Познавательное развитие детей в процессе экспериментирования.
статья по теме

Рекомендации для родителей на тему: "Познавательное развитие детей в процессе экспериментирования".

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развитие детей в процессе экспериментирования

(советы родителям)

Старший воспитатель Хорошкова О.В.

ГБОУ гимназия 1597

    На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет экспериментирование, в процессе которого он исследует объекты и предметы окружающего мира, осуществляет поиск и приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

    Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в поиске  новых знаний. Деятельность экспериментирования напрямую связанна с познавательной активностью детей. При экспериментировании дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя первооткрывателями.

  Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности, и в первую очередь, с такими, как наблюдение  и труд. Наблюдение входит обязательным компонентом в процесс экспериментирования. Умению наблюдать следует учить детей, начиная с раннего и младшего возраста. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать по нему и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются  о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности  и т.д.

   Детское экспериментирование  также связано с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные навыки ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат в рисунках, схемах.

     Экспериментирование тесно связано с речью (умение выражать свою мысль), с формированием элементарных математических представлений (во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д). Для детей старшего дошкольного возраста становится доступным установление довольно сложных цепочек причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос: «Почему?» и добиться того, чтобы и они сами  задавали вопросы. Появление такого типа вопросов свидетельствует о сдвигах в развитии логического мышления.

      Когда родители вместе с ребенком играют, поддерживают его исследовательскую активность в изучении мира, они сообщают ему тем самым – «мир интересен и увлекателен, мы можем вместе его изучать», «у тебя все получится», «ты можешь пробовать».

  Мы предлагаем родителям вместе с ребенком поискать новое в знакомом, поэкспериментировать с разными материалами.

Дети не только любят слушать музыку, но и создавать ее сами.

    Всем детям нравиться экспериментировать со звуками, которые издают разные предметы и материалы. Дети не только любят слушать музыку, но и создавать ее сами. Например, малыш может идти по улице и бить палкой по разным предметам. Извлекая самые разные звуки. Он получает удовольствие. Обратите его внимание, какие звуки получаются от разных предметов, когда они более громкие, когда более тихие, когда более звонкие и глухие.  Если взрослого не раздражает такое занятие, он может поиграть в эту игру вместе с ребенком, создав оркестр  и разыгрывая разный ритм. Эту игру можно назвать «Все имеет свой голос». Такая совместная деятельность с ребенком создаст не только хорошее настроение, но и будет способствовать лучшему взаимопониманию между ребенком и родителем.

   Дома тоже можно продолжать такие необычные игры. Дети с увлечением изучают свойства звуков разных материалов, музыкальных инструментов, поэтому можно в домашних условиях изготовить свои музыкальные инструменты.   Если у вас есть разные коробочки или емкости, куда можно насыпать разные сыпучие материалы (горох, гречиху, пшено, фасоль, камешки, песок и т.д.), попробуйте создать свои шумовые инструменты. С помощью этой игры можно исследовать особенности звучания разных материалов, создавая «гороховую», «гречишную», «каменную», «бумажную», «стеклянную» музыку.

     Например, вода издает более нежные, долгие звуки. Крупа издает ритмичные, четкие звуки. Вода может создать сонное настроение, крупа – бодрое. Один материал – тихий, плавный, другой шумный.

    Эту игру можно продолжать длительное время. Важно, чтобы она увлекала не только ребенка, но и взрослого. Вместе с созданием шумовых инструментов можно обращать внимание ребенка на звуки и их сочетание, гармонию звучания шумовых и музыкальных инструментов.

    Даже взрослые получают удовольствие от музыкального эффекта при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям нравиться такое вдвойне. Во-первых, они в восторге от производимого шума. Во- вторых, от чувства первооткрывателя этого явления.

    Если вы ребенку предложите 10-12 одинаковых бутылок, поставленных в ряд, и несколько разных барабанных палочек и кувшин с водой, у него будет возможность для собственных систематических экспериментов, меняя при этом уровень воды в бутылках. Если при этом немного подкрасить жидкость вареньем или соком, то будет еще интереснее! Развлекаясь, ребенок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполненностью бутылки.

     В процессе музыкальных игр у детей происходит развитие таких способностей, как звукоразличение, восприятие ритмического рисунка и темпа музыки.

     Музыкальная импровизация на шумовых инструментах включает работу зрительной, слуховой, тактильной систем, формируя сложные виды восприятия, мышления, памяти, внимания и воображения.

   

Дошкольники – экспериментаторы чувствуют себя первооткрывателями

   Если ваш ребенок больше любит получать удовольствие от движения, занятия спортом, вы можете соединить физкультуру с познанием. Занятия спортом наиболее полно предоставляют ребенку возможность для исследования своего тела, дифференцирования собственных характеристик: силы, выносливости, ловкости, быстроты. Гибкости и т.д.

