Как происходит овладение пониманием сложных логико-грамматических конструкций дошкольниками старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) по теме
рассматривается процесс овладения сложными логико-грамматическми конструкциями детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponimanie_slozhnykh_logiko-grammaticheskikh_konstruktsiy.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Овладение пониманием сложных логико-грамматических конструкций в старшем дошкольном возрасте
В дошкольные годы значительно расширяется по сравнению с ранним возрастом, кругозор ребенка, увеличивается объем усваиваемой информации. Много новых знаний приобретает он в общении с окружающими людьми, природой, в процессе наблюдений в трудовой и учебной деятельности.
В этом возрасте закладывается фундамент тех знаний, которые малыш будет осваивать в будущем в школе. Нормально развивающийся ребенок 6-го года жизни использует наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы мыслительной деятельности. Наиболее развитым является образное мышление: дети способны представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Формирование же словесно-логического мышления позволяет строить умозаключения на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Теснейшим образом с развитием мышления связана речь ребенка. В дошкольные годы развивается как активный, так и пассивный словарь. Дошкольник осваивает грамматику языка, научается из приобретенного строительного материала (слов) составлять простые и сложные предложения. Ребенок не учит правила грамматики, он усваивает ее практически, когда слушает речь взрослых, сам разговаривает с ними на занятиях, в быту. Чем глубже осознает ребенок зависимость между явлениями окружающей действительности, тем все более совершенные грамматические средства использует в своей речи.
Бедность словаря, нарушения фонематического восприятия при сохранном слухе, несформированность грамматического строя речи приводят к тому, что ребенок часто не понимает или понимает неточно обращенную к нему речь; вследствие чего замедляется процесс развития словесно-логического мышления.
Некоторые учащиеся начальной школы, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживают трудности в решении и понимании математических задач, понимании различных понятий и правил, в установлении причинно-следственных связей. Одна их частых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. А нарушения речемыслительной деятельности в дальнейшем приводит к тому, что эти дети с трудом решают алгебраические и геометрические задачи, не усваивают географию, другие предметы и тем самым пополняют ряды неуспевающих школьников.
Практический опыт показывает, что чем раньше начать стимулировать и развивать словесно-логическое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности ребенка. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как в случае речевой нормы, так и в условиях патологии.
Известно, что предложения русского языка имеют различное строение и бывают простыми и сложными. Для полноценного понимания высказанного необходимо наряду с восприятием и пониманием отдельных элементов фразы выделить ту систему отношений слов внутри фразы, которая играет ведущую роль. Легче воспринимаются простые конструкции. Из сложных проще понимаются необратимы конструкции, так как в них содержится достаточная информация. Например можно сказать: девочка съела котлету. Но нельзя сказать: котлета съела девочку.
Труднее воспринимаются :
- обратимые конструкции (Петя ударил Колю. Кто драчун?)
- косвенные конструкции (Петю ударил Коля? Кто драчун?)
- атрибутивные конструкции родительного падежа (Мамина дочка. Дочка мамы.)
- предложные конструкции (земля под небом, метро под землей, треугольник под кругом, круг под квадратом)
отдельные слова и их предметная соотнесенность хорошо понимаются детьми с нормой речевого развития. Но у детей с нарушениями грамматического строя речи нарушается способность уловить соотношения внутри конструкции и понять в целом содержание высказывания. Дети могут понять о чем, о ком идет речь в предложении и словосочетании, но вот что говорится, не понимают. В основе этого недостатка лежат нарушения пространственного синтеза, отраженного в языке. Для этой категории детей особенно трудным оказывается восприятие специфических конструкций языка, в которых грамматические средства несут не только формально-грамматическую но и логико-грамматическую функцию.. нарушается способность к объединению отдельных деталей высказывания в целостную логико-грамматическую конструкцию, что является необходимым условием восприятия ее общего смысла.
Приемы обследования логико-грамматических способностей детей старшего дошкольного возраста
Как правильно?
- Мышка поймала кошку или кошка поймала мышку.
- Лошадь везет телегу или телега везет лошадь.
- Девочка спряталась за дерево или дерево спряталось за девочку.
