Статья для родителей. Формирование и совершенствование мыслительных действий у дошкольников.
статья на тему
Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по следующему закону: сначала ребенок действует во внешнем плане, оперируя непосредственно с предметами и изменяя их состояние и свойства, затем происходит интериоризация этих действий, т.е. переход во внутренний план, они превращаются в действия мыслительные. При этом мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками (словами, числами и др.). В соответствии с этим различают три формы мыслительной деятельности - наглядно-действенную, образную и словесно-логическую.
Различие между образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства для разных ситуаций и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление является более эффективным в тех случаях, когда существенные свойства предмета или явления можно себе представить. Однако когда эти свойства оказываются скрытыми, и представить их нельзя, но можно обозначить словами или другими знаками, задача может быть решена только с помощью логического мышления.
Основной акцент в тренировке мышления ребенка 5-7 лет следует делать на развитии образного мышления, поскольку, как показывают экспериментальные данные, успешность обучения в начальной школе в наибольшей степени зависит от сформированности именно этого мышления.
В возрасте 5-7 лет, в результате специальной подготовки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.
В связи с этим тренировка образного мышления в данном возрасте должна быть направлена на развитие следующих способностей:
1. Осуществлять мысленное преобразование образа.
Основным содержанием образного мышления является оперирование образами. А оперирование образами, в свою очередь, предполагает умение делать с ними различные мысленные преобразования, например: вращение, перегруппировку исходных элементов, расчленение на части и соединение их в целое, и многие другие. При этом важно, чтобы образ не расплывался и не исчезал.
Для развития мысленного преобразования образа предлагаются такие игры как: «Шахматы», «Шашки», «Головоломка с палочками».
Берем несколько палочек и складываем из них схематическое изображение в другое или как-то его меняем.
Например:
Задание № 1. Переместить одну палочку, чтобы «повернуть» дом в другую сторону.
Задание №2. Переместить одну палочку, чтобы вишенка выпала из стакана. Задание №3. Переместить две палочки, чтобы олень посмотрел назад. Задание №4. Переместить три палочки, чтобы из трех квадратов сделать четыре.
По правилам игры реально перекладывать палочки нельзя. Все действия нужно совершать в уме. Однако, если ребенок не может решить задачу мысленно, пусть попробует это сделать практически, путем реального перекладывания палочек.
2. Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.
Одной из важных разновидностей пространственного мышления является обеспечение человека возможностью ориентации в пространстве. В 6 лет ребенок уже довольно неплохо ориентируется в реальном пространстве, поэтому все более актуальным становится формирование у него пространственных представлений. Формирование таких представлений предполагает прежде всего развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации. В связи с этим тренировка образного мышления должна обязательно включать и тренировку этого умения.
Для развития ориентации в пространстве по схеме предлагаются такие игры как: «Где сидит попугай», «Начерти план-карту». Именно то, чем мы занимаемся на занятии по ознакомлению с пространственными отношениями.
3. «Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.
Образ всегда менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен и оперативен; он является наглядным, но обобщенным и схематизированным изображением этого объекта, выделяющим в нем содержание, значимое с точки зрения решения той или иной познавательной или практической задачи. В связи с этим действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления старших дошкольников может и должна включать упражнения на развитие таких действий. Например, в этом возрасте уже имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок научился ориентироваться в схематическом изображении предмета, позы человека, небольшого литературного произведения, а также научился самостоятельно создавать такие изображения.
Для этого предлагаются такие задания и игры как: «Прогноз погоды», «Созвездия», «Собери по схеме», «Нарисуй схему», «Зашифруй сказку».
Например: «Прогноз погоды». Предложить ребенку придумать , каким рисунком он обозначил бы ясный солнечный день, дождливый день, снегопад, пасмурный день, дождь с грозой, ветреный день и т.д, что позволит малышу учиться самостоятельно рассказывать о погоде по схематическим изображениям. Для этого можно предложить ребенку быть диктором телевидения, который сообщает, какая погода ожидается сегодня и завтра.
