"Общение с ребёнком".
занимательные факты (младшая группа) на тему
Как правильно общаться с ребёнком....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_obshchatsya_s_rebenkom.odt | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по изучению организации работ по развитию речи детей младшего дощкольного возраста
Как общаться с ребенком
Как общаться с ребенком
Поддерживайте и поощряйте интерес занятием взрослых. На втором году жизни усиливаются интерес к действиям взрослых, желание подражать им. Именно в семье ребенок получает возможность включиться в разнообразные совместные действия со взрослыми. С мамой ил бабушкой можно постирать белье: прополоскать свои носочки в тазике с водой; с папой — разбирать и чинить телефон; с дедушкой — стучать деревянным молоточком по доске, «забивая гвозди». Если взрослые позволяют малышу по мере возможности и с учетом безопасности участвовать в домашних делах, то он не только узнает много нового, но и приобретет опыт переживания радости от совместной работы, хорошего результата. Действуя вместе, сопереживайте ребенку, разделяйте его удовольствие от общения с вами, помогайте ему. Создавайте условия для того, чтобы малыш мог наблюдать за вашими действиями. Пусть он видит, как мама и бабушка готовят обед, стирают, убирают квартиру, как папа или дедушка выполняют «мужские» дела. Объясняйте ему свои действия и действия других людей. Поощряйте стремление ребенка подражать и помогать вам: разрешите ему вытереть тряпкой стол, подмести веником, вымыть свою ложку, постирать рядом с вами салфеточку, «пропылесосить» коврик отключенным от сети пылесосом. Не забывайте благодарить его за помощь, а похвалив, подчеркните его сходство с взрослыми «Машенька, ты наводишь в комнате порядок, как мама».
Конечно, участие ребенка в делах взрослых доставляет много хлопот: испачканные рубашка или платье, пролитая вода, оставленный после «подметания» мусор на полу, грязный после «мытья» дуршлаг. И все это потому, что на втором году жизни ребенка занимает сам процесс того или иного действия, а не его результат. Лишь к концу раннего возраста под воздействием взрослого он начинает замечать свои ошибки. Но если близкие будут ограничивать активность малыша, ожидая, когда он подрастет, его потребность в общении со взрослыми может ослабеть, а стремление к самостоятельности угаснуть. Бедность впечатлений и отсутствие совместных действий тормозят развитие сюжетной игры — мощного стимула психического развития детей.
Не ограничивайте деятельность малыша слишком строго, иначе он не почувствует уверенность в своих силах. Но и не оставляйте без внимания его промахи. Ваша задача — вводить действия ребенка в культурные рамки, давать ориентиры поведения в мире вещей. Когда ребенок не видит этих ориентиров, а слышит только окрики(«нельзя», «отойди», «разобьешь», «сломаешь»), он чувствует растерянность, растет капризным и несамостоятельным, начинает бояться всего нового, плачет или кричит, когда какой-то предмет «ведет себя непослушно» в его руках.
Помогайте осваивать бытовые действия. Освоение ребенком орудийных действий происходит при обучении бытовым навыкам, правилам гигиены: умение пользоваться ложкой, расческой, зубной щеткой, мылом и т. д. Знакомя малыша с правилами использования бытовых предметов, обязательно объясняйте смысл каждого действия. По возможности сопровождайте показ детскими стишками, песенками.
Поощряйте стремление к самостоятельности. На втором году жизни, когда ребенок еще не может обходиться без помощи взрослых, близкие стараются все делать за него, а это неверно. По мере овладения разнообразными умениями и навыками малыш все чаще отстаивает свое право действовать самостоятельно. Особенно интенсивно стремление к самостоятельности к концу второго, на третьем году жизни. С вашей помощью ребенок уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать всем в семье. Поддерживайте это ценное стремление.
Помогайте осваивать действия с игрушками. Родители часто жалуются на то, что дети быстро теряют интерес к игрушкам, требуя все новые и новые. В результате пылятся в уголке красивые куклы, разноцветные кубики и пирамидки, а ребенок капризничает, не зная, как себя занять. Это происходит потому, что на ранних этапах детства малыши еще не умеют обращаться с предметами по их назначению, а однообразные манипулятивные действия с ними быстро истощают первоначальный ярко выраженный интерес к новому предмету. Помните: понять, как нужно действовать с игрушкой, малыш может только с вашей помощью; любой предмет приобретает особую притягательность для ребенка, если с ним действовал взрослый, а тем более они играли вместе.
Обучая малыша пользоваться бытовыми предметами и игрушками, сначала покажите ему правильный способ обращения с предметом, а затем предложите совершить действие самому. Не ругайте его за неправильно выполненное действие. В этом возрасте гораздо важнее стремление «делать, как взрослый», чем достижение правильного результата. Наберитесь терпения: то, что вам кажется простым и легким, пока еще трудно для малыша.
Не забывайте хвалить ребенка за старание, настойчивость; радуйтесь вместе с ним его достижениям; рассказывайте о них близким в его присутствии. Это будет наполнять его гордостью, давать уверенность в своих силах, поддерживать желание совершенствовать свои умения. Откликайтесь на инициативу ребенка в общении по поводу предметов, на все его просьбы о помощи.
Поддерживайте любознательность. Ярко выраженная любознательность — важный показатель успешного психического развития ребенка. Он активно стремится к получению новых впечатлений, любит наблюдать за окружающим, быстро обнаруживает новое, стремится обследовать его; может подолгу увлеченно экспериментировать с песком, водой, красками, радуется своим открытиям, стремится поделиться своей радостью с близкими. Разделяйте эту радость с малышом, поощряйте его интерес к исследованию.
Организуйте удобное место для детского экспериментирования, подберите подходящие материалы и, даже занимаясь своими делами, будьте готовы вовремя прийти на помощь. Маленькие дети очень любят устраиваться со своими игрушками рядом со взрослыми. Если вы готовите еду на кухне, посадите ребенка за столик и предложите ему несколько жестяных банок из-под крупы: больших, средних и маленьких. Покажите, как их можно вкладывать одну в другую. Большая банка, заполненная относительно мелкими предметами, даст малышу возможность прятать и находить в ней игрушки, пластмассовая миска и кружка — пересыпать большие пуговицы из одной емкости в другую.
В ванной или на кухне можно организовать игры с водой. Наденьте ребенку фартучек, заполните тазик водой и покажите, как можно пускать кораблики из скорлупы грецкого ореха или дощечек. Научите выжимать губку, пропитанную водой.
Побуждайте малыша к исследованию: «Попробуй открыть коробочку», «А вдруг в этом ящике что-то лежит?», «А что будет, если бросить в тазик камушек? А если в воду опустить губку?». Радуйтесь его «открытиям» и «изобретениям», делитесь радостью с другими членами семьи. Если ребенок уже умеет говорить, задавайте ему вопросы о том, что он делает, что у него получилось; помогите рассказать о том, чем он занимался, папе, бабушке, дедушке. Отвечайте на все вопросы малыша.
Терпеливо относитесь к детским «экспериментам»: не ругайте ребенка, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку, налил воды на пол, насорил, испачкался, - в раннем возрасте это неизбежно. Постарайтесь так организовать пространство детской игры и занятий, чтобы было легко восстановить порядок в доме.
Играйте с детьми в разные виды игр. Сюжетные игры имеют большое значение для психического развития ребенка. Как средство познания окружающего мира, сюжетная игра способствует развитию образного мышления и воображения. Действуя в игре в условных обстоятельствах, как мама, папа, бабушка или дедушка, малыш имеет возможность почувствовать себя свободным и всесильным, как взрослые. Для того чтобы игра возникла и развивалась полноценно, взрослые должны постоянно вовлекать в нее ребенка, организуя совместные игры. Попросите малыша помочь покормить куклу, мишку, зайца, распределяя с ним игровые действия: «давай покормим куклу. Я дам ей кашу, а ты напои ее чаем».
Организуя игровое общение, соблюдайте важное правило: не превращайте игру в занятие, избегайте получающего тона и замечаний. Старайтесь обогащать игру ребенка ненавязчиво, поощряйте его игровую инициативу.
Эмоциональные и подвижные игры. Такими играми богата народная педагогика. К ним относятся игры-забавы, потешки - «ладушки», «сорока-белобока», «коза рогатая» и др. богатые возможности для такого рода игр дают произведения детских поэтов. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, фольклорные и авторские детские произведения обладают огромным развивающим потенциалом. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка развитию речи, воображения, произвольности действий, умения действовать синхронно с партнером.
Организуйте подвижные игры с предметами и без предметов: прятки, «догонялки», игры с мячами, кеглями и пр. Включайте игры в воображаемые ситуации. Например, играя в прятки, можно искать не только друг друга, но и спрятавшиеся игрушки; подбрасывая или катая друг другу мяч, можно «одушевлять» его:
«Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой, не угнаться за тобой!»
Игры-драматизаци. Рассказывая ребенку сказку, не забывайте разыграть перед ним ее сюжет. Например, при чтении «Курочки Рябы» покажите, как дед зовет на помощь бабку, как они бьют яичко, как плачут; рассказывая «Репку», изобразите, какая она выросла большая и как персонажи сказки тянули ее из земли. Побуждайте ребенка действовать вместе с героями произведения. Слушание с опорой на действие помогает малышу лучше понять речь взрослого, осознать смысл происходящего, пережить вместе с персонажами их чувства, выразить им сочувствие.
Игры-фантазии. Организуйте игры, в которых ребенок может изображать предметы рукотворного мира, живой и неживой природы (изображайте вместе с ним снежинки, осенние листья, самолет, машину и пр.). Читая детские стишки и рассказы, предлагайте изображать действия персонажей, имитировать их голоса. Например, сначала покажите сами, а потом попросите малыша показать, как «идет бычок, качается», как «наша Маша громко плачет»; предложите изобразить, как петух машет крылышками, как облизывается кошка, как пищит птенчик, как лает собачка, как скачет лошадка, как крадется хитрая лиса и пр. Присоединяйтесь к действиям ребенка, играйте вместе.
Настольные игры. Даже с самыми маленькими детьми можно играть в простые настольные игры, например в лото. Подберите лото с картинками, на которых изображены известные ребенку объекты: игрушки, бытовые предметы или домашние животные. Это непростая для него игра требует сосредоточения и умения действовать по представлению, так что не ругайте малыша за непонятливость.
Развивайте речь. Речь развивается прежде всего как средство общения с окружающими. Помните: своевременному возникновению речи способствует атмосфера любви и доброжелательного внимания взрослых к малышу. Больше разговаривайте с ним. Называйте все предметы, с которыми вы вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка, комментируйте происходящее. Побуждайте его к речи обращениями: «Скажи...», «Назови...»; вопросами: «Что это?», «Где?» и пр.
Не коверкайте свою речь, общаясь с ребенком. Говорите так, чтобы он понимал вас, и в то же время излишне не упрощайте свою речь.
Создавайте в семье богатую речевую среду. Пусть малыш слышит, как вы общаетесь со своими близкими. Вовлекайте его в общий разговор. Имейте ввиду, что игры и занятия по развитию мелкой моторики рук способствует своевременному развитию речи. Сортируйте вместе с ребенком мелкие предметы, нанизывайте на леску бусины, застегивайте и расстегивайте пуговицы, молнии, делайте упражнения для пальцев, сопровождая их соответствующими стишками.
А вот оставлять малыша надолго одного перед телевизором и аудиосистемой не следует. Смотрите и слушайте вместе с ним. Психологи доказали, что присутствие взрослого при восприятии ребенком речи оказывает благоприятное влияние на ее возникновение.
С самого раннего возраста приобщайте в книге. Ежедневно рассказывайте и читайте малышу народные и авторские сказки, потешки, небольшие стихотворения.
Вызывайте у ребенка интерес к иллюстрациям: сопровождайте чтение рассматриванием картинок, рассказывайте, что на них нарисовано, просите назвать и показать изображения.
Не ругайте за нечаянно порванные страницы. В раннем возрасте, когда у детей плохо развита мелкая моторика, это возможно. Терпеливо приучайте к бережному отношению к книгам. Если все же ребенок порвал страницу, «полечите» книжку вместе с ним.
Оберегайте положительное отношение к самому себе. При правильной организации общения взрослого с ребенком уже на первом году жизни у малыша складывается общее положительное отношение к себе. Любовное отношение близких дает ребенку ощущение своей нужности и ценности. Это очень важное личностное качество стимулирует как общение с окружающими, так и познавательную активность.
На втором году жизни это общее положительное отношение к себе сохраняется, но в ходе делового общения со взрослыми начинает складываться новый вид самооценки — конкретная самооценка, которая относится уже не к личности в целом, а к отдельным действиям. Теперь, оценивая действия малыша, взрослый не только выражает одобрение, но и указывает на ошибки. Делать это нужно деликатно, иначе ребенок может обидеться и отказаться от деятельности.
