ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
консультация по теме

Щепетнова Елена Николаевна

Психическое здоровье детей. Специфика психологического здоровья ребенка. Факторы риска психологического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskoe_zdorove.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

        Тема психологического здоровья, безусловно, актуальна. Ребенок, общаясь с взрослыми, постигает мир и от нас, окружающих его людей, зависит, насколько легко войдет он в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является важной составляющей и необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Любой стресс для ребёнка оказывает прямое влияние на его физическое и психическое состояние и этот факт не вызывает сомнения: практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.

        Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим. Портрет психологически здорового человека можно описать следующим образом: это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир человек. При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны родителей, воспитателей детского дошкольного учреждения или учителей школы дети испытывают негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Это приводит к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. В результате психологического дискомфорта могут возникнуть такие заболевания как: бронхиальная астма, головные боли и приступы рвоты все эти симптомы лежат в основе неврозов.

        Ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Специфика психологического здоровья ребенка.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
  • К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
  • К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска психологического здоровья детей.

        Для эффективного ее оказания необходимо определить факторы риска.

        Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

        Что можно отнести к средовым и субъективным факторам? (Ответы участников семинара.)

        К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

        К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

        В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

        Задачи психологической поддержки детей:

  1. Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
  2. Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
  3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Литература:

1. Дружинин В.Е. «Психическое здоровье детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СПОСОБОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек...

Консультация для родителей "Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей"

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня - это нестабильность экономическая...

Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...