Оригами это не только игра…..
статья по теме

Аташова Сабина Алипаша кызы

Оригами в развитии ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Оригами это не только игра…..

   Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») – старинное искусство складывания из бумажных квадратов различных фигурок: животных, птиц, цветов, машин и др. предметов. В последние годы интерес к оригами сильно вырос. Это не удивительно, ведь складывание не только занимательный и интересный, но и чрезвычайно полезный процесс, особенно для детей дошкольников: занятия оригами помогают улучшить двигательные возможности руки и тем самым подготовить ее к овладению техникой письма.

Немного из истории оригами.

    Понятие оригами пришло из японского языка. Японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном смысле оно означает «сложенная бумага». Японцы понимают оригами как «искусство целого листа», т.е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств. Только сгибание и складывание листа.

     Искусством оригами японцы начали заниматься очень давно. Оно появилось практически вслед за изобретением бумаги.

    Истинно народным искусством оригами стало лишь в начале XII века. Производство бумаги значительно расширилось, и она стала  более доступна широкому кругу людей.

    К началу XIV века мода на оригами захватила жителей стран востока настолько, что почти каждая зажиточная семья имела своего учителя-оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности.

    В XIX веке, когда бумагу научились производить многие европейские страны, оригами стало очень модным среди европейских аристократов. Чуть ли не каждая семья имела свои секреты бумажного искусства, которые передавались из поколения  в поколение.

    Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально считалась родиной этого искусства. Именно здесь были изобретены все классические модели, которые используются  по всему миру и по сей день.

    На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX веке одними их первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II . Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».

   

Значение оригами для развития ребенка-дошкольника.

Начинать оригами необходимо с пяти лет. В коре головного мозга  достигают баланса  возбудительные и тормозные процессы детей 5-6 летнего возраста. Соответственно ребенок уже способен сосредоточить свое внимание на чем-то новом. Дети не вполне владеют своими мышцами и телом. В подвижных играх же наоборот, неплохо развивается мимика и двигательные функции, но очень отстает развитие мелкой моторики. Оригами же способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию сенсорики, развитию коры головного мозга и развитию речевой зоны, вырабатывается усидчивость, внимание, сосредоточенность, оригами упражняет память, мышление, пространственное воображение. Что так  необходимо для будущих школьников.

Речь без чувственного опыта не возможна, оригами же позволяет ребенку все прощупать и почувствовать пальчиками. Искусство оригами позволяет успокоиться, сосредоточиться, а так же отвлечься от проблем.

Оригами это очень интересное и увлекательное занятие. Если хотя бы раз вам удастся заинтересовать  ребенка оригами, то потом уже тяжело будет оттянуть его от подобной работы.  На глазах у ребенка обычная бумага постепенно превращается, в какую либо фигуру, животное или цветок. Бумага оживает и это достойно восхищения не только ребенка, но и взрослого. Ребенок любит творить из ничего, а оригами дает ему такую возможность. Творить чудеса из обычной казалось бы бумаги нравится и детям и взрослым потому, что, как только мы научимся делать что то простое, нам хочется, учится более сложному, а чем сложнее тем увлекательнее становится погружаться в мир оригами.

В настоящее время очень много журналов, книг с выбором различных схем, на специальных сайтах так же огромно разнообразие схем оригами как от самых простых, так и до самых сложных.

 

Общие рекомендации.

    Несомненно, что самым сложным в исполнении и требующим немало терпения и времени является  оригами традиционное, когда фигуры выполняются древним способом – сгибанием квадрата без помощи ножниц и клея.

    Многие народы стран Запада все чаще используют аналитический способ оригами. Он состоит в том, что поделку выполняют из двух или нескольких одинаковых частей.

    Сейчас все чаще можно встретить выражение «кирикоми оригами» - это ни что иное, как оригами с применением ножниц.

    Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

   Создавая бумажные модели, ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, преобразует одну форму в другую. У детей формируются понятия «сторона», «угол», « вершина» и др.

   При складывании педагог может сообщать детям информацию экологического характера, если это фигурки животных, птиц или цветов.

      Начинать обучение складыванию нужно с рассматривания образца, дальнейшего показа приемов складывания по пунктам,  затем складывание выполняется поэтапно: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго приема – выполнение детьми и т.д. Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление.

    Когда дети освоят некоторые приемы и терминологию, складывать можно по поэтапному словесному указанию педагога. В дальнейшем дети могут выполнять складывание по пооперационным картам-схемам самостоятельно.

Материалы и инструменты, необходимые для занятий оригами.

    Главный и основной материал для оригами – это бумага. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть упругой, чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный – ёлка, лягушка; оранжевый – лиса, белка), и представлять  возможность  использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны.

   Ножницы желательно иметь с закруглёнными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности.

   Для склеивания модулей или приклеивания поделок для создания сюжетной композиции следует приготовить кисточки разных  размеров и клей ПВА. 

   Некоторые поделки необходимо дорисовать: глаза, нос, чешуйки у рыбок и т.д., для этого нужны карандаши или фломастеры.

Общие правила при обучении технике оригами.

  1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
  2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
  3. Показ изготовления  производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в два  раза больше, чем у детей.
  4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
  5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
  6. Линии сгиба изделия должны тщательно проглаживаться.
  7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно- патриотическая игра «Пусть дети не знают войны, а только играют в неё»

Игра построена в форме спортивной эстафеты, где команды, продвигаются по детскому саду, на этапах отвечают на вопросы, решают логические задачи, маршрут движения указан в маршрутных листах. На м...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Оригами – полезное занятие, интересная игра».

Уважаемые воспитатели!Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского творчес...

Консультация для воспитателей «Оригами — полезное занятие, интересная игра»

Влияние занятий оригами на всестороннее развитие ребёнка или зачем детей обучать оригами в детском саду.В дошкольном возрасте продолжается формирование и развитие речи детей. Всем известно, что хорошо...

Сценарий развлечения для детей и родителей воспитанников "Только сегодня, только сейчас -Осенняя ярмарка только для вас"

Представлен опыт проведения осеннего развлечения на прогулке для детей и родителей воспитанников. Цель данного мероприятия  воспитывать у детей и взрослых любовь к Родине, русским народным традиц...

Ребёнок 3 лет хочет только играть, развивающие занятия игнорирует: что делать?

Ребёнок 3 лет хочет только играть, развивающие занятия игнорирует: что делать?У многих детей есть любимые игры и игрушки. Но что делать, если маленький ребенок не хочет отвлекаться...