Особенности кризиса 3-х лет
статья (младшая группа) по теме
Если в год ребёнок отделяется от мамы физически- начинает ходить и узнавать мир, то суть кризиса трёх лет- психологическое отделение от взрослого. Это значит, что наш малыш не только хочет сам двигаться, чтобы увидеть что-то новое и интересное, но и хочет сам принимать решения, куда пойти и что делать, и всё чаще мы слышим от трёхлетнего ребёнка: « Я сам!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_3_let.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности кризиса 3 лет.
Если в год ребёнок отделяется от мамы физически- начинает ходить и узнавать мир, то суть кризиса трёх лет- психологическое отделение от взрослого. Это значит, что наш малыш не только хочет сам двигаться, чтобы увидеть что-то новое и интересное, но и хочет сам принимать решения, куда пойти и что делать, и всё чаще мы слышим от трёхлетнего ребёнка: « Я сам!»
У кризиса « Я сам!» есть свои особенности. Какие же?
Первый из « семизвездии симптомов» - негативизм.
Ребёнок не просто становится непослушным- он стремится всё сделать наоборот. Негативизм-это реакция ребёнка не на действие, которое ему предложено и которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.
Часто негативизм мешает интересам самого ребёнка. Малыш говорит и действует не только вопреки словам взрослого, но и вопреки своим желаниям.
Малыш ведёт себя так, чтобы:
- Выразить своё отношение к маме и папе, к дедушке и к бабушке, к другому человеку;
- Продемонстрировать нам «своё» желание даже вопреки своим истинным желаниям.
Своим поведением малыш говорит нам: « Это вы так решили. Вы так хотите, а я хочу по- другому». Таким поведением ребёнок открывает для себя возможность иметь другие, свои желания.
Как эффективно и без занудства помочь ребёнку справиться с негативизмом?
Эти упражнения помогут сгладить проблему.
Игра « Да или нет?»
Скажите ребёнку: « Если ты согласен с тем, что я скажу, подними руки вверх и кричи: « Да», а если не согласен- приседай, хлопай по коленкам и кричи: «Нет»
Есть ли в небе облака?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у телёнка?
Есть ли клюв у поросёнка?
Есть ли хобот у зайчонка?
Есть ли лапки у котёнка?
Есть ли руки у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ножки у стола?
Есть у солнышка глаза?
Есть ли руки у слона?
В каждой сказке есть начало?
Мы опять начнём сначала?
Игра « Нет- нет! Да-да!»
Можно бегать по всей комнате и громко кричать: «Нет-нет!». Подбежав к маме или к другу, нужно заглянуть друг другу в глаза и ещё громче крикнуть: « Нет-нет».
После маминого хлопка в ладоши нужно продолжать бегать, но кричать слова: « Да-да!», встречаясь и заглядывая в глаза маме, кричать нужно ещё громче.
Второй симптом- упрямство.
Когда ребёнок настаивает не потому, что очень хочется, а только потому, что он этого потребовал,- это упрямство.
Если ребёнок что-то первоначально потребовал, он оказывается связанным своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступить от него, даже если обстоятельства давно изменились.
Настойчивость- это когда ребёнок хочет получить что-то и просит об этом, добивается этого. Упрямый же ребёнок настаивает на том, чего ему не так уж и хочется, или давно расхотелось.
Зачастую упрямство возникает из-за непонимания ребёнком: « Почему нельзя, ведь я хочу?» Помогите ребёнку усвоить слова « надо» и « нельзя». Запретов должно быть немного, они развивают ориентировку малыша в окружающем мире. Но каждому « нельзя» противопоставляйте « можно».
Поиграйте с малышом.
« Щелкаем орешки»
- Представь, что у тебя во рту орешек. Он твердый, очень упрямый. Давай попробуем его сжать зубками и расколоть:
Зубки крепче я сожму,
И орешек расколю.
Ты расколол упрямый орешек. Покажи, как ты обрадовался:
Губки чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Третий симптом- строптивость.
От негативизма их отличает то, что они направлены не столько на определённого взрослого, сколько против всего образа жизни, который сложился у малыша. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, постоянные недовольство, сопротивление, капризы по любому поводу- выражение этого симптома.
Советы родителям.
- Строптивость даёт ребёнку возможность испытать всю гамму эмоций: злость и радость, удовольствие и любопытство, настойчивость и неприятие, печаль и разочарование.
Зачастую мы лишаем детей возможности приобретения жизненного опыта, который должен помочь им научиться чувствовать, переживать, понимать свои желания и потребности. Позже такой опыт должен помочь ребёнку научиться сочувствовать. А пока помочь сыну или дочери должны вы. Плачущему можно сопереживать, утешая; грустного- расспросить, что с ним; любопытному рассказать.
- Общение с близкими взрослыми эмоционально укрепляет ребёнка. Рассмотрите с ребёнком семейный альбом. Учите малыша понимать настроения людей, запечатленных на снимках. Что чувствовали мама, папа, сам малыш, когда их фотографировали: радость, грусть, восторг, удивление, испуг, удовольствие, огорчение.
- Проявляя своеволие, малыш чувствует себя удовлетворенным, потому что он понимает, что способен сделать что-то сам.
Если своеволие не вредит здоровью ребёнка- не мешайте ему, пусть убедится: если долго чистить зубы- не посмотришь вечернюю сказку, а если не сложишь книги, то потом трудно найти нужную, чтобы мама почитала перед сном.
- Воспитывайте у ребёнка способность принимать собственное решение, иметь собственное мнение, отвоевывать собственное жизненное пространство.
У детей появляется инстинктивная потребность спрятаться, « сузить» своё жизненное пространство, забраться в уютное убежище- « построить» себе «домик». Помогите малышу сделать домик из диванных подушек, чтобы он мог укрыться в собственном гнездышке и поиграть наедине с собой.
Четвёртый симптом- своеволие.
Ребёнок всё хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Советы родителям.
- Прежде чем навязать ребёнку готовое решение, спросите у него, чем бы он хотел заняться. Предложите малышу самостоятельно сделать выбор, пусть сам примет решение.
- Если ребёнок почувствует себя способным что-либо сделать или принять решение без вас, он испытает огромное удовлетворение. В будущем вера в свои силы поможет ребёнку преодолевать жизненные преграды, он станет целеустремлённым и настойчивым.
- Игра « На кого я похож?» поможет ребёнку разобраться в себе и в своих желаниях.
Сначала ребёнок спрашивает: на кого он похож? Затем малыш может сам сказать, на кого он хотел бы быть похожим.
« На какое дерево я похож?», « На какое животное я похож?», « На какую игрушку я похож?».
- Ребёнка необходимо учить:
- Играть самостоятельно;
- Быть одному, когда мама занята;
- Самостоятельно придумывать себе игру.
В такой игре у ребёнка появляется самостоятельный замысел, самостоятельное намерение, поэтому такая игра помогает справиться со своеволием.
5. Уважение к желаниям малыша. Недопустимо чтобы
мама трёхлетнего малыша, торопясь куда- нибудь, забывала о возможностях и способностях своего ребёнка. Его нельзя просто так оттащить, увести, одеть, накормить, расчесать, умыть. Гораздо полезнее научить малыша выслушать маму и выполнить её просьбу.
Остальные три симптома встречаются реже- как правило, в случаях возникновения резкого антогонизма в отношениях ребёнка с семьёй.
Пятый симптом- обесценивание ребёнком личности близких.
Ребёнок может начать обзывать маму или отца. Ребёнок может изменить и своё отношение к игрушкам, которые любил раньше, сердиться на них, будто они живые, или совсем отказаться играть с ними.
Как добиться, чтобы ребёнок не сквернословил?
- Чтобы создать у ребёнка иммунитет против слов- ругательств, нужно лексике улицы противопоставить стиль речи и лексику семьи.
- Как реагировать взрослым? Лучше всего никак: не расслышать, не заметить, не обратить внимания.
- Грубые слова и раздражение ребенка лучше перевести в игру или в шутку.
« Ругаемся овощами».
Предложите ребёнку ругаться, но не плохими словами, а словами, обозначающими овощи:
- Ты- огурец!
- А ты- Морковка!
- Ты – редиска!
- А ты – капуста!
« Обзываемся вкусными словами»
-Ты тортик!
- А ты- пирожок!
-Ты – Конфетка!
- А ты – булочка!
Шестой симптом – бунт против окружающих.
Ребёнок как будто находится в состоянии жёсткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя агрессивно.
В некоторых семьях встречается симптом – стремление ребёнка к деспотическому подавлению окружающих. Ребёнок изыскивает способы, чтобы проявить власть над близкими, стать господином положения.
Кризисные явления могут пройти почти незаметно, если с первых дней жизни малыша вы будете учитывать его потребности, правильно организовывать общение с ним и его индивидуальные игры и занятия, уважать его личность и учить его уважать и любить других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности кризиса у детей 6-7 лет
Рассматриваются и объясняются психологические особенности кризиса у детей 6-7 лет на основе учений и трудов Л.С. Выготского и Л.И. Божович....
Возрастные особенности: кризис 7 лет.
Ребенок к 6-7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию...
Возрастные особенности: Кризис 7 лет
РодителямВозрастные особенности: Кризис 7 летПереход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет. Развит...
Возрастные особенности: кризис 3 лет.
К 3-м годам ребенок начинает говорить «я сам». На фоне этого у него появляется главное желание самоутвердиться любой ценой. Что проявляется в его поведение и ребенок демонстрирует следующе...
Консультация для родителей на тему: «Особенности кризиса трех лет»
Только ещё вчера ваш малыш был ласковым и послушным, а сегодня внезапно превратился в упрямого и непослушного капризулю. Этот период, через который проходят все дети и оч...
Консультация на тему:"Особенности кризиса трех лет".
Консультация для родителей второй младшей группы. "Кризис трех лет"...
Консультация для воспитателей "Особенности кризиса трех лет"
Только ещё вчера малыш был ласковым и послушным, а сегодня внезапно превратился в упрямого и непослушного капризулю. Этот период, через который проходят все дети и...