Развитие творческого логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) по теме

Копьяк Ирина Анатольевна

Статья  рассматривает развитие интелектуальных способностей у детей дошкольного возраста, через развивающие игры и задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_logicheskogo_myshleniya_u_detey_.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

      Развитие   творческого  логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

        К старшему дошкольному возрасту, у детей начинается формироваться логическое мышление (понятие, суждение и умозаключение). Связано это с освоением мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация). Чтобы ребенок активно развивал у себя мыслительные процессы, мы взрослые, должны ему помочь. Задания и упражнения, которые мы даем ребенку, должны быть составлены таким образом, чтобы побуждать его к самостоятельной активной мыслительной деятельности, развивать умение: сравнивать, обобщать, делать простейшие умозаключения.

        Прежде чем предложить ребенку задания для выполнения, убедитесь, что он знает названия цифр и умеет их писать, знает названия геометрических фигур и умеет их рисовать, знает времена года, части суток, умеет различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве.

        Знакомить детей с логическими заданиями, надо с простых упражнений, т. решение с помощью конкретных действий (дорисовать, обвести, закрасить, показать стрелочкой). После выполнения задания ребенком, обязательно предложить ему рассказать, почему он закрасил, обвел, именно этот предмет, фигуру, цифру и т.д.    Это очень важно для умственного развития ребенка, который может не только выполнить, но и объяснить свои действия.

        Постепенно задания должны усложняться и у ребенка будет формироваться умение решать логические задачи  в уме, не выполняя практических действий.

Детям дают задания:

  1. Сравнения.

Сравнение – это  мыслительное установление сходства или различия предметов по существенным  или несущественным признакам.

Например: “Сравним пары предметов. Назови их признаки, сходства и различия”, “Сравни картинки между собой. Найди отличия”

  1. Классификация.

Классификация – это распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет свое место.

Например: “Назови, одним словом предметы каждой группы. Объясни, почему они подходят друг к другу”.  “Найди в каждом ряду предмет, который не подходит к остальным. Объясни свой выбор”. “Найди пару каждому предмету. Объясни свой выбор”.

  1. Закономерности.

Закономерности – это установление связей между предметами и явлениями, основанных на действии определенных законов.

Например: “Найди ошибку в составлении бус”, “Расположи фигурки  в домике так, чтобы на каждом этапе они находились в разном порядке”, “Подумай и скажи, что было сначала, а что потом. Объясни свое решение”.

  1. Умозаключение.

Умозаключение – форма мыслительной деятельности, при помощи которой из одного или нескольких суждений делается заключение.

Например: “Закончи предложение”, “Назови слова, противоположные по смыслу”,  “Подумай и реши логические задачи. Объясни свое решение”.

  1. Пространственное мышление.

Пространственное мышление – это способности воспринимать  и анализировать пространственные отношения между предметами.

Например: “Подбери недостающий фрагмент”, “Подбери ключи к замочной скважине”, “Лабиринты”.

        Особое внимание хочу обратить на занимательные вопросы и задачи шутки. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике.  Назначение задач-шуток в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные существенные свойства замаскированные внешними несущественными данными.

Например:

  1. Ты да я да мы с тобой

Сколько нас всего.

  1. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2кг

Сколько будет весить курица, если будет стоять на 2-х ногах.

  1. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 больших ветки, на каждой большой ветке по 4 маленьких.  На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок.
  2. Из-за забора видны четыре заячьих уха.

Сколько зайцев за забором?  (2).

  1. Ты  пилот самолета, летящего из Парижа в Москву с посадкой в Киеве.

Время в полете – два часа. Сколько лет пилоту.

        Результат решения детьми задач-шуток зависит от их жизненного опыта, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умение видеть, наблюдать и замечать необычное.  Понять ребенку смысл задачи-шутки поможет создание ситуации, обстановки, аналогично той, о которой говорится в задачи, практическая проверка, зарисовка и доказательство правильности отгадки, указание на необходимость размышлять, догадываться, решая подобные задачи.

        Так, методически правильно подобранный и к месту использованный  материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствуют развитию  логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению математических знаний и зависимости, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

В этой статье подробно отражена последовательность и результативность работы по проведению кружка "В гостях у царицы Информатики"....

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактических игр.

Детский сад – первое и самое главное звено в общей системе образования. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий детей, который обеспечивает успешное умственное разв...

Программа для одаренных детей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

В этой программе отражена деятельность педагогов по выявлению детей с одаренными математическими способностями. Разраработаны цели, задачи, перспективный план работы с одаренными детьми на один учебны...

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности по развитию математических представлений посредством дидактических игр и упражнений»

   Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиям...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

План работы по самообразованию воспитателя Гасанагаевой Файизы Абдулвагабовны на 2018-2019 учебный год по теме: «Шахматы, как средство подготовки детей к школе и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции...