Как происходит овладение пониманием сложных логико-грамматических конструкций дошкольниками старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) по теме

Шипунова Римма Раисовна

рассматривается процесс овладения сложными логико-грамматическми конструкциями детьми старшего дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Овладение пониманием сложных логико-грамматических конструкций в старшем дошкольном возрасте

В дошкольные годы значительно расширяется по сравнению с ранним возрастом, кругозор ребенка, увеличивается объем усваиваемой информации. Много новых знаний приобретает он в общении с окружающими людьми, природой, в процессе наблюдений в трудовой и учебной деятельности.

В этом возрасте закладывается фундамент тех знаний, которые малыш будет осваивать в будущем в школе. Нормально развивающийся ребенок 6-го года жизни использует наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую формы мыслительной деятельности. Наиболее развитым является образное мышление: дети способны представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Формирование же словесно-логического мышления позволяет строить умозаключения на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Теснейшим образом с развитием мышления связана речь ребенка. В дошкольные годы развивается как активный, так и пассивный словарь. Дошкольник осваивает грамматику языка, научается из приобретенного строительного материала (слов) составлять простые и сложные предложения. Ребенок не учит правила грамматики, он усваивает ее практически, когда слушает речь взрослых, сам разговаривает с ними  на занятиях, в быту. Чем глубже осознает ребенок зависимость между явлениями окружающей действительности, тем все более совершенные грамматические средства использует в своей речи.

Бедность словаря, нарушения фонематического восприятия при сохранном слухе, несформированность грамматического строя речи приводят к тому, что ребенок часто не понимает или понимает неточно обращенную к нему речь; вследствие чего замедляется процесс развития словесно-логического мышления.

Некоторые учащиеся начальной школы, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживают трудности в решении и понимании математических задач, понимании различных понятий и правил, в установлении причинно-следственных связей. Одна их частых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. А нарушения речемыслительной деятельности в дальнейшем приводит к тому, что эти дети с трудом решают алгебраические и геометрические задачи, не усваивают географию, другие предметы и тем самым пополняют ряды неуспевающих школьников.

Практический опыт показывает, что чем раньше начать стимулировать и развивать словесно-логическое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности ребенка. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников как в случае речевой нормы, так и в условиях патологии.

Известно, что предложения русского языка имеют различное строение и бывают простыми и сложными. Для полноценного понимания высказанного необходимо наряду с восприятием и пониманием отдельных элементов фразы выделить ту систему отношений слов внутри фразы, которая играет ведущую роль. Легче воспринимаются простые конструкции. Из сложных проще понимаются необратимы конструкции, так как в них содержится достаточная информация. Например можно сказать: девочка съела котлету. Но нельзя сказать: котлета съела девочку.

Труднее воспринимаются :

- обратимые конструкции (Петя ударил Колю. Кто драчун?)

- косвенные конструкции (Петю ударил Коля? Кто драчун?)

- атрибутивные конструкции родительного падежа (Мамина дочка. Дочка мамы.)

- предложные конструкции (земля под небом, метро под землей, треугольник под кругом, круг под квадратом)

отдельные слова и их предметная соотнесенность хорошо понимаются детьми с нормой речевого развития. Но у детей с нарушениями грамматического строя речи  нарушается способность уловить соотношения внутри конструкции и понять в целом содержание высказывания. Дети могут понять о чем, о ком идет речь в предложении и словосочетании, но вот что говорится, не понимают. В основе этого недостатка лежат нарушения пространственного синтеза, отраженного в языке. Для этой категории детей особенно трудным оказывается восприятие специфических конструкций языка, в которых грамматические средства несут не только формально-грамматическую но и логико-грамматическую функцию.. нарушается способность к объединению отдельных деталей высказывания в целостную логико-грамматическую конструкцию, что является необходимым условием восприятия ее общего смысла.

 

Приемы обследования логико-грамматических способностей детей старшего дошкольного возраста

Как правильно?

  • Мышка поймала кошку или кошка поймала мышку.
  • Лошадь везет телегу или телега везет лошадь.
  • Девочка спряталась за дерево или дерево спряталось за девочку.

Ответь на вопросы:

  • Волк съел овцу. Кто слабее?
  • Мама зовет дочку обедать. Кто дома? Кто на улице?

Показать  (используются предметы, хорошо знакомые ребенку)

  • Ручку, карандаш
  • ручку карандашом
  • карандаш ручкой
  • левым мизинцем правое ухо
  • правым мизинцем нос

Положить

  • Карандаш слева от ручки
  • Ручку слева от пуговицы
  • Ложку справа от вилки и слева от ножа

Показать на рисунках

  • бабушка внучки, внучка бабушки
  • врач больного, больной врача

Повторить предложение, ответить на вопрос:

  • Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади?
  • Кошка больше собаки. Кто меньше?
  • Дедушка старше бабушки. Кто младше?

Как правильно?

  • Я взял зонт, потому что пошел дождь. Шел дождь, потому что я взял зонт.
  • Река замерзла, потому что пришла зима. Зима пришла, потому что река замерзла.
  • Светит солнце, потому что на улице тепло. На улице тепло, потому светит солнце.

Нарисуй:

  • Ложку справ от чашки
  • Гриб слева от домика
  • Дерево справа от дороги и слева от домика
  • Треугольник справа от круга и слева от квадрата

Основные направления коррекционной работы:

  1. Обогащение и актуализация активного словаря ребенка
  2. работа над грамматическим строем речи: формирование навыков словообразования и словоизменения (И.п. мн.ч., уменьшительно-ласкательные формы существительных, приставочные глаголы, притяжательные прилагательные, употребление числительных…)
  3. развитие гностической сферы, восприятия правого и левого, взаимоотношений предметов в пространстве. Ориентировка в схеме собственного тела, определять правое и левое у человека, стоящего рядом, затем у человека, стоящего напротив. Весь материал отрабатывается путем практических действий с реальными предметами, а затем  приобретенные знания переводятся на уровень абстракции от конкретных предметов. Также используются различные схемы для обучения ребенка пониманию значений предлогов: в, на, под… Таким образом, в начале обучения обеспечивается создание основы для понимания логико-грамматических конструкций, связь которых с восприятием пространственных отношений не бросается в глаза, но тем не менее имеет место. Особое место уделяется обучению детей пониманию простых и сложных словосочетаний с предлогами и без предлога, умению выделить главное, или центральное слово в этом сочетании (определяемое и определяющее: мамина дочка, дочка мамы), умению найти «центральный предмет» в сравнительных оборотах (выше, ниже, дальше, ближе), установлению причинно-следственных связей (я взял, зонт, потому что пошел дождь). Только такое осознанное отношение к грамматической структуре высказывания может создать условия для полноценного понимания речи.
  4. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия путем приучения дошкольника внимательно вслушиваться в речь собеседника, привлечения внимания ребенка к изменению значения речевой конструкции в зависимости от использования того или иного грамматического элемента. В качестве внешней опоры используются:

- наглядное изображение сложных логико-грамматических взаимоотношений между объектами высказывания (картинки: девочка ловит бабочку, бабочка ловит девочку)

- дополнительные вопросы

дополнительные слова, конкретизирующие смысл логико-грамматической конструкции.

Таким образом, в процессе специально-организованного обучения с дошкольниками, имеющими проблемы в осмыслении сложных логико-грамматических конструкций, удается не только преодолеть эти нарушения, но и постепенно сформировать у них словесно-логическое мышление, развивать всю познавательную деятельность в целом, подготавливать к успешному обучению в школе.

Материалы заседания родительского клуба

«Лесенка успеха» по теме:

«Овладение сложными логико-грамматическими конструкциями в  старшем дошкольном возрасте»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Знаем мы не сложные правила дорожные» для детей старшего дошкольного возраста.

В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия и различные виды деятельности....

«Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

«Формирование  понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме развития понимания отношений временной последовательности у детей старшего дошкольного возраста....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...

Обследование правильности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста

Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предло...