Развитие личности ребенка при наличии внутрисемейного триангулирования
статья (средняя группа) по теме
В данной статье описываются проблемы в развитии личности триангулированных детей, их влияние на психическое состояние ребенка и межличностных отношений со сверстниками в детском саду. Путем проведения анализа исследования, подтверждается необходимость психологической поддержки и коррекции поведения триангулируемых детей, а также разъяснительная педагогическая работа с их родителями. В конце статьи дана краткая рекомендация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnosti_rebenka_pri_nalichii_vnutrisemeynogo_triangulirovaniya.docx | 48.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие личности ребенка при наличии внутрисемейного триангулирования.
Аннотация к статье
В данной статье описываются проблемы в развитии личности триангулированных детей, их влияние на психическое состояние ребенка и межличностных отношений со сверстниками в детском саду. Путем проведения анализа исследования, подтверждается необходимость психологической поддержки и коррекции поведения триангулируемых детей, а также разъяснительная педагогическая работа с их родителями. В конце статьи дана краткая рекомендация для родителей.
Ключевые слова: триангуляция, развитие индивидуализации, психическая травма, симптоматика.
Слаженное развитие личности ребенка достижимо при физическом, психическом и социальном благополучии. Дети с проблемами психологического характера – это результат неверно сформировавшихся отношений в семье. В одну из теории М. Боэуна входит концепция триангуляции, имеется в виду эмоциональный процесс между двумя людьми или группами, который в ситуации повышенной тревоги имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. «В благоприятной ситуации, до превышения индивидуальных стрессовых порогов, двоим может быть вполне комфортно друг с другом в их эмоциональном обмене, однако при наступлении достаточно интенсивного внутреннего или внешнего стресса, когда они начинают эмоционально «заряжать» и разбалансировывать друг друга, их взаимодействие легко становится конфликтным, неуправляемым. Возникающее таким образом эмоциональное слияние приводит к возникновению колебательного процесса сверхблизостей и отвержений, и, если отношения не стабилизировать чем-либо, может наступить разрыв» (Варга А. 2001г). Итак, на третьего участника, выливается излишек эмоций, вызывая соответственные реакции. Триангулированными, то есть втянутыми в конфликтные отношения, обычно бывают наиболее легко вовлекающиеся члены семьи - дети. Развитие конфликтных отношений в семье между родителями, а также, до разводный и после разводный процессы, психически травмируют и могут в значительной мере приостановить развитие индивидуализации ребенка. «Психическая травма – это явление возникающее на пересечении неблагоприятных воздействий нарушений семьи и психических расстройств личности. Нарушение семьи вызывают психическую травму, развитием этой травмы или реакцией на нее является нервно-психическое расстройство индивида – члена семьи» (Эйдемиллер Э.Г. 2008г.). Возникают детские страхи, с последующей симптоматикой, а именно: энурез, фобии, симптомы истерии страха, состояние неудовлетворенности, тоски, подавленности, тревоги и т.д. Вся жизнедеятельность ребенка реализуется через родителей, т.е. непосредственно - эмоциональное общение ребенка с родителями развивает чувство доверия к окружающим его людям. Распад семьи понимается ребенком, как доказательство его неполноценности, что приводит к переживанию неуверенности в себе и депрессии. Переживание, разочарование и агрессия направленная против себя самого, могут идентифицироваться на агрессивное отношение к матери, таким образом частично убрать боль разлуки с отцом и в какой-то степени поквитаться с матерью за потерю, скрыть свои страхи. В дошкольном возрасте формируется определенная гибкость представлений для будущей душевной жизнедеятельности. Преодолев «эдипов комплекс», ребенок представлен новым «внешним» объектоотношениям. Триангуляция в семье может усложнить эдипов конфликт, тогда «внешние отношения» становятся сложными, т.к. у каждого человека свой индивидуальный эдипов опыт, по которому создаются образцы, для будущего создания своих отношений.
Было проведено исследование особенностей межличностных отношений и эмоционального состояния детей в детском саду. Эмпирическое исследование проводилось в привычной для детей обстановке, в течение полного рабочего дня, т.е., наблюдение за детьми проходило в период их игровой деятельности, а так же во время занятий. Тестирование проходило в игровой форме, в форме беседы, или проводилось занятие.
