Проект по адаптации: «Как помочь ребенку благополучнопройти адаптационный период в детском саду»
проект (младшая группа) на тему
Для каждого ребенка, который приходит в детский сад, встреча с первыми педагогами - это, прежде всего, встреча с новыми, особо значимыми для него людьми. Воспитатель – дошкольник воплощает в себе все, что связано с игрой, первыми занятиями, первыми маленькими успехами и неудачами ребен-ка. Ребенок, впервые переступающий двери детского сада, переживает большой стресс первого, пусть кратковременного, но от этого не менее болезненного расставания с родителями........
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_adaptatsii.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида №724
Проект по адаптации:
«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду»
Авторы:
учитель-дефектолог Волчкова А.Ю.
воспитатель Майорова Н.А.
воспитатель Кибиткина Е.В.
2012-2013
Часть 1
Для каждого ребенка, который приходит в детский сад, встреча с первыми педагогами - это, прежде всего, встреча с новыми, особо значимыми для него людьми. Воспитатель – дошкольник воплощает в себе все, что связано с игрой, первыми занятиями, первыми маленькими успехами и неудачами ребен-ка. Ребенок, впервые переступающий двери детского сада, переживает большой стресс первого, пусть кратковременного, но от этого не менее болезненного расставания с родителями, поэтому период адаптации считается наибо-лее важным в жизни маленького дошкольника. Первые встречи с детским садом открывают перед ребенком волшебный мир детства, но произойдет это только в том случае, если период адаптации пройдет благополучно. Педагоги должны в каждом маленьком ребенке увидеть уникальную личность, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их настроению, успехам и неудачам. Для того, чтобы встреча с детским садом для каж-дого ребенка была маленьким праздником, нужно постараться отойти от опыта авторитарного, императивного общения с детьми, утвердить новый опыт, основанный на идее сопереживания, сотрудничества, принципах личностно – гуманного подхода. Чтобы осуществить такой подход, педагогу необходимо искать новые способы теплого общения с детьми, веря, что дети хотят быть его соратниками в обучении и воспитании. Педагогу необходимо значительно пополнить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать не только других, но и самого себя. Очень глубоко и тонко сказал об этом выдающийся педагог Ш.А. Амонашвили: «Педагог должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное. Он должен взяться за большие цели еще и потому, что он смертный, и он обязан утвердить на нашей планете выпавшую на его долю доброту». Эти замечательные, искренние слова справедливы не только для педагога, преподающего в школе, но и для педагога – дошкольника.
Часть 2
Период адаптации ребёнка с нарушением зрения и здорового ребёнка проходит по тем же закономерностям, но дети с больным зрением более остро переживают этот период. Особенно ярко это проявляется у детей с тяжёлой зрительной патологией. Знакомство с новым пространством, новыми зрительными образами порождают в организации ребёнка стресс, и здесь особенно нужна помощь тифлопедагога и тефлопсихолога. В ходе изучения детей с отклонениями в развитии обнаружилось, что наиболее общие закономерности развития нормального ребёнка прослеживаются и у детей с недостатками физического развития (в данном случае у детей с нарушением зрения). К ним относятся: определённая последовательность стадий развития психики, наличие сенситивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития психических процессов, ведущая роль обучения в психическом развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский). В.И. Лубовский и Ж.И. Шиф показали, что наличие первичных и вторичных дефектов существенно сокращает информацию, получаемую детьми.
Основы коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, тесно связаны с работой тифлопсихолога и тифлопедагога, понимаю-щих и знающих особенности развития ребёнка с недостатками зрения, подчи-няющиеся как общим возрастным изменениям психики ребёнка, так и влиянию со стороны патологии зрения. Среди этой патологии детей особенно велики индивидуальные вариации развития, что требует от тифлопедагога, ти-флопсихолога и воспитателей знания психологии индивидуального развития, зависимость развития от условий жизни детей. В связи с этим в работе всех специалистов группы большое место должно занять создание условий для физического и психического здоровья детей на основе осуществления коррекционной работы. Особое место должно быть отведено эмоциональному благополучию детей в детском саду, а оно в первую очередь зависит от того, как именно прошла адаптация ребёнка в группе. Поэтому в этом важном вопросе необходимо проявлять творчество и искать новые формы работы, которые помогут детям быстро и эффективно адаптироваться к жизни детского сада.
В период адаптации мы наметили для себя осуществление следующих задач:
1.Обеспечить благоприятный микроклимат в группе для каждого ребёнка.
2.Наладить тесное взаимодействие и тёплое отношения с семьёй, где воспитывается ребёнок.
3.Обозначить зону актуального и зону ближайшего развития для каждого воспитанника.
4.Выработать единые требования к дисциплине в группе и выработать единые правила проведения режимных моментов.
5.Создать яркую, интересную развивающую среду с учётом индивидуальных особенностей детей.
6.Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в ходе воспита-ния и обучения детей.
7.Организовать совместный труд всех работников группы во главе с психоло-гом детского сада в одно и то же время (для того, чтобы дети быстрее позна-комились и привыкли ко всем специалистам группы).
А теперь хотелось бы вспомнить первые дни пребывания наших детей в детском саду.
Накануне первого официального дня посещения детского сада дети вместе с родителями просили познакомиться со своими будущими педагогами и группой. Мы показали ребятам все помещения группы, показали красивые новые игрушки, рассказали, как весело и интересно будет им посещать детс-кий садик. И вот настал первый день посещения сада. Наша группа была украшена разноцветными воздушными шарами, звучала весёлая музыка из детских песен. В первый день и в первую неделю дети оставались в группе на 2 часа. В последующую неделю время пребывания детей в саду увеличилось до обеда. Прогулка и дневной сон вводились постепенно по совету психолога. Для решения намеченных нами задач адаптационного периода использовались различные формы занятий и различные виды деятельности с детьми. Прежде всего, мы часто меняли виды деятельности по причине быстрой утомляемости и неусидчивости детей. Мы широко использовали театрализованные игры, кукольный театр, настольный театр, театр на фланелеграфе, использовали игры на развитие мимики и пантомимики, игры на развитие эмоционально-волевой сферы. Каждый день мы проводили в различной форме релаксацию, слушали разные виды музыки (весёлую, спокойную). Мы много танцевали с детьми, на свежем воздухе проводили подвижные игры. Постепенно дети успокаивались, привыкали, раскрывались перед нами. На занятиях по рисованию, лепке мы использовали различные материалы – израильское тесто, солёное тесто, израильские краски для рисования пальчиками. Дети с удовольствием рисовали на крупе, на песке, очень полюбили играть с песком, водой и камушками. В работе с детьми нами широко использовались народные игры, сказки, потешки, шутки. Любимой героиней этих шуток и потешек стала норовистая Коза-Дереза, а любимой сказкой- сказка о Колобке. Знакомство с народным творчеством и народными играми оказывают благоприятное действие на психику ребёнка, снимают напряжение, нервозность, обогащают положительными впечатлениями душу и ум ребёнка.
Большое значение мы придавали физическому воспитанию детей. Ежедневно проводили гимнастику на свежем воздухе. Часто во время прогу-лки проводили коррекционные игры и упражнения, используя богатство кра-сок природной среды. На природе мы проводили и театрализованные игры: «Встреча осени и зимы», «Праздник первого снега», «Встреча новогодней ёлки».
Наши дети очень любят праздновать Дни рождения в группе. Дни рождения проходят в очень тёплой обстановке с использованием различных сказочных сюжетов. Дети учатся дружить, доброжелательно относиться к другу, быть внимательными.
В заключение хотелось бы особенно отметить очень важный момент в нашей работе – все специалисты, работающие в группе, выходили на работу все вместе, в одно время, для того чтобы дети скорей познакомились с нами. Всё это время мы учились друг у друга, обогащали свой педагогический опыт, искали более эффективные приёмы работы с детьми и родителями, ежедневно проводили совещания – пятиминутки, где анализировали прошедший рабочий день, свои успехи и неудачи, тут же мы планировали свою деятельность и на следующий день. За это время мы построили дружественные, уважительные отношения с родителями по принципу партнерства. Психолог каждому родителю давал очень интересные рекомендации с учётом личных особенностей детей. Также нами давались и общие рекомендации, касающиеся всех детей на период адаптации.
Таким образом, благодаря хорошо организованной работе нашего педагоги-ческого коллектива все задачи, поставленные нами на период адаптации, были успешно выполнены. Наши дети с удовольствием ходят в детский сад и радуют нас своими успехами.
Ежегодная статистика показала, что с каждым годом в детские сады с нару-шением зрения все чаще поступают незрячие дети (тотально слепые или с остаточным зрением). Присутствие такого ребенка в группе требует органи-зации благоприятной коррекционно – развивающей среды и особых усилий со стороны педагогов, работающих в группе. Для того чтобы пребывание ребенка с тяжелой патологией в детском саду стало успешным и благополучным, необходимо бережно, с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка провести адаптационный период. Здесь мы уверенно можем сказать – если адаптационный период пройдет успешно, то это важнейшее условие да-льнейшей социализации незрячего ребенка в нашем обществе.
Впервые дни и недели адаптации незрячие дети ведут себя очень замкнуто, иногда они постоянно плачут, плохо едят, отказываются играть со сверстни-ками. Нередко у таких детей случается истерика, каждое знакомство с новым лицом проходит для них очень болезненно. Дети с плачем идут к врачу, отка-зываются от посещения лечебных процедур, с нежеланием посещают занятия, которые проходят в других помещениях (физкультура, музыка). В зависимости от индивидуальных особенностей психофизического развития слепого ребенка период адаптации к детскому саду охватывает от нескольких месяцев до года. Трудность адаптационного периода для таких детей обусловлена еще и тем, что родители должным образом не развивали такого ребенка дома, не прививали ему навыки самообслуживания, не проводили развивающих игр и занятий с ребенком. Обычно родители очень жалеют своего больного ребенка (что вполне естественно) и чрезмерно опекают, балуют его.
Иногда мы видим и другую крайность – родители слепого малыша морально подавлены, угнетены, и это ведет к внутреннему, пусть и невольному, но от-торжению слепого ребенка.
В таком случае о ребенке заботятся формально, и он не получает должного внимания и любви от своих родителей. Следовательно, на начальном этапе адаптации очень важно наладить тесный контакт с родителями слепого ребе-нка, нужно помочь родителям сформировать правильное отношение к зрите-льному дефекту своего малыша и по возможности привлекать родителей в первые дни, или недели к совместному пребыванию в группе вместе со своим ребенком. В присутствии близкого человека у незрячего ребенка появляется чувство спокойствия и защищенности, и малыш более быстро и радостно идет на контакт с воспитателем, тифлопедагогом и своими сверстниками. На начальном этапе адаптации очень важно наладить контакт тифлопедагога и воспитателей с ребенком, важно мягко и постепенно формировать основы общения с детьми группы. Главное здесь – уметь тонко чувствовать настрое-ние ребенка, его переживания.
На втором этапе адаптации нужно постепенно вовлечь ребенка в повседнев-ную жизнь группы, постепенно привлекать к участию в общеобразовательных занятиях. Необходимо говорить ему ласковые, добрые слова, хвалить малыша за маленькие успехи. Занятия желательно проводить на высоком эмоциональном уровне, очень хорошо в конце занятия устраивать маленькие сюрпризные моменты. Большое значение в учебно-воспитательном процессе придается игре. Игра должна быть интересной, увлекательной, созидательной, помогающей маленькому человеку раскрыть свой внутренний потенциал. Если незрячего ребенка научить играть, то это поможет ему в будущем вырасти творческой личностью, а творческая личность всегда самодостаточна, всегда идет вперед, и в большинстве своем творческие люди считают себя счастливыми.
На последнем, третьем этапе адаптации слепого ребенка активно вводят в ра-зличные коллективные формы взаимодействия с детьми группы. Ребенок чу-вствует себя спокойным, уверенным. С удовольствием принимает участие в досуговых и праздничных мероприятиях. Ему интересно посещать детский сад. Мои наблюдения показали, что правильно организованная коррекционно-педагогическая работа, тесный контакт с семьей ребенка, творческое сотру-дничество тифлопедагога и воспитателей группы в значительной степени способствует успешной адаптации слепого ребенка к жизни детского сада. Очень приятно видеть, что родители, видя первые успехи своего незрячего ребенка, больше занимаются с ним, в свои игры и занятия с ребенком вносят творческий элемент, стремятся к тесному сотрудничеству со специалистами детского сада.
Мы помогаем родителям в своем незрячем малыше увидеть перспективную личность, которая при правильном воспитании и обучении может достойно реализовать себя в жизни общества.
Список литературы
1.Воспитание и обучение слепого дошкольника. //Под редакцией Л.И. Солн-цевой, Е.Н. Подколзиной, 2-ое издание с изменениями. – М, ООО ИПТК «Ло-гос ВОС», 2006г.
2.Григорьева Г.В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушением зрения. //Дефектология 1996г. №4
3.Григорян Л.А. Лечебно – восстановительная работа в детских садах для де-тей с амблиопией и косоглазием. ( - М, 1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей будущих воспитанников: «Школа молодой мамы» «Адаптационный период в детском саду»
Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков...
адаптационный период в детском саду
стендовый материал для родителей...
«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду».
«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду»....
"Адаптационный период в детском саду"
Этот материал поможет родителям подготовить своего малыша к посещению детского сада и облегчить процесс адаптпции....
Статья"Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду"
Задачи в адаптационном периоде.Режимные моменты в этом периоде....
Сопровождение педагогом-психологом адаптационного периода в детском саду. Снижение у детей негативных эмоциональных проявлений в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ?Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: новое помещение, непривычный распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг...