Бука и молчун
консультация по теме
Предварительный просмотр:
БУКА И МОЛЧУН
Наблюдая за тем, как ребенок на утреннике неохотно исполняет роль в стиле «кушать подано», пока другие дети бойко тараторят стишки и участвуют в конкурсах, вы невольно испытываете неловкость за него. Высокие родительские ожидания — одна из главных причин ЗАСТЕНЧИВОСТИ ребенка. Ребенок чувствует, что его ответ или выступление почему-то очень важны для вас, и боится не справиться с возложенной на него сверхзадачей.
Некоторые дети предпочитают молчать и глядеть исподлобья, потому что просто не знают, что говорить. Маленький словарный запас или врожденные свойства «нордического» темперамента делают их не слишком интересными собеседниками. Кто-то не может выделить главное, поэтому просто не знает, о чем стоит рассказывать. Ребенку проще на все отвечать «нормально» или «не знаю», лишь бы не оказаться в неловкой ситуации. Замечая, что ни взрослым, ни сверстникам не хватает терпения, чтобы дождаться, пока он сформулирует свою мысль, ребенок приходит к выводу, что молчание — золото.
Из-за слабого развития речи и навыков общения бука чувствует себя безоружным. Необходимо предоставить ему полный арсенал средств коммуникации: от стандартных ответов на часто задаваемые вопросы до анекдотов, которые можно рассказывать сверстникам. Следует также более уважительно относиться к индивидуальным особенностям ребенка. Он не «тугодум», а «вдумчивый», не «молчун», а «скромный» и т.д. Только в этом случае ребенок поймет, что «хорошо себя вести» — не значит быть тихим и незаметным.
Концерт по заявкам
Участники: артист (ребенок в образе танцора, певца, музыканта и клоуна) и зрители (домочадцы).
Что понадобится: простыня, веревка, диван или стулья, микрофон (или то, что может его заменить: толстый фломастер, барабанная палочка), любой музыкальный инструмент, CD-проигрыватель, яркая шапка, помада.
Цель: попробовать себя в разных ролях.
Ход игры. Одна из комнат превращается в небольшой зрительный зал. Зрители рассаживаются перед сценой и ждут, когда откроется занавес. Наконец звучит музыка и концерт начинается. Первым на сцену выходит танцор и исполняет польку. Если он теряется, кто-нибудь из зрителей подбадривает его и предлагает станцевать вместе. Зритель и артист могут время от времени меняться местами, чтобы обстановка концерта стала непринужденной. Затем свои номера показывают певец, музыкант и клоун в яркой шапке и красным от помады кончиком носа. Независимо от содержания и качества выступления благодарные зрители награждают аплодисментами каждое появление артиста на сцене. После концерта публика фотографирует его, просит автограф и делится впечатлениями о наиболее удачных или смешных моментах представления. Чтобы выступление прошло гладко, лучше готовить номера заранее, а не импровизировать на сцене. Во время репетиций вы сможете отработать с ребенком звучание каждой фразы, жесты, мимику и другие важные составляющие актерского мастерства.
Психологический смысл игры
Положительный опыт любого выступления помогает ребенку испытать способности, поверить в свои силы и стать более раскованным.
Полезные советы
- Если ваш молчун вдруг начал шуметь или шалить, не делайте ему строгих замечаний. Прежде чем научиться правильно вести себя в различных ситуациях, он должен не бояться проявлять инициативу. Постоянно слыша от взрослых «не топай», «не хлопай», «не приставай с вопросами», малыш лишается возможности поупражняться в навыках общения.
- Поиграйте в животных, разговаривая разными голосами. Начните с пищащей мышки или пыхтящего ежика и закончите тигром. Пусть ребенок почувствует, что громко говорить — это совсем не страшно, а весело.
- Не оберегайте малыша от шумных игр, убеждая инициаторов в том, что ваш ребенок не любит подобные развлечения. Он просто не успел их распробовать! Примите в них участие вместе с малышом. Не страшно, если вам удастся поиграть всего несколько минут — в следующий раз ребенок выдержит дольше.
- Не ставьте ребенка на стул, уговаривая прочесть стишок гостям. Вместе пойте песни или танцуйте, чтобы ребенок чувствовал ваше хорошее настроение, а не попадал под перекрестный огонь чужих взглядов.
- Не спешите отвечать за ребенка, если его о чем-то спрашивают. Зная, что родители всегда найдут что сказать, малыш не делает попыток общаться с окружающими. Ничего, если собеседнику придется немного подождать. Обучение ребенка навыкам поддержания беседы важнее условностей.
- Поощряйте в ребенке стремление выражать собственное мнение. Поговорите о том, какую еду он любит, почему ненавидит шерстяные варежки и зачем перед сном ставит все машинки в ряд. Пусть малыш знает, что его вкусы и привычки имеют значение. Не имея возможности выражать свои эмоции, он накапливает их внутри, поэтому выглядит вечно недовольным.
- Поиграйте в слова: придумывайте по очереди 10 названий птиц, 10 имен мальчиков и т. д. Потренировавшись быстро припоминать слова, относящиеся к определенной теме, ребенок расширит свой словарный запас и станет живее поддерживать беседу.
Не шумите!
«Не шумите!» А разве шумели
Мы? Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе.
Я тихонько играл на губе,
Пальцем книзу её отгибая.
Таня хлопала дверью сарая.
Саша камнем водил по стеклу.
Коля бил по кастрюле в углу
Кирпичом, но негромко и редко.
«Не шумите!» — сказала соседка.
А никто и не думал шуметь.
Вася пел, ведь нельзя же не петь!
А что голос у Васи скрипучий,
Так зато мы и сгрудились кучей:
Кто стучал, кто гремел, кто скрипел,
Чтобы он не смущался и пел!
Александр Кушнер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА Для средних групп «ПРОДЕЛКИ БУКИ-ЗЛЮКИ» Встречаем 2014 год
Сценарий разработан для детей дошкольного возраста 4-5 лет. В ценарий праздника включена драматизация, что позволяет детям проявлять умение индивидуального исполнения роли, воспитывает чувства правиль...
Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: "Звуки Н и НЬ. Бука Н".
Новаторова Д.О., учитель–логопед, Санкт-Петербург.Лексическая тема: Зимние забавы.Цель: Познакомить детей со звуками «Н» и «НЬ». Буквой Н. Обобщить представления детей о зимних забавах;Задачи:Коррекци...
Кукольный театр "Заяц Бука"
"Заяц Бука"...
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности для детей 1 младшей группы (2-3 года) по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим миром на прогулке) с использованием здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» Тема: «Буке
Знакомство детей с листопадом и другими признаками осени....
Консультация по изготовлению ЛЭП-БУКА Тема: «Птицы Южного Урала»
Цель: Научить изготавливать лэп-бук....
Театрализованное представление по сказке Т. Белозёрова "Бука"
БУКАСказкаЗал украшен весенними цветами. Под музыку в зал заходят дети.Алёша. Звенят капели весело,Зовут собой весну,Выстукивают песенку Мамочку мою.А воробьи чирикаютПро бабушку про стихи,...
Мастер-класс для воспитателей «Использование ЛЭП буков в ознакомлении с флорой и фауной Москвы"
Цель мероприятие:познакомить воспитателей с новой формой работы работы с детьми по закреплению пройденного материала; научить детей использовать ЛЕПбук для самостоятельной познавательной деятельности...