    Ребенок любит изучать все, и себя в том числе.

Поддержите его интерес:

- сколько раз у тебя получится подкинуть мяч и поймать?

-  на каком расстоянии сможешь точно попасть в цель?

-  сколько раз у тебя получится присесть?

- сколько раз у тебя получится подпрыгнуть?

 В таких занятиях взрослому важно не переусердствовать со своими ожиданиями относительно того, что должен уметь ребенок. Здесь важен позитивный настрой и искренний интерес к тому, что у нас получится: сколько сможешь ты, а сколько смогу я. Это должно быть игрой, а не соревнованием взрослого с ребенком.

  Так можно играть, изучая свойства любого физкультурного инструментария.

    В игре с мячом или мячами обратите внимание ребенка на их свойства: легкие или тяжелые, мягкие или жесткие, высоко или низко подпрыгивают. Вместе обсудите, что влияет на издаваемые мячом звуки и высоту подпрыгиваний. Поэкспериментируйте, как высоко и далеко мяч может лететь. При этом важно предварительно с ребенком обсудить, где лучше играть с мячом, чтобы ничего не разбить.

   Если ребенок любит рисовать, то мы экспериментируем с красками. Это бесконечно увлекательное занятие и игра с разными материалами, которые есть у вас дома. Поиграйте с ребенком в игру: что может оставлять на бумаге следы (это могут быть обычные краски, карандаши, мелки, а могут быть и петрушка, свекла, варенье, масло, орехи, крем для обуви, вода ….).

    Обсудите с ребенком, что он узнал о свойствах разных красок: какие из них легко растворяются и растекаются по бумаге, какие быстро и долго высыхают, яркие или светлые следы оставляют и т.д.

     Все зависит от вашей фантазии и интереса к самому процессу. В этой игре ребенок вместе со взрослым вдруг может открыть для себя, что от орехов остается такой же след, как и от масла. Это значит, что в орехах есть масло. И из них его можно выжимать. Также ребенку легко сделать открытие: из чего получаются краски. Возможно, вам не хватит знаний, чтобы ответить на вопросы ребенка, но в таких играх у него получается возможность самому узнавать о мире и получать знания в интересной и увлекательной деятельности совместно с вами.

     В 4-5 лет ребенок буквально «засыпает» окружающих взрослых вопросами об устройстве мира, причинах тех или иных явлений. В некоторых случаях могут пригодиться детские энциклопедии с картинками. Если у ребенка остаются вопросы, попробуйте предложить ребенку найти  некоторые  ответы там. Не всегда нужно давать ребенку готовые знания, особенно если он сам может их приобрести.

    Поддержите интерес ребенка к наблюдениям за окружающим миром. Весной, поставив в баночку с водой веточки дерева. Можно наблюдать за распусканием листочков, вместе с ребенком делать зарисовки растущего листика или фотографировать его. Это поможет увидеть на застывших фотокадрах, как быстро идет процесс раскрытия листочков, какие изменения с ними происходят. Таким образом, привлекайте внимание ребенка к изменению и преобразованию различных предметов и объектов.

     Многим детям интересно исследовать проращивание семян. Выберите небольшую неиспорченную картошку и вырежьте немного мякоти с одного конца, затем срежьте основание с противоположной стороны, чтобы она могла ровно стоять. Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана взрослым, хотя некоторые шестилетние дети тоже могут с этим справиться.  Всю последующую работу ребенок выполняет самостоятельно. Пусть он смочит ватный комочек водой и поместит его в вырезанное в картофелине отверстие. Посыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс-салата. А затем поставит картофелину в блюдце с водой. Убедитесь, что ватный комочек хорошо пропитан влагой. Через несколько дней у картофелины появятся зеленые «волосики», и ребенок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица. Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием семян ребенок тренирует еще и глазомер.

   Если у вашего ребенка появляется интерес к разным профессиям (архитектора, скульптора, гончара, музыканта, повара, художника и др.), вы можете предложить интересную игру: «Сегодня ты архитектор. Ты будешь создавать  новый дом. А это наша мастерская. Я буду твоим помощником. Давай посмотрим, что у нас есть для создания нового дома. Какого размера мы возьмем бумагу, чтобы нарисовать новый дом? Что будет интересного у этого нового дома? Кто там будет жить?». Если ваш ребенок еще не знает, что делает архитектор, то можно рассказать ему об этой профессии или задать направляющие вопросы для организации его деятельности. Возможно, у него будут свои идеи, тогда не забывайте о том, что вы всего лишь помощник, а он главный архитектор. И ваша задача в этом случае – организовать рабочее место для архитектора, дать на выбор бумагу разных размеров, изобразительные материалы и т.д. Эта игра помогает ребенку узнавать, как человек преобразует окружающий мир, делает его красивым, интересным, как человек что-то создает, совершенствует себя и мир вокруг себя.

     В познавательные игры можно начинать играть с ребенком уже с раннего возраста. Дайте ребенку сумку или коробку. Пусть возьмет ее с собой на прогулку в лес или в парк. Игра заключается в сборе коллекций сокровищ любого типа. Возможно, ваш ребенок выберет маленькие круглые камешки или опавшие листья. Дайте ему свободу выбора. В случае затруднения предложите ему что – нибудь сами. Примите к сведению его выбор, каким бы нелепым он вам ни казался. Цель, которую ставит перед собой ребенок в такой игре, – найти определенный предмет. Игра способствует развитию мелкой моторики – ребенок не только собирает предметы (подбирает с земли), но и кладет (складывает) их в сумочку.

    Многие дети очень любят лепить что – нибудь  из глины, теста, пластилина. Большое разнообразие этих материалов в магазинах позволяет детям реализовать свои  творческие возможности, интерес к исследованию, а также отобразить свои переживания в продуктах деятельности, выражая радость, гнев, раздражение, снимая тревогу.

     Из глины или игрушечного теста можно делать не только фигурки, но также и слепки. К примеру, кусочек глины, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на ее поверхности. Предложите ребенку проделать это с разными породами деревьев в саду или в парке. Если деревьев по близости не окажется, то можно снимать слепки с кирпичной или бетонной поверхности. Такие игры – занятия знакомят детей с многообразием фактуры материалов.

    Таким образом, детское экспериментирование направлено на открытие новых способов взаимодействия с окружающей средой, ведет к развитию всех психических процессов, в особенности мышления, воображения, а также познавательного интереса и исследовательской активности ребенка. Важная особенность этой деятельности заключается в том, что ребенок сам ищет и создает проблемные ситуации. Чем разнообразнее и интереснее экспериментирование ребенка с разными материалами, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее развивается. Экспериментирование способствует лучшему познанию окружающего мира.

МУДРЫЕ МЫСЛИ

   Первые впечатления могущественно действуют на юную душу; все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием.

В.Г.Белинский

   Если ты будешь любознательным, ты будешь много знающим.

Сократ

    Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.

Д.Менделеев

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

 Адольф Дистервег

Литература

1. Листик, Е.М. О детском экспериментировании // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2011. - №5. – С.38 – 42.

2. Нисканен, Л.Г. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2013. - №4. – С.11 – 18.

ПАМЯТКА для родителей

При проведении исследований, экспериментирований  нужно помнить не только о физическом, но и о психическом здоровье.

Родители должны знать:

 - При постановке экспериментов, проведении обследования и самообследования ни в коем случае нельзя делать выводы о моральных или физических качествах ребенка;

 - Не следует перегружать детей негативной информацией: пугать «микробами», «червячками в животике» или смертью, много или слишком образно рассказывать о последствиях загрязнения воды, воздуха, почвы;

- При организации работы с детьми родитель должен быть предельно корректен и тактичен;

 Эти правила надо соблюдать как при проведении экспериментов, так и при анализе их результатов:

 - Нельзя заставлять ребенка производить действия, которые тому неприятны или кажутся неприемлемыми, независимо от причин, вызвавших это неприятие;

- Чтобы у детей сформировался устойчивый интерес, чтобы получаемые знания были осознанными и понятными, наблюдения и эксперименты должны проводиться планомерно, целенаправленно и систематически.

ПАМЯТКА для родителей

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам»

      Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек  жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

    Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса                                                          детей к познавательному экспериментированию?

Несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.

·               Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

·           Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

·               Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

·               Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

·               Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

·               Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

·               Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность - она порождает потребность в исследовании.

·      Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

·               Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

·               С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

·               Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер - класс "Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования"

Распространение опыта по использованию метода экспериметов для развития познавательной активности ребёнка....

Презентация на тему: Личный вклад педагога в создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования

Спланированная и организованная деятельность по созданию условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования позволяет достичь максимального эффекта и оптимальных резул...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех ...

Папка- передвижка «Познавательное развитие дошкольника в процессе экспериментирования»

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира, относится к познавательно – речевому развитию. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в...

Педагогический проект «Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования».

По своей природе дети младшего дошкольного возраста – это исследователи окружающего мира. Как подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда деть неуемную любознательность? Как способствовать развити...