Цель: исследование детей на проблемы внутрисемейных отношений, и как следствие этого, на характер эмоционального состояния в межличностных отношениях со сверстниками.
Объект: межличностные отношения и эмоциональное состояние детей в детском саду.
Предмет: тестирование дошкольников на сформированность проблем у детей с симптомами триангуляции.
Гипотеза: в предположении, что межличностные отношения и эмоциональное состояние триангулированных детей в детском саду существенно отличаются от их сверстников.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 детей 5 лет, старшая группа, одного из детских садов г.Владимира.
Задачи:
1) Выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии дошкольника.
2) Изучение социальной приспособленности дошкольников, а также взаимоотношений со сверстниками в детском саду.
3) Сформулировать выводы по исследованию и разработать рекомендации по формированию педагогической грамотности для родителей триангулированных детей.
Методы исследования:
1. Тестирование психодиагностическими методами: наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности детей, рисуночная методика «Моя семья»; методика Рене Жиля; методика «Капитан корабля».
Время исследования: 3 месяца.
В ходе исследования, чтобы увидеть реальную картину взаимодействия дошкольников, наблюдаем за инициативностью детей, чувствительностью к реакции сверстников, на первенство эмоционального фона. На основе наблюдений за детьми и бесед было выявлено 5 детей с ярко выраженным повышенным и 5 детей с пониженным эмоциональным тонусом. У ребят этих двух групп, 4 ребенка – дети разведенных родителей, 1 ребенок – воспитывается в основном бабушкой, т.к. родители очень молоды и девочкой занимаются редко, ребенок с папой инвалидом, 2 гиперактивных ребенка и 2 ребенка, в семье которых недавно появился младенец. У остальных ребят уровень тревожности и адаптации на фоне наблюдения и бесед, в детском саду, в норме. Таким образом, можно выделить две группы на основе наблюдения: 1 группа (10 человек) – дети (предположительно) вовлеченные в конфликты межличностных отношений в семье, 2 группа (10 человек) – дети благополучных семей.
При проведении анализа деятельности результатов рисуночной методики «Моя семья», у 1 группы раскрылись проблемы в семейной сфере, погруженность в свой внутренний мир, ощущение зависимости, недостаток общения с одним из родителей, страхи, негативизмы, а также агрессивное поведение в семье. У трех детей нарушение развития пространственных представлений. Отсутствие второстепенных деталей, ассиметрия и общая небрежность может говорить об импульсивности, наличие двигательной расторможенности и связанное с ней нарушение внимания и поведения. Отсутствие глаз, носа, рта говорит об аутизации или это может быть признаком негативизма, или ассоциативности. У 2 детей анализ показал недоразвитие изобразительных функций. Затрудненное переключение с одной деятельности на другую, склонность к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях. Общий уровень рисунка не соответствует возрасту. У всех детей первой группы, при анализе раскрылись проблемы: подавленность, напряженные отношения в семье - тревожности, страхи, подозрительность и ощущения зависимости, а также высокая потребность в общении. Таким образом, у каждого ребенка из 1 группы при наблюдении и интерпретации рисунков можно выделить основные проблемы поведения и эмоционального состояния: тревожность; страхи; замкнутость (погруженность в свой мир); нарушение общения (недостаток общения); агрессивность или подавленность (депрессия, субдепрессия).
При анализе деятельности результатов 2 группы в основном выделяются творческая направленность в рисунках, тесные или сверхтесные связи в семье, экстравертность, гиперопека и доминирующие позиции с родителями, уровень тревожности у детей 2 группы в норме.
Показатели методики Рене Жиля, при сравнении среднего значения группы 1 и группы 2 можно утверждать, что в группе 1 в большей степени доминируют шкалы: 1(повышенное отношение к матери) – 8,3; 4(повышенное отношение к братьям, сестрам)-6,6; 9(доминантность)-3,2;, 11 (агрессивность, конфликтность)-2,2; 12(реакция на фрустракцию)-3,9; 13 (отгороженность)-3,9. Показатели меньше, чем в группе 2 получились по шкалам: 2 (отношение к отцу)-4; 7 (отношение к учителю)-2,5; 8 (любознательность)-3; 10 (общительность)-1,4. Наибольшее отличие показали шкалы: 3 (отношение к обоим родителям)-1,9 (1группа), тогда как показатели среднего значения 2 группы – 4,5; 5(отношение к бабушке, дедушке) (1группа -2), (2 группа – 5,4); 6 (отношение к другу)- (1 группа -2), (2 группа – 4,9).
