"Готовность к школе – что готовим?" - консультация для родителей
консультация (старшая группа) на тему
Понятие «готовность к школе» неоднозначное и многогранное. Различные специалисты в него вкладывают свой смысл, и порой бывает сложно придти к единому мнению, объединяющему разнообразные научные течения. В понятие «готовность к школьному обучению» вкладывают и зрелость познавательных процессов, и сформированность мотивационной позиции, и даже физиологическую готовность, переход организма из одного этапа развития в другой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole_-_chto_gotovim.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность к школе – что готовим?
Понятие «готовность к школе» неоднозначное и многогранное. Различные специалисты в него вкладывают свой смысл, и порой бывает сложно придти к единому мнению, объединяющему разнообразные научные течения. В понятие «готовность к школьному обучению» вкладывают и зрелость познавательных процессов, и сформированность мотивационной позиции, и даже физиологическую готовность, переход организма из одного этапа развития в другой. Взглядов, позиций, мнений огромное множество. Постараемся же рассмотреть данное понятие с различных сторон.
Давайте оттолкнемся от свода психолого-педагогических требований, которыми пользуются в некоторых школах для оценки готовности будущего первоклассника к школьному обучению (таблица)
Таблица: Оценка готовности к школе.
Требования к развитию фонетического слуха | ||
1. | Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков | |
2. | Уметь отличать букву от звука | |
3. | Уметь выделять звуки в словах | |
4. | Уметь определять место звука в слове | |
5. | Уметь подбирать слова с заданным звуком | |
Требования к развитию речи | ||
6. | Достаточный словарный запас | |
7. | Знание наизусть стихотворений | |
8. | Составление простых предложений из 3-4 слов | |
9. | Умение излагать содержание прочитанного взрослым текста, пересказывать | |
10. | Умение отвечать на вопросы | |
11. | Составление рассказа по картине или серии картинок | |
Требования к социально – психологическому развитию ребенка | ||
12. | Наличие положительной учебной мотивации | |
13. | Наличие навыков культурного поведения и культуры общения друг с другом, с взрослыми | |
14. | Развитая память | |
15. | Умение концентрировать внимание, переключать, распределять его | |
16. | Развитие мыслительных операций по возрасту | |
17. | Умение осознано слушать и воспроизводить услышанное | |
18. | Умение работать в едином темпе с коллективом | |
Требования к подготовке руки к обучению письму | ||
19. | Хорошо, уверенно владеет ножницами, карандашом | |
20. | Может рисовать по клеточкам, срисовать по данному образцу | |
21. | Умеет рисовать узоры акварелью | |
22. | Владеет штриховкой в разных направлениях, обводит контуры | |
23. | Правильно держит ручку и карандаш | |
Математические представления ребенка | ||
24. | Умеет ориентироваться на листе бумаги, в тетради | |
25. | Может считать в пределах 10 и обратно, знать название, последовательность и обозначение чисел | |
26. | Знает что такое сложение и вычитание | |
27. | Решает простые примеры | |
28. | Составляет и решает простые задачи на сложение и вычитание |
Теперь по пунктам разберемся, какое значение имеют те или иные требования, и насколько они могут быть обоснованными с точки зрения необходимости при обучении ребенка.
- Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков.
В детском саду у ребят есть занятия по подготовке к обучению грамоте, где им обычно рассказывают о том, что такое предложение, слово, слоги, звуки. Дети тренируются в определении слогов и звуков, составлении предложений. Когда ребенок придет в школу, речевой подготовке уделяют немало внимания на первых неделях обучения. Тогда логичен вопрос: зачем же вообще до школы об этом заботиться? Здесь не все так просто.
Дело в том, что эти начальные понятия, да и первые 11 пунктов в нашем списке требований вообще, так или иначе относятся к сформированности речевых процессов ребенка. И особое внимание им уделено неслучайно. В целом устная речь формируется на достаточно высоком уровне уже к 5 годам. В этом возрасте ребенок уже способен произносить правильно все звуки родного языка, грамотно строить словосочетания и предложения, обладает достаточно большим словарным запасом. Конечно, речь еще несовершенна, и ее совершенствование будет длиться еще долгие годы, но определенный задел на будущее уже есть. И в данном случае очень важно, чтобы определенные структуры и процессы устной речи были сформированы, прежде чем ребенок начнет осваивать письменную речь. Думаю, уже становиться понятно, откуда возникают все эти речевые требования. Важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребенка была в достаточной мере сформирована устная речь. В противном случае появляется высокий риск того, что все ошибки, трудности, которые есть в устной речи, могут перейти в письменную. Они будут там закрепляться, и справиться с ними потом станет значительно трудней. В свою очередь проблемы в усвоении родного языка могут повлиять в будущем как на само школьное обучение, так и на сдачу выпускных и вступительных экзаменов. И хотя экзамены еще очень далеки, и думать сегодня о них, возможно, не хочется, следует помнить, что исправлять закрепившиеся в опыте ошибки потом будет очень тяжело. Поэтому подумать о будущем ребенка нужно еще до школы. Обратитесь за консультацией к логопеду, при необходимости вам дадут рекомендации по коррекции или направят на занятия. Если у ребенка нет существенных проблем со здоровьем, справиться с недостатками речевого развития не так сложно, нужно только приложить немного усилий.
- Уметь отличать букву от звука.
Буквы мы пишем и видим, а звуки – слышим и говорим. Согласитесь, ребенок может это запомнить и понять, ничего сложного тут нет. Позже, уже в школе, с терминами «буква» и «звук» он будет сталкиваться многократно, поэтому давайте объясним сразу, раз и навсегда, чем эти понятия отличаются друг от друга.
- Уметь выделять звуки в словах. Уметь определять место звука в слове. Уметь подбирать слова с заданным звуком.
Данные критерии являются различными показателями развития фонематического слуха ребенка. Своевременное обнаружение сложностей и их корректировка позволит в дальнейшем избежать проблем при изучении как родного, так и иностранных языков.
- Достаточный словарный запас.
К семи годам словарный запас ребенка уже довольно велик. Он умеет правильно пользоваться различными частями речи. В активной лексике много имен прилагательных, глаголов, естественно, и имен существительных. Ребенок уже может использовать правильные формы слов, сопоставлять их по лицам, родам, падежам (еще не зная этих понятий).
- Знание наизусть стихотворений.
Знает и рассказывает наизусть различные стихотворения. На собеседовании, которое проходит ребенок при поступлении в некоторые школы, могут предложить рассказать наизусть любимое стихотворение.
- Составление простых предложений из 3-4 слов.
Навык, которым владеет большинство детей уже с двухлетнего возраста. Например, когда ребенок отвечает на какой-то вопрос или рассказывает, что он видит на картинке, с кем живет, что любит делать – все это составление простых предложений.
- Умение излагать содержание прочитанного текста, пересказывать.
Это и умение слушать (в школе надо слушать и слышать учителя), запоминать (куда без этого), воспроизводить некую последовательность событий (это можно рассматривать как зрелость мыслительных процессов).
- Умение отвечать на вопросы.
Пункт банальный, но важный.
«Мальчик, как тебя зовут?»
«Как зовут твою маму?»
«Какой сегодня день?»
Вопросы несложные, но даже они порой могут поставить ребенка в тупик. Кто-то стесняется, кто-то не понимает, что от него требуется, а кто-то ответить безусловно, может, но вместо полного ответа отвечает одним словом и затрудняется в составлении полного предложения. А ведь мы уже говорили, что все развивается постепенно, понемногу. Сегодня ребенок учится отвечать на простые конкретные вопросы, а завтра будет учиться давать развернутый, аргументированный ответ на вопрос по литературе, философии, истории. Поэтому даже такой, казалось бы, малости, как ответ на вопрос, ребенка нужно учить начиная еще с дошкольного возраста.
«Мальчик, как тебя зовут? - Меня зовут Матвей.»
«Как зовут твою маму? – Мою маму зовут Оля».
«Какой сегодня день? – Сегодня понедельник».
«Матвей, ты хочешь учиться в школе? – Да, я хочу учиться в школе»,
Так что желательно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы полными предложениями и при необходимости потренировать его в этом.
- Составление рассказа по картинке или серии картинок.
Это и развитие наблюдательности, и развитие мышления, и развитие речи одновременно. Данный параметр больше оценивает психологические характеристики, умение прослеживать причинно-следственные связи, рассуждать, мыслить. Это требование опирается на возрастную особенность ребенка – дается опора на зрительный образ, что, конечно, облегчает задачу в составлении рассказа и вместе с тем проверяет навык владения родным языком.
- Наличие положительной учебной мотивации.
О мотивации мы еще будем говорить, но сразу хочется заметить вот что:
- Ребенку нужно хотеть в школу.
- Ребенку нужно знать, зачем он туда пришел.
- Ребенку нужно знать, чему он там будет учиться.
Если задать детям вопросы, передающие смысл этих утверждений, не всегда можно получить радующие слух ответы. Варианты ответов детей, уже пришедших в первый класс.
«Хочешь в школу?» или «Нравится тебе в школе?»
«Не хочу (не нравится), в садике лучше».
«Не хочу (не нравится), рано вставать».
«Не хочу (не нравится), писать тяжело».
«Зачем ты ходишь (пришел) в школу?»
«Здесь много друзей»
«Здесь можно бегать по коридорам»,
«Не знаю».
«Учиться»
Последний ответ хороший, но возникает следующий вопрос: «Чему ты хочешь научится в школе?»
В моей практике ответы детей были такими: вязать, танцевать, говорить по-английски, чтобы мама не знала, о чем мы говорим с подружкой, ездить на мотоцикле, бегать. Причем дети совершенно не хотели учиться читать, писать, считать, много знать и так далее. Возникает вопрос: не разочаруются ли все эти ребята в школе, и каково же им там будет? Поэтому данный пункт неслучаен: если ребенок не хочет, и в процессе обучения в первом-втором классе так и не захочет учиться в школе, его могут ожидать весьма серьезные трудности и разочарования.
- Наличие навыков культурного поведения и культуры общения друг с другом, с взрослыми.
Очередной, казалось бы, банальный пункт, но все же. Желательно, чтобы ребенок знал, что нужно здороваться и прощаться, говорить «спасибо», мусор выкидывать в мусорную корзину, драться с одноклассниками нежелательно, ругаться бранными словами нельзя (некоторые дети почему-то этого не знают), учителя нужно слушать, выполнять его просьбы и указания на уроке и т.д. Думаю, подобных пунктов можно назвать много. Все это элементарные правила сосуществования, совместного пребывания в обществе. Наличие навыков культурного поведения и культуры общения друг с другом и с взрослыми нужно для повышения комфортности нахождения вашего ребенка в школе.
- Развитая память.
При обучении приходится запоминать большой объем информации. Поэтому понятно, что развитая память (кратковременная и долговременная, зрительная и слуховая) необходима для того, чтобы ребенок был успешен в процессе обучения.
- Умение концентрировать внимание, переключать и распределять его.
Этот пункт очень важен, ведь ребенку нужно высидеть урок, учителя услышать, буквы в тетради написать – да мало ли чем еще нужно сконцентрироваться в школе.
- Развитие мыслительных операций по возрасту.
Мышление должно развиваться по возрасту, и если есть существенные проблемы в его формировании, то, быть может, стоит подумать о специальной программе? Во всяком случае ребенку может быть тяжеловато обучение в массовом классе, и тем более в том случае, если программа усиленная.
- Умение осознано слушать и воспроизводить услышанное.
Без этого умения ребенок просто не услышит, что говорит учитель, не выполнит его просьбу, задание, и, вероятно, чему-то не сможет научиться. Далее мы к этому вернемся, когда зайдет речь о произвольности.
- Умение работать в едином темпе с коллективом.
Этого заранее не узнаешь, на данный параметр можно будет обратить внимание только когда коллектив сформируется и ребенок начнет учиться в нем. Сложно будет слишком быстрому и слишком медлительному: первый будет отвлекаться, что-то пропускать, скучать на уроках, а второй – не успевать за работой класса. Повышенная утомляемость, кстати, грозит и первому и второму в равной степени, со всеми вытекающими из этого последствиями.
- Хорошо, уверенно владеет ножницами, карандашом.
Развитие мелкой моторики в соответствии с возрастом также важный фактор. Ребенку нужно уметь уже до школы уверенно пользоваться ножницами и карандашом и ручкой. Если вы видите, что ребенок с этой деятельностью не справляется, обратите внимание, помогите ему в развитии данных навыков. Если не получается справиться самостоятельно, возможно, необходима помощь психолога или даже невролога.
- Может рисовать по клеточкам, срисовывать по предложенному образцу.
Ориентация в пространстве листа, тетради. Точность движений, умение работы с образцами – в первом классе данные навыки необходимы.
- Умеет рисовать узоры акварелью.
Очередной показатель развития мелкой моторики. Просто посмотрите – ваш ребенок умеет рисовать красками? Способностей к рисованию от малыша никто не требует, нужно просто умение пользоваться кисточкой и акварельными красками.
- Владеет штриховкой в разных направлениях, обводит контуры.
Показатель развития мелкой моторики, согласованности действий рук (следовательно, согласованности в работе полушарий).
- Правильно держит ручку и карандаш.
На сегодняшний день в специальной литературе и среди педагогов иногда встречается мнение, что как держит, так пусть и держит и не стоит на это обращать внимание. Тем не менее некоторые дети так выворачивают руку, что их даже становится жалко. Обратите внимание на следующий момент: ни при рисовании, ни при письме рука не должна быть чересчур напряжена. Если костяшки пальцев у ребенка при письме белеют, значит, он неправильно держит ручку или карандаш, мышцы руки перенапрягаются. В процессе письма учувствует только кисть. Постановка правой руки отличается от постановки левой: как правило, левши сильно сгибают кисть, чтобы иметь возможность видеть то, что они пишут или рисуют.
Часто бывает, что ребенок просто не знает, как держать ручку по-другому, ему просто никто никогда этого не показывал, и обучение правильному способу не вызывает у него негатива, а чаще всего приносит облегчение.
Если нужно, обратитесь за помощью к специалисту. Важно помнить, что в данном случае необходима согласованность действий и своевременное, ранее вмешательство. Если учитель в классе будет поправлять ребенка, а вы дома нет, то результата можно ждать долго и так и не дождаться. Если вы спохватились только лишь в конце учебного год, когда ребенок уже как минимум год будет писать определенным образом, переучивать его будет тяжело, потому что определенный навык у него к тому времени уже сформируется. Именно поэтому важны своевременность и согласованность.
- Умеет ориентироваться на листе бумаги, в тетради.
Оформление работ в начальной школе уделяется особое внимание. Аккуратность, чистота в тетрадях – один из критериев оценивания, и даже если нам, родителям, это непонятно или не нравится, сделать с этим мы ничего не можем. Кроме того, если ученик работает в тетради по принципу «где рука упала – там и пишем», проверять такую работу нелегко и давать ему задания тоже, а уж о том, насколько тяжело самому ребенку, и говорить не приходиться.
- Может считать в пределах 10 и обратно, знать название последовательность и обозначение чисел. Знает, что такое сложение и вычитание. Решает простые примеры. Составляет и решает простые задачи на сложение и вычитание.
Этими несложными навыками ребенок владеет уже в шесть лет, и они являются одним из показателей его нормального развития. Вспомните себя, наверняка еще до школы вы могли сами купить мороженое, посчитать, сколько для этого нужно денег, сколько вам должны дать сдачи и так далее. С подобными простенькими задачками вы когда-то прекрасно справлялись, и ваш ребенок сделает это без труда. В школе, конечно же, обучение математике начнется с самого начала – с понятий «много – один», изучение цифр, порядкового счета. Обо всем этом первокласснику, безусловно, расскажут, но начальные навыки нужно иметь еще до школы, чтобы знания были прочными и их формирование не вызывало слишком больших усилий со стороны ребенка.
Физиологические показатели готовности к школе.
Физиологическое развитие ребенка происходит неравномерно. В этом процессе есть два ростовых скачка – примерно в 5 лет и в подростковом возрасте, с 12 до 15 лет. Во время такого скачка интенсивно растет скелет ребенка, при этом внутренние органы и мозг снижают темпы развития. Перед поступлением ребенка в школу первый ростовой скачок должен завершиться, а стало быть мозг снова готов к усиленному интеллектуальному труду.
Существует такой бесхитростный тест. Если ребенок рукой может через голову (через затылок) достать до противоположного уха, то первый ростовой скачок близится к завершению, а значит по одному из физиологических показателей малыш готов к школьному обучению. Кроме этого, к физиологическим показателям стоит отнести и состояние здоровья ребенка, но об этом мы еще будем говорить дальше.
Итак, в целом готовность к школе можно разбить на несколько направлений:
- Зрелость познавательных процессов (внимание, мышление, речь, память);
- Физиологическую и физическую сформированность. И здесь обычно выделяют уровень развития мелкой моторики и показатели здоровья ребенка;
- Положительную мотивацию к школьному обучению, наличие так называемой «внутренней позиции школьника»;
- Наличие социальных навыков, социализированность ребенка;
- Зрелость эмоциональной сферы ребенка (часто случается, так что при опережении в развитии познавательной сферы развитие эмоциональной сферы запаздывает).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
"В школу с удовольствием" - консультация для родителей
Как помочь ребёнку успешно адаптироваться к режиму школьника....
Консультация для родителей "Совместная деятельность ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению в условиях ФГОС ДО"
В консультации описывается совместная деятельность семьи, школы и детского сада по благополучной адаптации ребенка к школьному обучению в условиях ФГОС"...
«Московская Электронная Школа» для дошкольников - консультация для родителей.
«МЭШ» для малышей: как работает развивающее приложение «Дошкольники» В библиотеке «Московской электронной шк...
"Готовность к школе без проблем" консультация для родителей
Консультация содержит полезные советы для родителей будущих первоклассников. Как избежать негативного отношения к школе и обучению в ней. Подскажет правильные поведенческие моменты положительного наст...