Плоскостопие у детей, меры борьбы с ним
статья по теме
Предварительный просмотр:
Теоретический семинар.
«Плоскостопие у детей, меры борьбы с ним».
Воспитателя Петраковой Ю.П.
Используемая литература:
- «Помните – здоровье начинается со стопы!» (ж «Дошкольное воспитание» №8, 2005 г.).
- «Детское плоскостопие и косолапость» (профилактика и коррекция), А.Саркиян, Г.Овакимян (ж «Дошкольное воспитание» №7, 1991 г.).
Помните – здоровье начинается со стопы!
Стопа человека является фундаментом здоровья. Нарушение строения и функций стопы приводит в развитию различных заболеваний. Плоскостопие у детей дошкольного возраста встречается довольно часто в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно - связочного аппарата и влиянием рода неблагоприятных факторов, одним из которых является нерациональная сменная обувь.
Большую часть дня ребенок проводит в ДОУ, поэтому необходимо, чтобы в каждом ДОУ была организована эффективная система контроля за сменной обувью дошкольников с целью оценки ее соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, а так же необходимо укрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями, массирование рефлекторных зон стопы.
Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточке. Пальцы имеют веерообразное расположение, в то время, как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии выносят с пятилетнего возраста.
Наиболее часто встречающаяся деформация стопы у дошкольников связана с нарушением ее рессорной функции, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге, прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль и боль в голени и стопе. У детей нарушается походка, а в дальнейшем могут развиться застойные явления в сосудах и нижних конечностях.
Форма стопы влияет и на состояние осанки и позвоночника ребенка.
- Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также травматизации межпозвоночных суставов и возникновению боли в спине.
- Одностороннее снижение стопы – справа или слева – приводит в перекосу таза, ассиметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.
Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечнососудистой, дыхательной и т.д.).
Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому профилактику деформации стопы необходимо начинать с раннего возраста.
Факторы, влияющие на свод стопы:
1 группа: внутренние: определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц, эластичность связок, минеральная плотность костной ткани…), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием (избыток массы тела), состоянием здоровья (частые простуды, хронические болезни).
2 группа: внешние: нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки, в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки на стопы.
1. Профилактика плоскостопия:
- Профилактическая сменная обувь для дошкольника, способствующая предупреждению деформации стопы.
- Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы. Иметь в носочной части припуск 5-7 мм, если нет припуска, то при естественном удлинении стопы при ходьбе, пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации.
Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь приводит к потертостям и мозолям.
- Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость способствует более быстрому утомлению и ослаблению стопы и голени; нарушается походка; негативное влияние на осанку и позвоночник ребенка.
Чтобы проверить гибкость подошвы следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную. Гибкость достаточная, если угол составляет 25 градусов.
- Подошва не должна быть высокой. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы и их ослаблению и более быстрому утомлению.
- Слишком мягкая подошва (чешки) – недопустима. Способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жесткому грунту, асфальту или полу.
- Каблук в обуви дошкольника обязателен. Высота каблука не должна превышать 5-10мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, ее рассорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар о твердую поверхность при ходьбе: повышает износоустойчивость обуви.
- Особое значение имеет наличие фиксированного задника (прочно удерживает пяточную кость, предотвращает ее отклонение наружу).
- Должна быть прочная фиксация в носочной части. Открытый носок в летней обуви, часто используемых в качестве сменной обуви, приводит к неустойчивому положению стопы. Возрастает угроза травматизации пальцев.
- Должна быть прочная фиксация стопы соответствующими креплениями (отсутствие – ослабление мышц, снижение свода и деформация пальцев).
- Обеспечить температурно-влажностной режим внутриобувного пространства – переплетение ремешков, дополнительные окошки и т.д., т.е. хорошая вентиляция обуви.
Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна:
- соответствовать форме и размеру стопы (недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью);
- иметь достаточно гибкую (по не мягкую) подошву;
- каблук высотой 5-10 мм;
- фиксированный задник для обеспечения прочной фиксации пяточной кости;
- закрытую носочную часть и крепление для прочной фиксации стопы.
Недопустимо: использование летних туфель без фиксационного задника с открытой носочной частью; домашних тапочек с мягким задником без креплений (ремешка) для остаточной фиксации стопы, а так же использование старой, изношенной, порой не соответствующей размеру и форме стопы обуви, длительное пребывание в которой может принести непоправимый вред здоровью ребенка.
2 Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия
Упражнения проводятся в определенной последовательности в 3 этапа.
1 этап. Упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения – вверх – вниз, вправо-влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.
Для мышц голени – упражнения с сопротивлением отягощением, разнообразная ходьба по ровной и наклонной поверхности.
2 этап. Упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, мешочки с песком и т.д.), перекатывание стопой набивного мяча; кроме того ходьба по дорожкам массажерам; давление стопой на резиновый массажер.
3 этап. Используются различные приспособления универсального типа: дети ходят по наклонной доске (угол наклона постепенно увеличивается) по дорожкам, по лесенкам, мостику – качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичам и т.д.
Все вышеизложенные упражнения способствуют правильному формированию голеностопного сустава, а также профилактике и коррекцию плоскостопия.
Упражнения для предупреждения плоскостопия и косолапия.
№ п\п | Содержание | Дозировка |
1 | Упражнения без предмета. Подниматься на носки и опускаться на стопы. | 4-5 подходов по 6-8 раз. |
2 | Одна стопы потирает другую | |
3 | Сгибать пальцы и разгибать пальцы с и.п. сидя, лежа | |
4 | Поворачивать стопу вперед – назад, влево – вправо. | 3-4 р. По 3-4 подхода, 10 вращений внутрь, 10 наружу. |
5 | Из положения основной стойки тяжесть тела перенести в разные части стопы. Пружинящие движения носами с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. | 4-5 подходов по 5-6 раз. |
6 | Общеразвивающие упражнения на укрепление мышц будра и голени, охватывающие все группы мышц. | 3-4 раза по 3-4 подхода |
7 | Ходьба на носках, на пятках и наружных краях стопы | 8-10 подходов, 3-4 раза |
8 | Длинные прямые шаги с глубоким перекатом с носка на пятку | |
9 | Разнообразные поскоки, прыжки на месте с передвижением | 80-100 прыжков, 3-4 раза. |
10 | Ходить босыми ногами по песку, по круглому щебню, по дорожке - массажеру | |
11 | Упражнения с предметами. Захват предметов пальцами ног, удерживание и выбрасывание их | 5-6 предметов каждой ногой по 3-4 р. |
12 | Перекатывание стопой набивного мяча, мешочка с песком и других предметов в различных направлениях | 4-5 подходов по 3-4р. |
13 | Стоять на деревянных дощечках – шаблонах с отпечатками стоп, правильно ставить стопу. | 4-5 подходов по 3-4 раза. |
14 | Упражнения на пособиях. Ходьба по ступенькам с помощью воспитателя и без него | 3-4 раза |
15 | Ходьба босиком по рейке, по рейке – качалке, положенной выпускной стороной вниз. | |
16 | Ходьба по ребристой доске, расположенной на полу, и по наклонной ребристой доске | |
17 | Универсальные комплексные пособия. Ходьба по гладкой наклонной доске вверх-вниз | 4-5 раз |
18 | Ходьба по прямой и наклонной дорожке с отпечатками стоп. Постепенно увеличивать наклон. | |
19 | Ходьба через ступеньки лестницы в медленном и быстром темпе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Плоскостопие у детей, виды, причины и профилактика плоскостопия
Различают продольное и поперечное плоскостопие.Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное д...
Советы родителям для профилактики плоскостопия у детей. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформаци...
Консультация для родителей "Игровые упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей." Вместе с мамой, вместе с папой. Плоскостопие.
Игровые упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей. Вместе с мамой, вместе с папой.Плоскостопие....
Советы родителям для профилактики плоскостопия у детей. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ
Ребенку необходимо как можно больше двигаться. Малоподвижный образ жизни приводит к общему ослаблению организма, недостаточному развитию кровеносной и дыхательной систем, нервному истощению, деформаци...
Мастер - класс «Стрессовые ситуации и меры борьбы с ними»
laquo;Стрессовые ситуации и меры борьбы с ними»Цель: распространение личного педагогического опыта (демонстрация)- Познакомить педагогов с игрушкой для развития моторики;- Показать методы ...
Статья "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Что делать если у ребенка плоскостопие?"
Профилактика плоскостопия у детей младшего возраста на занятиях по физической культуре....
Грызуны (мышь, крыса) и меры борьбы с ними
Конспект занятия Тема Грызуны (мышь, крыса) и меры борьбы с ними...