Песокотерапия, как помощь родителям в воспитании и обучении ребенка.
консультация (младшая группа) по теме
В статье рассказывается о значении песокотерапии в воспитании и обучении детей младшего возраста.Даются краткие рекомендации родителям, как использовать песокотерапию . Также перечислены игры с песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
песокотерапия | 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение
«Урайский специализированный Дом ребенка ХМАО-ЮГРЫ
Консультация для родителей.
Тема « Песокотерапия как помощь родителям в воспитании и обучении ребенка.
Подготовила
\воспитатель
Мухаматнурова Сайра Ибатовна.
Г.Урай 2014г.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка пробуждает желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как «созидатель»-один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам Бытия :все приходит, и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено,- просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком- это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное, он « приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде « концентрата» попадает в бессознательное ребенка( тогда как глубинный смысл проигранного на песке им может и не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему миро восприятия. И наступает момент( срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой « песочный» опыт! Таким образом осуществляется «круговорот переносов в природе»(Грабенко, Зинкеевич-Евстигнеева, 2001).
Уже доказано, что дети которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.
Наблюдения психологов свидетельствуют и о том, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их ребенка.
Родители видят, что их чадо становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками- и это может стать поводом для размышлений о сложившейся у них системе воспитания ребенка.
И так, что же такое песочная терапия? Песочная терапия одно из направлений в разделе арт- терапии. Песок- это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы.
Сухой или влажный- он обладает разными свойствами, и познавая их, малыш открывает для себя новые горизонты развития. Например, сухой песок дети любят пересыпать из емкости в емкость, или на землю, наблюдая за этим нехитрым, но завораживающим процессом. Из влажного плотного песка- можно делать куличики, строить целые замки, мосты и города- играя в них небольшим фигурками. Ребенок учится различать и пользоваться двумя этими состояниями песка, и вот он уже сам добавляет в сухой песок воду и делает массу, пригодную для строительства.
Основные этапы становления у ребенка игры с песком.
«А! Какой замечательный пирог у нас получился!» Удар, еще удар и от построенного с любовью пирога остались одни руины… Вы в замешательстве, а малыш заливается- смеется, и.О! Ужас!- направляется к творениям других детей, намереваясь повторить свой опыт.
Остановите ребенка, чтобы не расстраивать других « строителей», но ругать и читать нотации ему не стоит. Почему? Вы не выиграете в этих случаях, такое « неадекватное» поведение -вполне нормально, и даже соответствует задачам развития в этом возрасте. Сейчас ребенок не только пытается самоутвердиться(наконец выйти из пассивной роли малыша, которого постоянно контролируют взрослые), но и самостоятельно на практике познать, установить контроль над реальностью, постичь законы Бытия: созидание и разрушение.
Почему это происходит: «Противоправные действия» вызывают бурные эмоции у окружающих- к личности малыша проявляется недюжинное внимание и так он всего лишь пытается установить социальные связи с другими детьми! Он пока не может делать это по- другому. Он еще не умеет играть вместе с другими детьми, поэтому ему не остается ничего другого, как играть против них. Отрицая и разрушая- он чувствует себя автономным и самостоятельным! Ведь он умеет это делать очень хорошо
Так что же делать, если ребенок стремится крушить песочные постройки других детей?
Отвести ребенка от песочницы и занять его другим делом?
Не нужно так делать только потому, что это скорее всего произойдет против желания малыша, ему так или иначе- нужно получать опыт в работе с песком и общаться со сверстниками.
Присоединяйтесь к играм вашего крохи с песком! Станьте партнером: стройте и ломайте вместе- радуясь тому и другому! Попутно обязательно объясните малышу- что ломать можно только то- что построил сам, а также по специальному разрешению других «собственников» песочных построек. Этих разговоров не избежать. Вам следует быть тверже и постоянно напоминать ребенку об этих правилах игры: научить его уважать чужой труд так же, как его собственный. Вряд ли ему будет по душе- если кто-то сломает его куличик.
В песке ребенку лучше всего играть, используя игрушки для песка-песочные наборы: формочки, ведерки, лопатки, грабли или даже небольшую тачку, машинку-грузовик- перевозить песок с места на место. Хороши также песочные мельницы: те самые, в которые сверху засыпается сухой песок, и падая вниз -вращает игрушечные лопасти. Это самые настоящие динамические игрушки -со всеми их полезными для развития малыша свойствами!
Малышам от года- полутора- трудно справиться с увесистым ведерком песка- поэтому, лучше всего для строительных работ подойдут небольшие формочки, хорошо помещающиеся в руку.
Покажите, как их наполнять и переворачивать- чтобы делать красивые фигурки из песка. Фигурки рассыпаются? Ничего страшного- главное- кроха сделал сам , а с опытом придет и умение делать их более прочными и аккуратными. А пока он будет повторять вновь и вновь эти действия, пока не отточит свое мастерство.
Увлекательная игра с песком для малышей- пряталки. Кроха с радостью будет прятать в песке свои игрушки, чтобы вы их находили, и наоборот- с удовольствием искать и находить то, что закопали вы.
Дети постарше(2-3 года) могут вполне делать большие торты и замки- с помощью игрушечных ведерок. Их можно украшать: выкладывая из камушков мозаику, листиками и цветами, равномерно присыпать сверху « сахарной пудрой»-сухим песком. Добавить воды- и в ведерке замесилось тесто, из которого можно делать «пирожки», или варить « кашу». Выкладывая такое тесто на бортик песочницы и позволяя ему подсохнуть- получаются « зефирки» замысловатых форм. А может, с помощью камешков, скорлупок, палочек и веточек, ребенку интересно будет создать мозаичный узор на песке или, не без вашего участия- построить целый « природный ландшафт» с деревьями, горами и каменными тропинками.
Песочная терапия играет большую роль также в регуляции мышечного тонуса, для снятия напряжения с мыщц пальцев рук , и для совершенствования мелкой моторики. Можно выполнять такие упражнения:
- положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.
- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.
- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).
-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.
Песочные игры вполне можно организовать и дома. Пусть летом этого ребенку и на улице хватает, но на зиму надо запастись песком. Импровизированную песочницу легко устроить с помощью тазика или пластикового ящика, в который насыпается просеянный, промытый и прокаленный в духовке песок.
И так, играя с песком у ребенка ,во-первых, существенно усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, играя с песком , мощно развивается тактильная чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, играя с песком у детей развиваются все познавательные функции(восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство востребовано в первую очередь в работе с «особыми» детьми.
Недаром у некоторых народов перед храмом стоят чаши с песком и водой, чтобы человек перед тем, как общаться с высшими силами, очистился духовно и телесно.
Таким образом, жизнь человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, обретает душевное равновесие и спокойствие, находит гармонию с миром и с самим собой.
Литература:
«В гостях у песочной Феи» Н.В.Кузуб, Э.И.Осипук.
Издательство «Речь»,2011.
ухой песок рассыпается — из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеивать через сито. Покажите ребенку, как сухим песком можно измерить объем разных формочек и даже бутылочек с узким горлышком, насыпая туда песок через воронку. Покажите, как через узкое горлышко бутылки песок высыпается обратно дольше, чем через широкое. Расскажите ребенку, что на этом принципе основаны песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.
Детям постарше для исследования песка можно датьлупу. Насыпав немного песка на белый лист бумаги, вместе с ребенком внимательно рассмотрите песчинки под лупой. Обратите внимание ребенка на то, что они разной формы и размера. Расскажите малышу, как образуется песок. Песчинки — это крохотные камушки, которые получаются от трения и ударов друг о друга больших камней.
Совсем другие игры можно предложить детям с влажным песком. Прежде всего обратите внимание ребенка на то, что свойства у влажного песка совсем другие, чем у сухого. Во-первых, влажный песок — другого цвета (он темнее), во-вторых, он тяжелый и уже не сыплется, но зато из него можно «печь пирожки и куличики». Для этого влажный песок совочком накладывают в ведерко или формочку и утрамбовывают его тыльной стороной совка. Затем переворачивают формочку, придерживая песок, кладут на твердую поверхность, стучат совком по ее дну и осторожно снимают формочку. «Пирожок» готов.
Можно предложить ребенку испечь много «пирожков» разного размера и формы, а потом посчитать их. Если он слишком велик для нашей куклы, его можно разрезать. Можно организовать игру в «Пекарню». Выполняя просьбы покупателей, продавец будет продавать буханки, половинки и даже четвертинки хлебного каравая. Таким образом ребенок познакомится в игре с новыми для него математическими понятиями.
В другой раз возьмите с собой на прогулку набор
…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ваш ребенок в 5-7 летнем возрасте (помощь родителям в воспитании ребенка)
С пяти лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. К этому времени у него уже сформирована способность, воображать и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Он может предст...
Помощь родителям в воспитании правильного звукопроизношения у детей
Помощь родителям и логопедом при коррекции звукопроизношения...
Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения.
В данной статье родители могут найти для себя полезную информацию по воспитанию детей с нарушениями зрения....
Семинар - практикум для родителей "Место игры в воспитании и обучении ребенка - дошкольника"
Цель данного семинара- практикума - знакомство родителей с особенностями игровой деятельности детей в младшем дошкольном возрасте, расширение знаний родителей о роли игровой деятельности в воспи...
Рекомендации от тифлопедагога для родителейпо воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения
Рекомендации родителям детей дошкольного возраста с нарушением зрения...
Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения
Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению ребенка с нарушением зрения...
Опыт организации различных форм оказания консультативной помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания детей
В работе с детьми ОВЗ возникает необходимость поиска единых основ взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога для согласованности проводимых ими мероприятий. Представлени...