«Созвездия» - игра на умение соотносить схематическое изображение предмета с художественным. В качестве схематических изображений используются созвездия, а художественных - рисунки животных и мифологических героев. Задача ребенка - найти и указать, что чему соответствует.
«Собери по схеме» - развивает умение ориентироваться в схематическом изображении предмета и способность к конструированию. Материалом для игры служит любой конструктор, имеющий детали разного типа. Вы показываете ребенку схематическое изображение какой-нибудь конструкции, а он должен собрать ее из имеющегося конструктора. «Нарисуй схему» - развивает умение создавать изображение самостоятельно. В старшей группе мы предлагаем ребенку собрать из 3-5 деталей конструкцию и изобразить ее в виде трех схем — вид спереди, вид сбоку и вид сверху.
«Зашифруй сказку» - игра на развитие умения создавать простейшую графическую план-схему логически связанного текста.
4. Планировать свои действия в уме.
С развитием образного мышления появляется еще одна важная способность — планировать свои действия в уме. Она дает человеку возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять. Кроме того, способность дает возможность планировать разные пути достижения цели, рассматривать разные способы решения задачи. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее прийти к реальному решению, чем при выполнении реальных действий. Особенно в ситуациях, когда возможности выполнения таких действий ограничены. В этом случае предлагаю поиграть в игры, которые называются «Шахматы», «Шашки», «Головоломка с палочками», «Найди все тропинки», «Игра в перестановки», «Шахматная доска».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование и совершенствование мыслительных действий у дошкольников.
Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по следующему закону: сначала ребенок действует во внешнем плане, оперируя непосредственно с предметами и изменяя их состояние и свойства, затем происходит интериоризация этих действий, т.е. переход во внутренний план, они превращаются в действия мыслительные. При этом мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками (словами, числами и др.). В соответствии с этим различают три формы мыслительной деятельности - наглядно-действенную, образную и словесно-логическую.
Различие между образным и логическим мышлением состоит в том, что эти виды мышления дают возможность выделять существенные свойства для разных ситуаций и тем самым находить правильное решение для разных задач. Образное мышление является более эффективным в тех случаях, когда существенные свойства предмета или явления можно себе представить. Однако когда эти свойства оказываются скрытыми, и представить их нельзя, но можно обозначить словами или другими знаками, задача может быть решена только с помощью логического мышления.
Основной акцент в тренировке мышления ребенка 5-7 лет следует делать на развитии образного мышления, поскольку, как показывают экспериментальные данные, успешность обучения в начальной школе в наибольшей степени зависит от сформированности именно этого мышления.
В возрасте 5-7 лет, в результате специальной подготовки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.
В связи с этим тренировка образного мышления в данном возрасте должна быть направлена на развитие следующих способностей:
1. Осуществлять мысленное преобразование образа.
Основным содержанием образного мышления является оперирование образами. А оперирование образами, в свою очередь, предполагает умение делать с ними различные мысленные преобразования, например: вращение, перегруппировку исходных элементов, расчленение на части и соединение их в целое, и многие другие. При этом важно, чтобы образ не расплывался и не исчезал.
Для развития мысленного преобразования образа предлагаются такие игры как: «Шахматы», «Шашки», «Головоломка с палочками».
Берем несколько палочек и складываем из них схематическое изображение в другое или как-то его меняем.
Например:
Задание № 1. Переместить одну палочку, чтобы «повернуть» дом в другую сторону.
Задание №2. Переместить одну палочку, чтобы вишенка выпала из стакана. Задание №3. Переместить две палочки, чтобы олень посмотрел назад. Задание №4. Переместить три палочки, чтобы из трех квадратов сделать четыре.
По правилам игры реально перекладывать палочки нельзя. Все действия нужно совершать в уме. Однако, если ребенок не может решить задачу мысленно, пусть попробует это сделать практически, путем реального перекладывания палочек.
- Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.
Одной из важных разновидностей пространственного мышления является обеспечение человека возможностью ориентации в пространстве. В 6 лет ребенок уже довольно неплохо ориентируется в реальном пространстве, поэтому все более актуальным становится формирование у него пространственных представлений. Формирование таких представлений предполагает прежде всего развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации. В связи с этим тренировка образного мышления должна обязательно включать и тренировку этого умения.
Для развития ориентации в пространстве по схеме предлагаются такие игры как: «Где сидит попугай», «Начерти план-карту». Именно то, чем мы занимаемся на занятии по ознакомлению с пространственными отношениями.
- «Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.
Образ всегда менее информативен, чем сам объект, но зато он всегда динамичен и оперативен; он является наглядным, но обобщенным и схематизированным изображением этого объекта, выделяющим в нем содержание, значимое с точки зрения решения той или иной познавательной или практической задачи. В связи с этим действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления старших дошкольников может и должна включать упражнения на развитие таких действий. Например, в этом возрасте уже имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок научился ориентироваться в схематическом изображении предмета, позы человека, небольшого литературного произведения, а также научился самостоятельно создавать такие изображения.
Для этого предлагаются такие задания и игры как: «Прогноз погоды», «Созвездия», «Собери по схеме», «Нарисуй схему», «Зашифруй сказку».
Например: «Прогноз погоды». Предложить ребенку придумать , каким рисунком он обозначил бы ясный солнечный день, дождливый день, снегопад, пасмурный день, дождь с грозой, ветреный день и т.д, что позволит малышу учиться самостоятельно рассказывать о погоде по схематическим изображениям. Для этого можно предложить ребенку быть диктором телевидения, который сообщает, какая погода ожидается сегодня и завтра.
«Созвездия» - игра на умение соотносить схематическое изображение предмета с художественным. В качестве схематических изображений используются созвездия, а художественных - рисунки животных и мифологических героев. Задача ребенка - найти и указать, что чему соответствует.
«Собери по схеме» - развивает умение ориентироваться в схематическом изображении предмета и способность к конструированию. Материалом для игры служит любой конструктор, имеющий детали разного типа. Вы показываете ребенку схематическое изображение какой-нибудь конструкции, а он должен собрать ее из имеющегося конструктора. «Нарисуй схему» - развивает умение создавать изображение самостоятельно. В старшей группе мы предлагаем ребенку собрать из 3-5 деталей конструкцию и изобразить ее в виде трех схем — вид спереди, вид сбоку и вид сверху.
«Зашифруй сказку» - игра на развитие умения создавать простейшую графическую план-схему логически связанного текста.
4. Планировать свои действия в уме.
С развитием образного мышления появляется еще одна важная способность — планировать свои действия в уме. Она дает человеку возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять. Кроме того, способность дает возможность планировать разные пути достижения цели, рассматривать разные способы решения задачи. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее прийти к реальному решению, чем при выполнении реальных действий. Особенно в ситуациях, когда возможности выполнения таких действий ограничены. В этом случае предлагаю поиграть в игры, которые называются «Шахматы», «Шашки», «Головоломка с палочками», «Найди все тропинки», «Игра в перестановки», «Шахматная доска».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.
Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...
«Формирование предпосылок познавательных универсальных действий младших дошкольников посредством активизации исследовательской деятельности»
laquo;Формирование предпосылок познавательных универсальных действий младших дошкольников посредством активизации исследовательской деятельности»Познавательное развитие детей - одно из ва...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников.
В статье кратко описаны УУД, даны советы по формированию УУД у дошкольников....
Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности»
Целью семинара-практикума "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности" для педагогов является обеспечени...
Статья на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе математической подготовки"
Научные статьи опубликованные в журнале "Вопросы педагогики"...
Формирование и совершенствование мыслительных действий у дошкольников.
Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по следующему закону: сначала ребенок действует во внешнем плане, оперируя непосредственно с предметами и изменяя их состояние и сво...
Представление опыта работы по теме: "Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников"
Проектная деятельность как условие формирования предпосылок универсальных учебных действий старших дошкольников...