Рис. 1. Сравнение среднего значения групп 1 и 2 по категориям методики Рене Жиля.
Таким образом, по показателям результатов группы 1, можно утверждать об эмоциональной потребности общения с матерью, не принятию семьи как целостной системы защиты и спокойствия испытуемых, а также об агрессивности со сверстниками. Что касается группы 2, то по результатам исследования методики, можно утверждать, что в целом эмоциональное положение в семье благоприятно.
При рассмотрении анализа методики «Капитан корабля» – из количества положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком, что в благополучных статусных категориях (1,2) наибольшее количество дошкольников – 93% присутствуют во 2 группе, из 1 группы – 74% дошкольников. В неблагополучных же статусных категориях (3,4) наибольшее количество сверстников – 26% присутствуют в 1 группе, в то время как из 2 группы только 7% дошкольников. Следует отметить, что в течении исследования дошкольники группы 2 отрицательные выборы делали реже, чем из 1 группы: количество отрицательных выборов у детей 1 группы – 28%, 2 группы – 17%. В результате 26% дошкольников этой группы не сделали ни одного отрицательного выбора, в то время как в 1 группе 6% детей, в 1 группе только 13% дошкольников не получили отрицательных выборов, а во 2 группе 47% дошкольников не получили отрицательных выборов.
Рис.2. Сравнительный анализ процентного значения методики «Капитан корабля».
Таким образом, можно сделать вывод, что 2 группа, по сравнению с 1 группой дошкольников, чаще демонстрируют положительное отношение к сверстникам, так как у них преобладают положительные выборы по отношению друг к другу. Из чего можно сделать вывод о том, что дошкольники группы 1с большей вероятностью, чем испытуемые группы 2 испытывают трудности в межличностных отношениях со сверстниками, дружеские связи у них слабо выражены, игровые объединения неустойчивы, эмоции и способы их выражения бедны и агрессивны. Эмоциональная напряженность, фрустрированность (с преобладанием агрессивных реакций в ситуации фрустрации), отгороженность от сверстников при наличии тенденции к доминированию и лидерству у большинства испытуемых, свидетельствуют о невротическом развитии детей этой группы. Это подтверждает нашу гипотезу, что межличностные отношения и эмоциональное состояние триангулированных детей в детском саду существенно отличается от поведения их сверстников. Это позволяет говорить о значимости психологической поддержки и коррекции поведения группы 1. Требуется разъясняющая психологическая работа с родителями, для улучшения эмоционального фона при коррекции триангулированных дошкольников.
Рекомендации для родителей:
1. Постарайтесь смотреть на мир глазами вашего ребёнка.2. Хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком.3.Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. 4.Активно слушайте ребенка. 5.Воизбежание конфликтов соразмеряйте свои ожидания с возможностями ребенка. Помните: дети живут во вражде - они учатся быть агрессивными; дети живут в упреках - они учатся жить с чувством вины; дети живут в понимании и дружбе – они учатся любви в мире!
Список литературы
- Варга. А.Системная семейная психотерапия.-Санкт-Петербург.:Речь., 2001. -73 с.
- Воробьева. К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания. – 2008. - №7. – С. 48-55
- Олифирович. Н. И. Психология семейных кризисов. - СПб. : Речь., 2008. - 360 с.
- Торохтий. В. С. Психологическое здоровье семьи. - СПб. : КАРО., 2009. - 160 с.
- Эйдемиллер. Э. Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб. : Питер., 2008. – 607 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личности ребенка при наличии внутрисемейного триангулирования.
В данной статье описываются проблемы в развитии личности триангулированных детей, их влияние на психическое состояние ребенка и межличностных отношений со сверстниками в детском саду. Путем проведения...
Практикум для родителей Тема: «Развитие познавательных способностей как одна из сторон развития личности ребенка»
Активизировать стремление родителей участвовать в совместной познавательной деятельности детей, как одной из сторон развития личности ребенка....
Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.
ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...
Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.
Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....
Авторитет родителей и его влияние на воспитание ребенка в семье и развитие личности ребенка
laquo;Ваше собственное поведение - самая...
Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»
Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...
Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»
29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом и презентацией на тему:...