Роль семьи в воспитании ребенка
консультация по теме
Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_roditeley.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в воспитании ребенка
П л а н
Введение …………………………………………………………............. 1
Глава 1. Роль семьи в воспитании ребенка…………………………….3
Глава 2. Авторитет родителей и его влияние на развитие личности….15
2.1. Виды авторитета родителей……….....………………………17
Глава 3. Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании…………...22
Заключение ……………………………………………………….............28
Список использованных источников ………………………………….. 30
Введение
С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей.
Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество.
Заботясь о благе каждой семьи, делая все для ее укрепления, российское общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. История семьи доказала: чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Еще совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура родителей, тем больше у них возможности правильно воспитывать своих детей. Сегодня большинство вступающих в брак — люди со средним и высшим образованием. Почему же у некоторых из них происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается и на воспитании детей?
Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения родителей.
«Каждой семье — педагогическую культуру»— этот девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.
Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество,— одна из актуальнейших проблем педагогики. Как укрепить внутреннюю нравственную стойкость человека, на которого оказывают определенное воздействие негативные факторы?
Что возьмут наши дети в будущее: внешнее преклонение перед красивой одеждой или внутреннюю духовную культуру?
Ответ на этот вопрос кроется в воспитании чувств: необходимости формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость от того, что сделал кому - то доброе дело.
Путь к этому — через воспитание в родителях умения любить. Оказывается, это совсем не просто: научиться любить своих детей. Любовь к своему ребенку предполагает непрерывное изучение его потребностей и способностей, стремление создать обстановку, в которой удовлетворялись бы его потребности и развивались бы его способности. В любви к ребенку заложена необходимость постоянного самосовершенствования личности самого родителя.
Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношения между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумом воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей к матери, отцу, дедушке, бабушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей, создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Совместное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитание детей.
Глава 1
Роль семьи в воспитании ребенка.
Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья для ребенка — первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям — залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, принципам социалистического общества; стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.
Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо — опыт его еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям.
На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Объективные условия для этого есть: возможность трудиться, поместить ребенка в детское дошкольное учреждение на время работы взрослых, повышение уровня жизни и т. д.
Насколько взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их поведение в конфликтных ситуациях и спорах.
В социалистическом государстве семья создается на основе взаимной любви и уважения. Советское государство проявляют о семье и детях неустанную повседневную заботу, которая выражена в Конституции РФ, в Кодексе о браке и семье РФ, в ряде правительственных постановлений.
Обсуждая проблемы создания новой социалистической семьи, В. И. Ленин отмечал, что отношения женщины и мужчины в социалистическом государстве освобождены от внешнего принуждения, их развитие подчинено внутренней дисциплине личности, обладающей духовной культурой, высокими нравственными запросами. Нравственную основу семьи должна составлять не только любовь, но и сознание родительского долга, ответственности перед обществом за воспитание детей.
С первых лет становления Советского государства в помощь семье, работающей женщине развивается общественное дошкольное воспитание. Оно осуществлялось в детских «очагах», яслях, детских садах. Шли острые дискуссии о том, каким должно быть общественное воспитание малышей. Имели место ошибочные взгляды относительно роли семьи и детского сада в осуществлении задач коммунистического воспитания детей. Представители этого направления утверждали, что детей следует воспитывать вдали от семьи в специально создаваемых городках. Категорически возражала против отделения детей от родителей Н. К. Крупская. Она утверждала, что общение отца и матери с детьми необходимо как детям, так и родителям; мать, не проявляющая заботы о своем ребенке, лишается и очень важной части своей жизни. Воспитание собственных детей, по мнению Н. К. Крупской, является для родителей процессом самовоспитания. Общественное и семейное воспитание проходят в единстве, так как едины цель и задачи, стоящие перед детским садом и семьей: формирование личности человека социалистического общества. Формы организации общественного воспитания учитывают необходимость содружества семьи и детского сада — детское учреждение строится вблизи жилых домов.
Детский сад помогает родителям в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно разработанной программы, важной для всестороннего развития ребенка на каждом возрастном этапе — от младенчества до поступления в школу. Занятия, игры и труд организуются педагогами, имеющими, как правило, специальное образование.
Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные и праздничные дни, при сборах в детский сад и по вечерам. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых. Мать и отец пользуются знаниями и умениями, опираясь на опыт старшего поколения; используют разные средства информации (печать, телевидение, радио и т. д.). Но каждый из родителей несомненно сознает, что этого недостаточно, что надо овладеть знаниями о психологических и физиологических особенностях детей, о содержании и основных способах их воспитания и обучения. Каждой семье требуются дополнительные знания о психологии и этике семейных отношений. Согласно требованиям реформы школы в настоящее время разработаны программы педагогического всеобуча родителей и населения, руководствуясь которыми детские учреждения создают конкретные программы.
Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности воспитания ограничены: одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированы, умны, гуманны — с ними нет и особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т. п.. Такие рассуждения ошибочны. Исследования советских психологов и педагогов убедительно показали, что целенаправленное и систематическое воспитание и обучение являются решающим условием всестороннего развития ребенка.
Прирожденные особенности (например, музыкальные, художественные способности), а также индивидуально-типологические своеобразия нервной системы (одни дети энергичные, другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) имеют известное значение. Но они являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребенка, которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и обучения. Нельзя требовать от ребенка с несколько замедленными нервными процессами быстрой реакции на указание взрослого, дайте ему время перестроиться, подготовьте его к этому. Например, дочь играет, а вы говорите, что надо идти спать. Выполнить данное указание нелегко и ребенку с более подвижными нервными процессами. В такой ситуации можно показать на стрелки часов — они «говорят», что скоро пора спать. Предложите ей уложить своих мишек, куклу — им тоже пора отдыхать. Имеет значение и состояние здоровья ребенка.
В каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников.
Какие же это особенности и условия? Во-первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Недаром как взрослые, так и дети многое прощают друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним.
Однако, если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер, оказывается односторонней (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. В других случаях, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.
Ребенок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать пьянствуют, ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упреки, то родителям бывает не до детей. Свое время и силы они расходуют на другое. Педагогам и общественности нельзя мириться с недостойным поведением некоторых отцов и матерей, но вместе с тем им следует и помогать в воспитании детей.
Практика убедительно доказала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуют дома его занятия, игры и труд, тем спокойнее атмосфера в семье. Содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.
Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего, это следует делать ради детей.
Итак, важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей. Однако любовь эта обесценится, если она не будет нравственно значимой, созвучной идеалам нашей Родины.
Другой немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет его силу и стойкость,— это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например, научить ребенка что-нибудь мастерить, помогать по дому, пересказывать сказку, решать простые арифметические задачки) и стихийно (по дороге в детский сад отец рассказывает сыну поучительную историю из своего детства или обращает внимание ребенка на то, как красиво украшены улицы города к празднику). Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Для дошкольников семья является главным обществом, в котором он живет.
Наконец, третий фактор семейного воспитания — возможность естественного включения ребенка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными, посадка цветов, кустарников во дворе дома,, участие в субботниках, организуемых ЖЭКом, в детском саду; организация «воспитательной работы» старших дошкольников со своими младшими братьями, сестрами («Почитай малышу», «Расскажи сказку», «Поиграй»); изготовление с сыном, дочерью игрушек.
Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных, литературных, народных игр, хоровое пение, игра на инструментах.
Семья в нашем обществе — первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.
Общая цель всех членов семьи (и в первую очередь матери, отца) —забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важны, при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.
Уместно вспомнить в этой связи слова А. С. Макаренко: «Она (семья.— Ред.) составляет органическую часть советского общества, и всякая ее попытка построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приводит к диспропорции, которая звучит как тревожный сигнал опасности».
Во многих семьях дети дошкольного возраста активно привлекаются к участию в семейной жизни: помогают по дому и выполняют посильные обязанности, вместе готовятся к семейным, народным праздникам, участвуют в обсуждении некоторых сторон бюджета семьи и т. п. Дети знают, где и как работают их папа, мама, бабушка, дедушка, старший брат; разделяют их радости и огорчения. Так постепенно ребенок становится членом семейного коллектива, активным участником жизни семьи. Проведенные исследования показали, что активная нравственная позиция ребенка в семье способствует воспитанию у него довольно устойчивых гуманных черт, начал коллективизма. Эти положительные черты проявляются в детском саду, в 1 классе школы, что подтверждают и воспитатели и учителя. Если же дети лишь пассивные объекты воспитывающих и обучающих воздействий взрослого, которые привыкли «получать» любовь, заботу, то у них быстро начинают складываться потребительские привычки, формируются эгоистичные черты.
Дети должны сами уметь играть. Но важны и совместные игры со взрослыми: мать или отец подскажут увлекательную хорошую игру, напомнят о необходимости выполнения правил игры, научат с помощью игрушек, как надо бережно обращаться с вещами. Посредством игры можно помочь сыну, дочери охотнее и лучше выполнять правила поведения. Например, вы дали пятилетнему сыну пилотку отца, он изображает летчика. Приходит время подготовки ко сну, а вы никак не оторвете его от игры. В этих случаях используйте игровую роль. «Летчику пора на отдых,— говорите вы,— если он не отдохнет как следует, его не допустят завтра к полету».
Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желание думать не только о себе, но и о других. Труд должен быть систематическим и разнообразным: детям следует доводить начатую работу до конца, их надо обучать необходимым умениям, прививать трудовые навыки. Данные обследования более трех тысяч семей города и села показали, что совместный труд родителей, других старших членов семьи и детей проводится систематически только в 20—25% семей, хотя такой труд ценен для содержательного общения, развития познавательных интересов дошкольников, трудовых умений. Многие занятия, к которым взрослые члены семьи побуждают ребенка, полезны для его умственного, эстетического и нравственного развития: рисование и лепка, слушание сказки, рассказа, разучивание стихов, пение и танцы и др.
«Но где найти время, необходимое для такого разнообразного общения с ребенком?»— спрашивают некоторые родители. Особого специального времени для этого не требуется. Многое решается в повседневной жизни и деятельности семьи. Например, мама, занимаясь делами, наблюдает время от времени за процессом рисования, лепки дочери, за игрой в лото сыновей, дает им советы. Занятия, игры-занятия, требующие наибольшей сосредоточеннос -ти, проводятся утром в субботу или воскресенье: по математике, развитию связной речи, фонематического слуха.
Интересным бывает досуг ребенка в праздники, во время семейных прогулок: старшими организуются спортивные игры, вместе поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, затевают кукольный театр, театрализованные представления с участием детей и взрослых.
Таким образом, различная практическая деятельность детей (которой руководят мамы и папы, бабушки и дедушки), упражнения в правильном поведении — ценнейшие средства воспитания.
Немалое место в современной семье отводится чтению детям книг, просмотру телевизионных передач, слушанию радиопередач. Это очень хорошо, но каждой семье следует выяснить, каков удельный вес того или иного вида занятий детей. Так, детям регулярно читаются книги, а удельный вес их труда в режиме субботних и воскресных дней недостаточен.
Проанализируйте, как распределяются в вашей семье хозяйственные и педагогические функции между мужем и женой — отцом и матерью. В этом вопросе необходима полная справедливость: оба работают на производстве, ведут ту или иную общественную работу. Можно привести много положительных примеров такого распределения. Но данные социологов, обследовавших немалое число семей, вызывают тревогу: у женщины-матери уходит на хозяйственно-бытовую работу по дому в два раза больше времени, чем у мужчины-отца. Значит, ей не хватает времена для воспитания детей (хотя она и использует в целях воспитания совместный домашний труд) и ухода за собой. Труд, которым занимается в семье мужчина (столярный, слесарный и т. п.), почти не распространен в городских семьях. Это приводит к резкому сокращению совместной работы отцов с детьми, чем и объясняется снижение воспитательного воздействия отцов на детей.
Проанализируйте, как в ваших семьях обстоят дела с хозяйственно-бытовой и воспитательной работой родителей, а также бабушек и дедушек (если они живут вместе с вами), с участием детей в оказании им помощи.
В жизни сельской семьи есть объективные условия, которые помогают справедливому разделению хозяйственных обязанностей между супругами: часть работ, особенно в огороде или по уходу за домашними животными, выполняется совместно. Если семья умело привлекает к посильному труду детей разного возраста, то создаются естественные возможности для трудового воспитания.
В совместной со взрослыми работе ребенок осознает, что от работы каждого зависит успех общего дела. У детей с помощью взрослых создается необходимая эмоционально осознанная установка: работать старательно, добросовестно, учиться у взрослых.
В сельской и городской семьях имеется немало различных видов совместного труда, участниками которого могут быть и дети. Так, генеральная уборка квартиры, приведение в порядок подсобных помещений в доме, работа на огороде, в саду требуют участия всего семейного коллектива.
Главная ценность совместного труда взрослых членов семьи и детей в том, что взрослые члены семьи являются для ребенка образцом для подражания. Общий труд особо интересен, привлекателен для него. До начала работы и в ходе ее взрослые формируют у дошкольников необходимые трудовые умения и навыки, учат правильно организовывать работу. Совместная со взрослыми работа подготавливает дошкольника и к самостоятельному индивидуальному труду.
