, т. е. используя одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью речи, поскольку ребенок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т. д.

На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса и даже многоголосие. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учится высоко и выразительно говорить.

Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, а также умений изменять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах, воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме, а также способствует умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.

Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу.

Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

  • — артикуляционная гимнастика,
  • — игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание,
  • — развивающие игры с голосом,
  • — речевые зарядки,
  • — речевые игры и упражнения,
  • — ритмодекламация.

Их общая цель — легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:

  • — «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата,
  • — обострить интонационный слух,
  • — подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков,
  • — сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

Артикуляционная гимнастика (в форме сказки «Путешествие язычка»)

Для того чтобы дети не потеряли интерес на первых двух упражнениях, необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.
Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с небом.

В этой работе достигается главное: детям интересно, понятно, нетрудно.
Артикуляционная гимнастика помогает:

  • — устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
  • — разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
  • — развить мимику, артикуляционную моторику;
  • — развить выразительную дикцию.

Далее  Сказка "Язычок"

Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно рот закрыт (губы сомкнуты) и страшно.
Стал он выход искать.
В одну Щечку постучал,
«проткнуть» языком щеку
в другую —
«проткнуть» языком другую щеку  
не открываются.
«Толкну-ка я посильнее!» —подумал Язычок и стал толкать сначала одну Щечку, а потом и другую.
«проткнуть» языком щеку  «проткнуть» языком другую щеку

Выхода не было. Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю,- «проткнуть» языком верхнюю губу,
а затем и нижнюю Губу.
«проткнуть» языком нижнюю губу,

В это время Ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему,
но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать кончик языка,
покусать
                                                                                                                                                  кончик языка.

«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!» — возмутился Язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня еще ничего не жевали». И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой.
 пожевать язык боковыми зубами

И с правой,
и с левой стороны он оказался невкусным.
пожевать язык справа, пожевать язык слева.

Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать.
 покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать
Язычок спрятался за Зубами. А Зубки не унимались и продолжали жевать. 
Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю.
покусать нижнюю губу по всей длине,
 
                                                                                                         покусать верхнюю губу,
Нижняя Губа обиделась,
оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение,
а верхняя улыбнулась (ей было немного щекотно).
поднять верхнюю губу, обнажив 
                                                                               верхние зубы и придав лицу выражение улыбки,

А Зубки все не успокаивались. Они попытались откусить кусочек щеки.
закусить
                                                                                                        изнутри щеки боковыми  зубами,

Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?»
Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки.
 провести языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их, провести языком между губами и нижними зубами,
И еще раз верхние и, конечно же, нижние
провести языком между губами и зубами,

Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать».
обнажить зубы, растянув губы в
                                                                                                                           улыбке


После того как дети «инсценировали» путешествие язычка, хорошо запомнили весь текст и очередность артикуляционных действий, можно перейти к стихотворной форме артикуляционной гимнастики.
Вот зарядка язычка:

Влево —
проткнуть язычком левую щеку,
вправо,
проткнуть язычком правую щеку,
Раз,
еще раз левую,
два,
еще раз правую щеку,
Вверх —
проткнуть язычком верхнюю губу,
вниз,
затем нижнюю,
Вверх —вниз,

Язычок, не ленись!
Губы, просыпайтесь!
«вибрато» губами,
Ротик, открывайся!
широко открыть рот,
Язычок, покажись
покусать кончик язычка,
И зубов не страшись!
 высовывать язык вперед и убирать назад,
                                               покусывая всю поверхность языка,

А зубы-то, а зубы
Кусают даже губы.
покусать нижнюю губу по всей поверхности,
Кусаются, кусаются
покусать верхнюю губу по всей поверхности,
И не унимаются.
А губы то хохочут,
в улыбке открыть верхние зубы,
То сильно обижаются,
 вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение,

То весело хохочут,
 в улыбке открыть верхние зубы,
То снова обижаются
 вывернуть нижнюю губу,
Зубам надоело кусать —
Стали язык жевать.
 пожевать язык боковыми зубами,
Язычок — не лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь,
Хорошенечко умойтесь,
 провести язычком между верхней губой и зубами,
Не сердитесь, не кусайтесь,
 провести язычком между нижней губой и зубами,
А вместе с нами улыбайтесь!
 улыбнуться.
еще раз верхнюю губу, еще раз нижнюю губу,

 
Автор сказки — С. А. Коротаева. За основу артикуляционной гимнастики взяты первые 10 упражнений из работы В. В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса».

Такие игры и упражнения создадут определенное настроение на занятиях и уроки вокала будут особенно интересны детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль музыкально-игровой деятельности в процессе обучения детей пению дошкольного возраста»

Музыкально-игровая деятельность как форма организации детей дошкольного возраста на занятиях музыки....

Консультация "Особенности планирования и организации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения"

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам дорожного движения....

Методическая разработка «Использование современных образовательных технологий в обучении детей пению».

В данной методической разработке отображены современные педагогические технологии и их использование в работе музыкального руководителя при обучении детей пению. В тексте материала дана формулировка к...

Конспект музыкально- образовательной деятельности по обучению детей пению "Поиск волшебной нотки"

Конспект Музыкально -  образовательной  деятельности по обучению детей пению "Поиск волшебной нотки" - младший дошкольный возраст. Конспект составлен в соответствии программы "...

Спортивное развлечение на свежем воздухе «Спортивная семья»Цель мероприятия – приобщение детей и взрослых к активному образу жизни, принимать непосредственное участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Задачи: - создать бодрое и радостное наст

Цель мероприятия – приобщение детей и взрослых к активному образу жизни, принимать непосредственное участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Задачи:- создать бодрое и радо...

"Современные подходы к обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении"

quot;Современные подходы к обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении"...

Методическая разработка на тему: «Развитие и систематизация приёмов чистого интонирования в процессе обучения детей пению (старший дошкольный возраст)»

     Проблема навыка чистого интонирования неоднократно возникала и в моей практике.  Как научить детей дошкольного возраста интонировать правильно и чисто, ведь чистое инто...