Ответь на вопросы:
- Волк съел овцу. Кто слабее?
- Мама зовет дочку обедать. Кто дома? Кто на улице?
Показать (используются предметы, хорошо знакомые ребенку)
- Ручку, карандаш
- ручку карандашом
- карандаш ручкой
- левым мизинцем правое ухо
- правым мизинцем нос
Положить
- Карандаш слева от ручки
- Ручку слева от пуговицы
- Ложку справа от вилки и слева от ножа
Показать на рисунках
- бабушка внучки, внучка бабушки
- врач больного, больной врача
Повторить предложение, ответить на вопрос:
- Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади?
- Кошка больше собаки. Кто меньше?
- Дедушка старше бабушки. Кто младше?
Как правильно?
- Я взял зонт, потому что пошел дождь. Шел дождь, потому что я взял зонт.
- Река замерзла, потому что пришла зима. Зима пришла, потому что река замерзла.
- Светит солнце, потому что на улице тепло. На улице тепло, потому светит солнце.
Нарисуй:
- Ложку справ от чашки
- Гриб слева от домика
- Дерево справа от дороги и слева от домика
- Треугольник справа от круга и слева от квадрата
Основные направления коррекционной работы:
- Обогащение и актуализация активного словаря ребенка
- работа над грамматическим строем речи: формирование навыков словообразования и словоизменения (И.п. мн.ч., уменьшительно-ласкательные формы существительных, приставочные глаголы, притяжательные прилагательные, употребление числительных…)
- развитие гностической сферы, восприятия правого и левого, взаимоотношений предметов в пространстве. Ориентировка в схеме собственного тела, определять правое и левое у человека, стоящего рядом, затем у человека, стоящего напротив. Весь материал отрабатывается путем практических действий с реальными предметами, а затем приобретенные знания переводятся на уровень абстракции от конкретных предметов. Также используются различные схемы для обучения ребенка пониманию значений предлогов: в, на, под… Таким образом, в начале обучения обеспечивается создание основы для понимания логико-грамматических конструкций, связь которых с восприятием пространственных отношений не бросается в глаза, но тем не менее имеет место. Особое место уделяется обучению детей пониманию простых и сложных словосочетаний с предлогами и без предлога, умению выделить главное, или центральное слово в этом сочетании (определяемое и определяющее: мамина дочка, дочка мамы), умению найти «центральный предмет» в сравнительных оборотах (выше, ниже, дальше, ближе), установлению причинно-следственных связей (я взял, зонт, потому что пошел дождь). Только такое осознанное отношение к грамматической структуре высказывания может создать условия для полноценного понимания речи.
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия путем приучения дошкольника внимательно вслушиваться в речь собеседника, привлечения внимания ребенка к изменению значения речевой конструкции в зависимости от использования того или иного грамматического элемента. В качестве внешней опоры используются:
- наглядное изображение сложных логико-грамматических взаимоотношений между объектами высказывания (картинки: девочка ловит бабочку, бабочка ловит девочку)
- дополнительные вопросы
дополнительные слова, конкретизирующие смысл логико-грамматической конструкции.
Таким образом, в процессе специально-организованного обучения с дошкольниками, имеющими проблемы в осмыслении сложных логико-грамматических конструкций, удается не только преодолеть эти нарушения, но и постепенно сформировать у них словесно-логическое мышление, развивать всю познавательную деятельность в целом, подготавливать к успешному обучению в школе.
Материалы заседания родительского клуба
«Лесенка успеха» по теме:
«Овладение сложными логико-грамматическими конструкциями в старшем дошкольном возрасте»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Знаем мы не сложные правила дорожные» для детей старшего дошкольного возраста.
В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия и различные виды деятельности....
«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме развития понимания отношений временной последовательности у детей старшего дошкольного возраста....
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...
Обследование правильности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста
Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предло...
Овладение пониманием сложных логико-грамматических конструкций в старшем дошкольном возрасте
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Овладение пониманием сложных логико-грамматических конструкций в старшем дошкольном возрасте"
Обсуждение вопроса со спеуиалистом...