консультация для родителей "Играем вместе с детьми"
консультация (старшая группа) на тему
Как организовать сюжетно-ролевые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей "Играем вместе с детьми" | 363.23 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»
Одним из положений теории психического развития ребёнка в отечественной детской психологии является признание игры, как ведущей роли деятельности в этом развитии. Деятельность эта обеспечивает связь ребёнка с окружающим предметным и социальным миром. Значения деятельности для психического развития состоит в том, что в ней и через неё ребёнок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, причём такое усвоение включает в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей.
Попытаемся подойти с этой точки зрения к игре, имея в виду её развёрнутую форму – совместную сюжетно-ролевую игру дошкольников.
Каковы основные требования к игре:
1. Первым требованием к сюжетно-ролевой игре является действие во внутреннем воображаемом плане (использование игровых предметов-заменителей, взятие на себя роли, замещение игровыми действиями действий изображаемых персонажей), выступающих в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана.
2.Сюжетно-ролевая игра требует от ребёнка определённой ориентировки в системе человеческих взаимоотношений, так как направлена на их воспроизведение (соподчинение социальных ролей).
3. Реальные взаимоотношения между играющими детьми требуют согласования действий. На первых порах такое согласование устанавливается в самом процессе игры и носит характер внешнего взаимодействия, которое становится исходной формой в развитии у детей «качеств общественности», то есть качеств, обеспечивающих определённый уровень общения.
Дошкольный возраст – благодатный период в развитии человека, когда формируются нравственные чувства, первые представления о нравственности, хороших и плохих поступках.
Нравственное воспитание по своей сути активный процесс, в котором задействован и взрослый и ребёнок. Формирование нравственной активности у детей дошкольного возраста возможно посредством использования педагогических ситуаций, образца поведения, педагогической оценки, художественной литературы, игры. Наиболее эффективным средством является сюжетно-ролевая игра.
Опираясь на современные психолого-педагогические данные о структуре нравственной активности определено содержание нравственной активности детей пяти и шести лет в сюжетно-ролевой игре: стремление подражать морально-ценным образцам поведения, способность эмоционально воспринимать и понимать несложную этическую ситуацию, оценивать моральный поступок сверстника и свой собственный, осознавать свои возможности в разрешении несложной этической ситуации в рамках правил игры, инициативность и готовность к её разрешению в интересах достижения личного и коллективного успеха в игре с соблюдением норм справедливости и взаимопомощи.
Известно, что некоторые дети, играя, часто делают нарушения, другие же перенимают такой опыт общения, считая его единственно возможным в достижении своих целей – получить роль, игрушку.
Необходимо научить детей видеть, анализировать соблюдение и нарушение норм в игре, то есть научить давать адекватную оценку поступкам окружающих. Необходимо научить детей использовать правила как ориентиры для формирования мнения детей о поведении каждого сверстника, чтобы они сами могли оценить отрицательные поступки товарищей, их последствия для себя.
Правила:
- При выборе темы всем вместе договариваться о будущей игре. Пусть каждый предложит тему игры или поддержит товарища. Из всех предложений выбрать одно, наиболее интересное. Если кто-то из детей не соглашается с остальными ребятами, надо объяснять ему, что нужно согласиться, иначе игра не получится. В следующий раз, возможно, будет принято именно его предложение как наиболее интересное.
- При распределении ролей следует помнить, что главные роли выполняются по очереди. Пользоваться считалкой при распределении ролей, но не прибегать к ней, если выбор на главную роль повторяется. Следить, чтобы очерёдность не нарушалась. Быть доброжелательным при выборе товарища на роль, которая нравится тебе. Предлагать другим детям привлекательные роли. Если кто-то из ребят нарушает правило, поступает нечестно, объяснять ему, что нужно играть по очереди.
- При обсуждении хода игры (сюжета) следует внимательно выслушивать всех участников. Принимать наиболее интересное предложение. Если кто-либо из детей не соглашается с остальными и настаивает на своём предложении, объяснить ему правило выбора сюжета.
- При распределении игрушек игрушки брать такие, которые нужны для исполнения роли. Можно разделить их поровну. Если игрушка одна, а играть ею хотят многие, то устанавливается очерёдность между желающими.
- Воспитывать умение самостоятельно решать конфликты. Дети должны быть справедливыми в игре, соблюдать её правила. Если произошла ссора, нужно выяснить, кто нарушил правило, и предложить ему уступить в споре, потому что он не прав.
- В ситуации нарушения обще социальных норм поведения, надо обратить внимание на необходимость соблюдения всех правил. Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры. Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены. Всегда относиться к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.
- Всегда надо обращать внимание на «одиноких детей». Если рядом кому-то из ребят грустно, скучно, то поговори с ним, поиграй. В следующий раз, может быть, и тебе кто-то поможет.
Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра учит нас:
- говорить с ребёнком на его языке;
- преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);
- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
- открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
- любить детей такими, какие они есть.
Играя, мы можем научить детей:
- смотреть на себя со стороны глазами других людей;
- предвидеть стратегию ролевого поведения;
- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих;
- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
- доверять друг другу.
Подготовила воспитатель:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Вместе с детьми"
Доказывать пользу семейных лыжных вылазок, наверное не стоит. Пожалуй, это тот случай, когда все всё понимают. Но понимать- одно, а вот взять за привычку проводить один из выходных дней на свежем возд...
Консультация для родителей "ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ".
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ....
Консультация «Родители – играйте вместе с детьми»
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. ...
Консультация родителям "Играйте вместе с детьми"
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр....
Консультация "Занимательные эксперименты вместе с детьми"
Опыты и эксперименты для детей, которые можно показать ребенку дома....
Консультация "Лепим дома вместе с детьми"
В консультации раскрывается значение лепки для развития детей, даются практические советы родителям....
Тема недели "Повар готовит вкусно" Консультация «Готовим еду вместе с детьми»
Консультация «Готовим еду вместе с детьми»...