Малыш постепенно учится отделять общее положительное отношение к себе взрослого от отношения к отдельным действиям и поступкам, положительная или отрицательная оценка которых начинает регулировать его поведение. Повторим, это происходит не сразу. Поэтому взрослые должны оберегать самолюбие ребенка, помогать ему не смешивать общее положительное отношение к себе с оценкой отдельных действий, не всегда одобрительной. Следует проявлять уважение к личности малыша, его потребностям и желаниям. Если он не может справиться с каким-то делом, не следует называть его «неумехой», «растяпой» - эти слова больно ранят его самолюбие. В случае неудачи нужно искренне, доброжелательно подбодрить ребенка, внушить уверенность в своих силах, предложить помощь. В процессе совместной деятельности поощряйте малыша, хвалите, подчеркивайте успехи и достижения, оказывайте ему поддержку.
Постоянные упреки отрицательно влияют на самочувствие детей, гасят развитие инициативы и любознательности, воспитывают неуверенность в себе. Если ребенок провинился, никогда не называйте его плохим, не говорите, что не будете его любить: воспринимая слова взрослого со всей серьезностью, он может испугаться. Адресуйте порицание не к личности ребенка, а к контрольному действию.
Учитесь контролировать себя, как можно реже пользоваться запретами и порицаниями. Запомните, запрещать нужно только то, что опасно для жизни и здоровья самого ребенка и окружающих, и то, что обижает других. Во всех других случаях малыша лучше отвлечь, переключить его внимание на что-то другое, организовать совместную игру.
Следует учитывать, что похвала гораздо информативнее порицания. Порицая ребенка, запрещая ему что-либо, взрослый говорит ему о том, чего нельзя делать. При этом ничего не сообщается о позитивном выходе из ситуации, о том, что можно и нужно сделать. Это очень часто ставит ребенка в тупик.
Предположим, малыша заинтересовал будильник и он тянется к нему ручкой, просит дать ему этот предмет. Не торопитесь сказать: «Нельзя». Попробуйте сделать так: возьмите часы в руки и покажите их малышу. Дайте потрогать будильник, рассмотрите вместе стрелки, цифры, послушайте, как он тикает, а затем поставьте его на место. Скорее всего, любознательность карапуза будет удовлетворена, а общение и сотрудничество со взрослым повысят авторитет взрослого как источника знаний о мире и партнера в познании окружающей действительности. В заключение нарисуем портрет малыша, имеющего благополучный опыт общения с окружающими.
- Инициативен по отношению ко взрослым — стремится привлечь их внимание к своим действиям, обращается за помощью и оценкой своих действий.
- Настойчиво требует от взрослых соучастия в своих делах.
- Чувствителен к отношению близких, к их оценке, умеет перестраивать свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различает похвалу и порицание.
- Охотно подражает взрослым, старается выполнить их просьбы и инструкции.
- Проявляет ярко выраженную любознательность.
- Умеет найти себе занятие, играет разнообразно и увлеченно.
- Настойчив в достижении поставленной цели, преодолении трудностей в действиях с предметами.
- Своевременно овладевает активной речью, пользуется ею в целях общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Скажите, а почему?..."( информация для родителей:о вопросах общения с ребёнком )
Всегда ли родители готовы уделить своему ребёнку время , чтобы ответить на их вопрос: "Почему?..."Думаю , что эта статья будет полезна для вас, родители!...
Памятка для родителей для общения с ребёнком
Мини - консультация для молодых родителей...
Памятка для родителей."Общение с ребёнком в место компьютора и страшных мультиков."
Памятка для родителей. «Общение с ребёнком в место компьютора и страшных мультиков». «Ничего не может быть Страшнее, как потерять зрения, Это невыразимая обида, она ...
Тест :"Ваше общение с ребёнком"
Предлагаю тест для самопроверки ваших взаимоотношений с ребёнком. А может всё может быть лучше?...
Музыка в общении с ребёнком Путешествие в удивительный мир музыки
Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в удив...
Сообщение для родителей "Секреты общения с ребёнком в семье"
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушает формирование личности ребенка . Чем меньше ребенок, тем большее...