Трудовое обучение взрослых и детей не должно ограничиваться лишь домашними делами. Наукой и практикой доказано, что взрослый должен постепенно вводить ребенка в общественную жизнь, воспитывать интерес к разным профессиям, уважение к труду и трудящемуся человеку. Это важно для нравственного развития ребенка. Ребят, живущих в городе, воспитатели, а также родные знакомят с бытовыми и культурными объектами ближайшего окружения; при возможности проводят экскурсии на предприятие, где работают их отцы, матери.
Сельские дети имеют большие возможности и для познания жизни и труда односельчан. На селе люди хорошо знают друг друга: общение взрослых и детей более тесное, чем в городе. Рассказы родных об истории села, о людях, которые участвовали в его создании и развитии, сельским детям близки и понятны. В праздники родители и дети обычно идут в сельский клуб или на центральную площадь. Дети узнают, кто из их односельчан добился трудовых успехов, кого наградили; рассматривают фотографии знакомых им людей на Доске почета.
Заметнее выражены и активнее развиваются в сельской местности национальные традиции. Дети приобщаются к ним, подражая взрослым, включаясь вместе с родными в танцы и пение, игры; занимаются вместе с ними ручным трудом. Например, в Городецком районе Горьковской области во многих семьях родители при участии детей мастерят из дерева и разукрашивают ложки, миски, народные игрушки. Часто работа сопровождается русскими песнями — старинными и современными. А в молдавских селах бытуют посиделки. Жители села собираются вместе, занимаются рукоделием, поют песни, рассказывают сказки, перебрасываются прибаутками, народными поговорками. На посиделки приходят пожилые, молодые и дети .
В городских условиях также существует много способов привлечения детей к общению и труду со взрослыми. Так, во многих городах республик есть свои традиции, например проведение праздника «День города», возложение цветов к памятнику, у мемориалов, на братские могилы, к Вечному огню — как дань памяти и уважения погибшим защитникам Родины.
Для воспитания детей важно единство взглядов и действий родителей и старших членов семьи, а справедливое распределение хозяйственной работы с привлечением детей способствует содержательному общению между ними. При этом дети охотно приобщаются к труду, который становится для них необходимой потребностью.
Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей) - ее уклада, стиля отношений и духовной культуры — имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.
Глава 2
АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Авторитет — одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения.
Если родители — люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, живут широкими общественными интересами, а семейный коллектив сплочен общими трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на воспитание детей. Но если они ведут праздный образ жизни, не хотят трудиться на производстве, им чужды высокие идеалы, семья замкнута в своем узком мирке или каждый ее член живет своей жизнью, в такой семье царит черствый эгоизм. Воспитание в ней серьезно осложнено.
Стиль внутрисемейных отношений каждая молодая семья вырабатывает не просто. Совместная жизнь молодых супругов в первые годы приводит порой к столкновению индивидуальных представлений, сформированных каждым супругом в родительской семье, о цели семьи, распределении семейных обязанностей и т. д. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает взгляд на его цели, конкретное содержание, способы реализации и др. Таким образом, молодая семья фактически создает свою культуру отношений, воспитания, общения.
Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания. Но как завоевать авторитет у ребенка, знают далеко не все. Педагог объясняет родителям, как создается авторитет, какова его основа; молодые родители должны осознать, что свои отношения можно координировать так, чтобы, проявляя терпение и такт, воспитывать у ребенка уважение к каждому из родителей.
К сожалению, родители не всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей. По данным социологов, чаще так поступают жены. Они уверены, что ведут себя правильно, стремясь «улучшить» своих мужей. Между тем психологи обнаруживают, что в семейной этике такое положение приводит к противоположному: критика одного супруга другим задевает человеческое достоинство, самолюбие, вызывает обиду, напряженность в отношениях, ведет к эмоциональным срывам, конфликтам. Между супругами накапливаются отрицательные чувства друг к другу, разрушаются эмоциональная близость и контакт, подрывается авторитет. Так возникает отчуждение, которое иногда приводит к распаду семьи.
Формирование личности ребенка определяется всем образом жизни семьи. А. С. Макаренко называл его «общим тоном семьи». Он действует на ребенка независимо от отца и матери, а подчас даже вопреки им. Общий тон семьи создается личностью родителей, их гражданским лицом: идейно-политической сознательностью, отношением к общественному труду, а также и к домашнему труду, направленному на удовлетворение потребностей всех членов семейного коллектива. В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские», одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, своим родителям, детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. С раннего возраста малыш живет в обстановке положительного отношения к окружающим, любви, дружбы, доверия, взаимопонимания.
Хотя большинство родителей стремятся правильно воспитывать детей, распространенной ошибкой семейного воспитания в последние годы стало неумение воспитывать уважение к старшим. Обстановка доверия и эмоционального комфорта без поощрения и поддержки взрослых, постоянного упражнения детей в положительных поступках не воспитывает уважительного отношения к окружающим, в том числе и к самим родителям.
