Мой ребенок - будущий первоклассник или как подготовить к школе.
статья (подготовительная группа) по теме
Как адаптировать родителей будущих первоклассников к новой ступени в жизни их семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_rebenok_pervoklassnik.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОЙ РЕБЕНОК - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК
ИЛИ КАК ПОДГОТОВИТЬ К ШКОЛЕ
Семья - первая ступень в жизни человека. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.
Школа – это совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущем опытом, но требующих максимальной мобилизации его физических и интеллектуальных сил.
Одна из основных задач, которые ставит школа перед ребенком – необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Готовность к обучению у всех детей различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, плохой памятью, низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, могут быть большие трудности в процессе организации учебной деятельности. Многие родители считают, что именно интеллектуальную готовность является главной составляющей психологической готовности ребенка к школе. Однако не менее важными являются мотивационная и волевая готовность.
Мотивационная готовность – это наличие у ребенка желания учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его друзья туда идут; в школе он получит красивый портфель, пенал; кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все (классы, учительница, занятия) является новым. Интерес к школьным принадлежностям и правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно такой интерес не долог и он быстро исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний. Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в шкалу, какие обязанности он будет там выполнять. Можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это бесполезная трата времени и сил. Естественно исключайте угрозы: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!».
Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, предлагая детям разные (вначале не сложные) задания. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники. Можно попросить ребенка вычеркивать определенную букву в предложенном тексте. Эти упражнения развивают внимание детей, их умение сосредотачиваться на задании, их работоспособность. Если ребенок быстро устает, то можно облегчить ему задачу и сказать, что осталось вычеркнуть 5 букв. Если деятельность нормализуется, то можно говорить о наличии волевой готовности, хотя пока не очень хорошо развитой. Если же ребенок не может сосредоточиться, то волевая регуляция поведения у него отсутствует.
Правила создания позитивной обстановки в обучении:
- Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.
- Обучение требует систематичности: 10 – 15 минут в день принесут больше пользы, чем час – два в выходные.
- Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребенка словами: Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы еще лучше.
- Старайтесь не создавать у ребенка впечатление, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни, поэтому играйте, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова – города» и др.).
- Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть, или он плохо себя чувствует, то лучше отложить игру. Не играйте через силу, с плохим настроением – это не принесет пользы.
В первом классе детей учат не только читать, писать и считать, но и умению учиться и основам теоретического мышления. Что же такое умение учиться?
Ребенок, который умеет учиться:
- понимает, что он чего – то не умеет, не может, приучен говорить об этом с учителем, не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл в какую сторону пишется буква Ю»;
- умеет отличить новую задачу от старой и задуматься над тем как ее решить, а не спешить с первым попавшимся ответом;
- может не просто сказать взрослому о своем незнании, неумении, непонимании в негативной манере (я не знаю, я не понял, у меня не получается), но сформулировать причины своих трудностей, рассматривая предмет с разных точек зрения (Я не знаю марки этой машины: впереди она похожа на «Москвич», а сзади на «Жигули», а не объявивший с видам знатока, что это «Жигули» новой модели).
Если у ребенка есть эти качества, то, будьте уверенны, что, не смотря на кривоватые палочки в прописях и далеко не беглое чтение, он прекрасно справится со всеми школьными трудностями.
Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники. Дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.
У детей надо сформировать следующие навыки общения:
- Умение слушать собеседника не перебивая его;
- Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
- Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.
Часто родители жалуются на то, что дети, разговаривая между собой, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону. Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые.
Например: «Мама звонит дочке», «Внучка поздравляет деда», «Узнать, какой фильм идет в кинотеатре», «Вызвать врача к заболевшему брату» - эти и другие ситуации, разыгранные вместе с ребенком, формируют у него умение вести диалог, разговаривать со взрослыми, сверстниками.
Родители должны не только научить ребенка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитарного давления на ребенка и подчиняться формуле «Взрослый всегда прав, потому что взрослый». Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться.
Создание у ребенка положительного отношения к школе
и формирование направленности на обучение:
Экскурсии с ребенком в школу.
Встреча и знакомство с учителями.
Рассказы о своих любимых учителях.
Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
Семейное чтение художественной литературы.
Организация книжного уголка для ребенка.
Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе:
- формирование адекватного поведения;
- установление контакта с учащимися и учителем;
- овладение навыками учебной деятельности.
Удачи Вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»
«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...
Организационное родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребенок — будущий первоклассник»
Тема: " Ваш ребенок – будущий первоклассник"....
Консультация для родителей будущих первоклассников «Как психологически подготовить будущего первоклассника к школе»
Цель: повысить психологическую культуру родителей будущих первоклассников по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения с детьми для сохранения психологиче...
Практикум для родителей и обучающихся подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мой ребенок – будущий первоклассник»
Цель: организация совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению....
Консультация для родителей «Ваш ребенок будущий первоклассник» «В ШКОЛУ – С РАДОСТЬЮ!»
"Быть готовым к школе - значит не только уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться..." Л. А Венгер....
Консультация для родителей «РЕБЕНОК – БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК. КАК ВЫБРАТЬ ШКОЛУ»
Выбор школы для будущего первоклассника – дело ответственное. Для успешного обучения важно учитывать три фактора: индивидуальные особенности ребенка, особенности школы и программу обуч...
Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник" "В школу с радостью!"
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.Начало д...