В практике семейного воспитания распространена такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом «не потерять авторитет». Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но в подростковом возрасте оценке подвергается все поведение родителей, что не проходит бесследно.
2.1 Виды авторитета родителей
А. С. Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывел несколько видов ложного авторитета родителей, которые встречаются и в современных семьях.
Самым распространенным видом Макаренко считал авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.
Другой вид семейного воспитания — ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии, требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов. Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.
Противоположным видом семейного воспитания, названным А. С. Макаренко ложным авторитетом подавления, является такой, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходящий главным образом от отца. В некоторых семьях, живущих со своими родителями, такой тип воспитания часто исходит от представителей старшего поколения.
Они требуют подчинения себе не только от детей, но и от остальных взрослых членов семьи, не дают развернуться детским возможностям. При непослушании, сопротивлении отец или бабушка раздражаются, кричат. В такой семье часто наказывают ребенка. Естественно, что вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребенок или, наоборот, деспот.
Педагогический такт заключается в умении взрослого найти наиболее правильный путь к взаимопониманию с ребенком, установить с ним деловые и эмоциональные контакты, соблюдать чувство меры. К сожалению, родители порой допускают грубость, нетерпимость, категоричность. Это относится и к матери, как главной воспитательнице детей. Именно она должна аккумулировать в себе в наибольшей мере доброту, мягкость, доверительность общения с детьми. Если члены семьи не оказывают матери помощи в ведении домашнего хозяйства, то у нее возникают нервные и физические перегрузки. Мать становится невыдержанной, а потому кричит на ребенка, часто незаслуженно наказывает его. Каков же авторитет у такой матери?
Разновидностью ложного авторитета подавления является названный А. С. Макаренко ложный авторитет педантизма. В такой семье родители, стремясь сохранить дистанцию между собой и ребенком, разговаривают с ним подчеркнуто сухо, скучно, по любому поводу читают длинные нотации, назидания. Обычно с ребенком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают. В такой обстановке малыш либо подчиняется и выполняет все распоряжения взрослых, либо начинает протестовать, капризничать, упрямиться. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.
Весьма распространен в последние годы тип ложного авторитета, названный Л. С. Макаренко авторитетом чванства. Родители в такой семье чрезмерно кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что «умеют», а тем, что «имеют». В этих семьях царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. В обстановке постоянного подчеркивания своих преимуществ, выражения пренебрежения к окружающим, не имеющим того, что является для этих семей главным, взрослые формируют у детей психологию потребителей. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчетливыми дельцами и бездельниками.
Другой разновидностью ложного авторитета является тип семейного воспитания, названный А. С. Макаренко ложным авторитетом подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю...»— часто слышат воспитатели разговоры матери с ребенком. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.
В работе с родителями педагоги часто встречаются с семьями, где отсутствует единство требований со стороны взрослых. Например, мягкая, снисходительная, все прощающая мать и суровый чрезмерно требовательный отец. Ребенок в таких условиях вынужден лавировать между матерью и отцом, приспосабливаться к каждому из них. На воспитание детей накладывает отпечаток и настроение, состояние отца и матери, характер каждого из них. В индивидуальных беседах с родителями педагог подчеркивает, почему вредно отсутствие единых требований к детям, как изменить установившееся положение в семье.
Встречаются и такие семьи, в которых оба родителя не обращают внимания на воспитание ребенка. Когда они обнаруживают, что у ребенка неладно с поведением, то применяют разовые воздействия, сопровождающиеся шумом, криками и слезами. Затем все продолжается по-прежнему до следующего события. Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой — напряжения, порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.
Вредны в воспитании как подчеркнутая холодность в отношениях с ребенком, так и чрезмерные излияния любви. В первом чае ребенок чувствует свою неполноценность, во втором — чувствует себя кумиром, которому все поклоняются. Необходимо любить ребенка сердцем, стремиться искать «золотую середину» в подходе к нему. Важно в таких условиях, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях. Если, предположим, мама сказала, то бабушка должна поддержать, а папа напомнить т.п.
Иногда можно слышать от родителей, что сейчас такая жизнь, когда не следует учить ребенка добру, иначе ему будет трудно в жизни. Зло, как правило, не рождает добро. Оно порождает зло. Следовательно, исходная точка добра и зла заключена в нас самих, во взрослых членах семьи.
Если родители понимают интересы, запросы ребенка, то авторитет их повышается. Этому служат наши ответы на многочисленные детские «почему?». Часто ли мы вдумываемся в их содержание? Иногда мы отвечаем на детские вопросы необдуманно. Правильно поступают те родители, которые терпеливо объясняют вопрос, удовлетворяя детскую любознательность. Это лишь укрепляет авторитет отца или матери.
Справедливо говорят, что в многодетной семье дети воспитываются лучше, чем в однодетной. Но и одного ребенка можно правильно воспитать, если постоянно давать чувствовать, что он не один, что должна проявляться забота о каждом члене семьи. От ребенка необходимо требовать внимания и заботы к каждому взрослому, создавая для этого условия. В практике мы нередко наблюдаем обратное. Например, ребенка угостили. Он спешит разделить конфету с мамой, с папой. Те отказываются под разными предлогами, чтобы ребенку больше досталось: «Не хочу, зубы болят», «Не хочу, не люблю конфет» и т. п. Так у ребенка вырабатывается позиция: «Взрослым оставлять не обязательно, а вот я — особый». «Особым» он продолжает оставаться и в автобусе, когда спешит сесть первым, и дома, когда собираются гости, и в семье, когда думают о покупке, и т. д. В многодетной семье всем все поровну. Этого можно добиться и в семье с одним ребенком, если он будет на положении равного.
Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.
Глава 3
Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании.
Состав семьи бывает различен. В настоящее время наиболее распространены двухпоколенные семьи: мать, отец и их ребенок (дети). Трехпоколенные семьи (отец, мать, бабушка, дедушка и дети), по данным социологов, встречаются реже.
Семья для малыша — это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честности и правдивости, скромности.
Отец и мать, а также другие члены семьи — дедушка, бабушка, старшие братья и сестры — формируют личность ребенка с раннего его возраста. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей.
Положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения: доброжелательно относятся к окружающим, добросовестно трудятся, интересуются общественными событиями.
Воспитывая детей в семье, взрослые не всегда осознают, что дошкольники, особенно с пяти лет, проявляют особый интерес к окружающему миру. Ограничение же детей рамками семейной жизни сказывается на их общем развитии, не формирует личность ребенка.
Для нравственного развития детей важно, чтобы суждения близких им людей подтверждались соответствующими делами. Дети впечатлительны и склонны к подражанию. Они познают мир в конкретных образах. На их основе формируются первые обобщенные знания, представления.
Дети легко поддаются внушению, особенно малыши. Внушить им можно не только хорошее, но и дурное: чувства ребенка непо-средственны, быстро возникают и угасают. Ребенку трудно управлять своими эмоциями, чем и объясняются довольно быстрые переходы от бурного веселья к слезам.
Взрослым членам семьи при воспитании ребенка важно учитывать эти особенности. Например, не надо наказывать за то, что он изображает в игре что-то плохое, увиденное в семье, лучше подсказать ему хорошую игру. Не следует увлекаться внушениями, разъяснениями, правильнее будет включить ребенка в конкретные практические дела, посильные для его возраста.
Мать и отец — главные воспитатели своих детей, которые отвечают за их воспитание перед государством. От матери и отца зависит, насколько эффективно участие в воспитании дошкольников старших членов семьи — бабушек и дедушек.
Во многих художественных произведениях отражено влияние старших членов семьи на личность ребенка. Вспомним повесть А. М. Горького «Детство», в которой писатель рассказывает о своей бабушке, о ее влиянии на внука, живущего в тяжелых условиях.
Герой повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова - внука» вспоминает, как, будучи еще ребенком, он стал замечать большую перемену в своей бабушке после смерти ее мужа. Как-то услышал он разговор отца с матерью: «Да, уж совсем не та матушка! видно ей недолго жить на свете», - и ему стало жаль бабушку. Он сказал: «Надо бабушку утешать, чтоб ей не было скучно». Отец тотчас же откликнулся на слова сына: «А вы бы с сестрой почаще к ней ходили, старались бы ее развеселить». И с тех пор дети по нескольку раз в день бегали к бабушке, разговаривали с ней, собирали, по совету взрослых, любимые ее ягоды и грибы. Бабушка становилась все общительнее, ласковее со своими внуками.
В книге «Повесть о сыне» Е. Н. Кошевой — матери Героя Советского Союза Олега Кошевого — есть прекрасные страницы о влиянии на мальчика его деда. Дедушка очень любил природу, умел раскрывать перед ребенком ее тайны: рассказывал о цветах и хлебах, о том, как произрастают травы, о далеких землях и птицах. Дедушка пробудил в Олеге любовь к своей Родине. Мать и дедушка старались приучить мальчика к разнообразному труду. Олег охотно работал в саду, радовался, что помогает взрослым. Систематический труд в природе содействовал, как считает мать, воспитанию у него таких качеств, как добросовестность, ответственность и дисциплинирован-ность.
Современные бабушки и дедушки чаще всего продолжают трудиться на производстве. Многие имеют среднее и высшее образование или закончили в свое время 7—8 классов. Они обладают большим жизненным опытом. Но для воспитания детей главным является их нравственный облик. Доброта и справедливость, любовь к труду, ответственность за его хорошие результаты, честь и скромность — те качества, которыми должны обладать старшие члены семьи. От умения сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в интересных полезных делах во многом зависит авторитет дедушек и бабушек.
Между тем нередко наблюдают, как ребенок не слушается бабушку, проявляет недовольство, если не получает от нее сладостей, и т. п.
Важно выяснить причины подобного поведения, найти ошибки, допущенные в воспитании. Возможно, бабушка не является авторитетом для данного ребенка; может быть, дома мать и отец ребенка подрывают ее авторитет, высказывая в присутствии его свое недовольство методами ее воспитания.
Во всех случаях законом в семейных отношениях должна стать сдержанность. Взаимные недовольства, разногласия, которые нежны в семейной жизни, разрешаются без детей. Беседуя с родителями, анализируя их ответы на вопросы, педагоги установили, что многие родители связывают разногласия в семейном воспитании между матерью, отцом, дедом и бабушкой с отсутствием единства в применяемых взрослыми методах и приемах. Но объединяет близких людей, членов одной семьи личностная и социальная позиция дедушек и бабушек.
Как правило, они стремятся оказать помощь молодой семье в ведении хозяйства. Если взрослые проживают в разных квартирах, помощь эта эпизодическая, но в трудных случаях старшие приходят на помощь своим взрослым детям (берут временно детей к себе, проводят с ними отпуск).
Бабушка и дедушка, живущие в семье сына или дочери, принимают на себя определенную часть забот, систематически участвуют в ведении домашнего хозяйства.
Кроме того, они воспитывают своих внуков, многое вкладывая в душу и ум ребенка, проявляя заботу о его здоровье, правильном физическом развитии. У бабушки и дедушки больше терпения, чем у молодых родителей, больше мудрости в общении с малышами. Если старшие члены семьи уже не работают, то у них есть и дополнительное время для воспитания внуков.
Особенно ценны в воспитательном процессе нравственные позиции взрослых членов семьи. Например, дед, работающий на производстве, активно участвовал в благоустройстве детской игровой площадки во дворе дома. Он привлек к этой работе взрослого сына, соседей и даже старших дошкольников. Никто в семье не упрекнул его за то, что он в ущерб семье и своему отдыху выполнил полезное общественное дело.
В неполной семье участие бабушки и дедушки имеет большое значение в воспитании детей. Мальчику дедушка особенно нужен, когда в семье нет отца. Если причина неполной семьи — развод, взрослым особенно необходимо договориться и придерживаться единых действий. Например, согласиться с тем, что ушедшему из семьи отцу можно встречаться с сыном в определенные дни для совместных прогулок, развлечений. Можно, учитывая особенности отца ребенка, встречаться только дома, где мальчик живет со своей мамой, договорившись, чтобы бабушка и дедушка не вмешивались во взаимоотношения бывших мужа и жены. Нередко недоразумения возникают вследствие несовпадения мнений. Например, бабушка, обиженная тем, что зять разошелся с ее дочерью, травмирует ребенка нелестной оценкой его отца, ушедшего из семьи. Дочь (мать ребенка) недовольна этим, хотя и считает, что бывший супруг недостоин хорошей оценки.
Часто недоразумения между взрослыми возникают вследствие разного понимания задач и методов воспитания, особенностей подхода к ребенку. Молодые родители жалуются на то, что бабушки слишком балуют внуков, опекают во всем (из-за этого стремятся даже ограничить их общение); старшие члены семьи считают, что молодежь плохо приучает детей к труду или слишком строго обращается с детьми, не учитывая их возраста.
Укрепляет отношения родных проведение праздников. Во многих семьях существует традиция совместного хорового пения, игры на музыкальных инструментах, проведения игр, состязаний на смекалку, ловкость. В этих развлечениях могут активно участвовать и старшие дошкольники.
Интересны и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своем детстве, работе в тылу или об участии в боях в период Великой Отечественной войны. Хорошие традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями, которые проявляют при этом много выдумки и фантазии.
Нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии: гимнастерку, пилотку военных лет, трудовые и боевые ордена, медали, почетные грамоты, старые фотографии. Время от времени их достают, рассматривают вместе с детьми, беседуют. Такое общение важно для ребенка. Оно углубляет его привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному развитию.
В жизни возникают различие ситуации. Например, бабушка считает, что родители излишне строги, требовательны к ребенку, а мать и отец упрекают ее в нешумном баловстве внука. Споры возникают по поводу режима дня ребенка (пора идти спать, а ребенок не может оторваться от игры и т. д.). Такие разногласия вредят правильному воспитанию ребенка в семье.
Поэтому так важно помочь семьям, где воспитывается один ребенок и, помимо родителей, есть бабушка или дедушка. Сначала желательно отметить положительные результаты в воспитании, успехи ребенка, что поможет создать атмосферу доверия. Затем обращается внимание на просчеты.
Но каков бы ни был состав семьи (двух- или трехпоколенный), дедушка и бабушка систематически общаются со своими детьми и внуками, помогают им материально, участвуют в практических делах, в хозяйственно-бытовой работе, в воспитании детей.
Тесное общение дедушек и бабушек со своими внуками делает их жизнь радостной, наполняет ее глубоким содержанием.
Овладеть необходимыми методами и приемами в воспитании детей поможет взрослым членам семьи чтение научно-популярной литературы на педагогические темы.
Заключение
Семья для ребенка — основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой. Она должна стать проводником тех идей, нравственных установок, которые определяют передовую, прогрессивную роль российского образа жизни. В семье имеются благоприятные возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную, даже общественную деятельность взрослых, опосредованного приобщения его к труду родителей.
Коллективизм в семье проявляется как естественное чувство. Бескорыстная забота каждого члена семьи о других ее членах, готовность поступиться своими интересами блага родных — характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребенка. Однако само по себе наличие родственных чувств, сплачивающих семью, не гарантирует от развития у ребенка эгоизма.
Развитие социалистической семьи не лишено трудностей и противоречий, что проявляется в воспитании детей. По мере повышения уровня благосостояния всех советских людей, уровня их культуры семья получает все больше возможностей для всестороннего воспитания детей, для развития и удовлетворения их потребностей и интересов. Однако в некоторых семьях из-за неправильного понимания принципа «все для детей» родители допускают серьезные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребенка, создать ему «счастливое детство», они физически и нравственно изнеживают его. Даже родительскую любовь нужно организовать, говорил А. С. Макаренко: безмерная, жертвенная любовь к детям способна воспитать из них эгоистов и потребленце.
Воспитание — сложное и ответственное дело. Российская семья располагает всеми необходимыми условиями для всестороннего воспитания и развития детей. Реализация этих условий зависит, прежде всего от нравственной зрелости и педагогической культуры семьи, от ее связи с общественными воспитательными учреждениями. Выполнение семьей ее воспитательной функции не может основываться только на любви родителей. Педагогическая грамотность родителей становится необходимым условием правильного воспитания подрастающего поколения.
Воспитание детей — процесс творческий и процесс двуединый. Важно, чтобы каждый отец, каждая мать поняли, что правильное воспитание будущих граждан — их долг не только перед своей семьей, но и перед обществом.
Список использованных источников
1. Психология семейных отношений О.А. Карабанова М – 2005 г
2. Воспитателю о работе с семьей Н.Ф. Виноградова М- 1989 г. 3. Старшее поколение в семье Т.А. Маркова М-1989 г
4. Этика взаимных отношений С.М. Бардин. М- 1972 г
5. Воспитание заботливого отношения
к окружающим. И.С. Хомякова М-1988 г
6. Детский сад и семья Т.А. Маркова М-1981 г.
7. Психология с основами семейного
консультирования Е.Г. Силяевой М – 2005 г
8. Педагогика и психология Л.А. Григорович М – 2003
Т.Д. Марцинковская
3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в воспитании ребенка с нарушенным звукопроизношением.
В статье предлагаются рекомендации родителям о правильном воспитании ребенка во время развития самостоятельной речи.Семейное воспитание-ответственная основа формирования личности.Семья-институт для це...
Роль семьи в воспитании ребенка
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личн...
Роль семьи в воспитании ребенка
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни....
Роль семьи в воспитании ребенка
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют сво...
Роль семьи в воспитании ребенка.
памятка для родителей...
Родительское собрание "Роль семьи в воспитании ребенка"
Уважаемые родители! Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях, и их значении в воспитании и развитии ребенка. Но перед началом разговора я предлагаю ...
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"
Семья имеет несколько функций:Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к ...