Роль картинки в воспитании детей
статья (младшая группа) на тему

Курина Вера Александровна

Использование иллюстраций и картинок в занятиях с детьми трех-четырех лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_kartinki_v_vospitanii_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ КАРТИНКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗНАЧЕНИЕ КАРТИНОК И ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

        В воспитании дошкольника наиболее действенными являются средства, влияющие на чувства ребенка. Маленькие дети значительно легче и глубже усваивают знания, приобретают те или иные навыки, если объяснение взрослого сопровождается показом.

        Хорошая картинка доставляет радость ребёнку, активизирует его чувства и мысль, расширяет кругозор. Рассматривание картинок под руководством взрослых способствует усвоению детьми родного языка.

        Из всех видов изобразительного искусства картины наиболее понятны и доступны детям, так как в них есть сюжет.

        Картины, показываемые детям, должны быть художественными, разнообразны по содержанию и понятны им.

        Очень близки и понятны детям картинки, на которых переданы эпизоды из детской жизни.

        Специально для детей написано сравнительно небольшое количество картин, но в детских книгах есть много высокохудожественных и педагогических ценных иллюстраций, созданных лучшими художниками.

        Для детей издаются иллюстративные книги русских классиков, сборники произведений народного творчества, книжки-картинки.

        Иллюстрации к детской книге способствуют лучшему пониманию художественного произведения, повышают к нему интерес.

        Иллюстрации к книге помогают пристальнее вглядываться в окружающую действительность, расширяют круг детских представлений о тех предметах и явлениях, которые далеки от рёбенка.

        Занятия по картинкам имеют большое значение для развития речи детей.

        У ребёнка иногда имеется в запасе много слов, но он не связывает слова с предметами. При помощи картинки или книжки-картинки взрослые помогают детям узнавать и называть предметы, уточняя и обогащая словарь ребёнка.

        Постепенно взрослые учат ребёнка не ограничиваться перечислением указанных на картинке предметов, а рассказать об её содержании. Очень важно использовать эти занятия для преодоления у некоторых детей неразговорчивости, застенчивости, так как молчаливость мешает им дружить со сверстниками, создаёт впоследствии большие трудности в учёбе.

        Читая рассказы, очерки, стихотворения и рассматривая с детьми картинки к ним, родители не только помогают детям глубже понять содержание прочитанного, увидеть художественную выразительность рисунка, но и способствуют развитию детского воображения, дают толчок к самостоятельному творчеству, к игре.

        Так, прочитав внуку книгу В. Маяковского «Кем быть?» и рассмотрев с ним иллюстрации художника А. Пахомова, дедушка по просьбе мальчика помог организовать игру в доктора: дал «трубочку» врача, вату, «градусник». Ребёнок, играя, часто принимал позу мальчика, изображенного на картинке. В другой раз он играл в кондуктора и шофёра.

        Рассматривание иллюстраций, на которых отчётливо вырисованы здания, сооружения, нередко вызывает у детей желание конструировать.

        Ребёнок многое хочет сделать своими руками, и иллюстрации, подобные тем, какие нарисованы в книге М. Ефетова «Поезд идёт» художниками Н. Петровой и В. Тамби, могут служить толчком к длительным строительным играм. Взрослые должны помочь ребёнку рассмотреть рисунки, а затем предложить строить в соответствии с их содержанием.

        В том случае, когда в детской книге имеются цветные вкладыши, они могут быть использованы для настольного театра. Достаточно вспомнить страницы книги К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве», чтобы представить себе, какое значение для развития детского творчества имеет увлечение самодельным театром.

        Внимание детей старшего дошкольного возраста может быть направлено лишь на те картины, которые они могут почувствовать и понять по аналогии с личным опытом, с тем, что они видели или о чём им читали и рассказывали.

        Дети были в берёзовой роще. После прогулки мать обратила их внимание на картину И. Левитана «Берёзовая роща». Раньше дети как-то не замечали этой картины, хотя она всё время висела на стене. Теперь они стали рассматривать её с интересом, сравнивать с тем, что видели.

        Художественная выразительность картин рассказывается детям только под руководством взрослых.

        Интерес к произведениям развивается постепенно, и под руководством взрослых дети со временем сумеют почувствовать его художественную ценность во всей полноте.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ И КАРТИНОК В ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

        Рассматривая картинки, дети почти всегда выражают вслух свое отношение к изображаемому. В очень редких случаях малыши смотрят картинки молча.

        Взрослые должны поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогать лучше понять содержание картинки, а главное – высказываться по поводу этого содержания.

        Прежде всего детям трех-четырех лет следует давать картинки с изображением тех предметов, которые окружают ребенка, но названия которых он еще или не знает, или знает, но произносит плохо. Кроме того, следует показывать картинки с изображением знакомых ребенку животных, а также отдельных сценок из детской жизни.

        Картинки должны быть художественными; предметы изображены на них ясно, четко, без лишних деталей.

        Рассматривание картинок с изображением детей вызывает нередко подражание героям книги.

        Для пополнения и уточнения словаря детей очень хорошо использовать книжки-картинки с иллюстрациями художницы Н. Ушаковой.

        Книжка-картинка «Игрушки» (стихи А. Барто, рисунки Н. Ушаковой) стала любимой книгой малышей. В ней маленький ребенок с радостью узнает знакомые игрушки и с интересом рассматривает те, которых у него еще нет, но которые будут.

        

Картинки художницы Ушаковой дают простор для развития воображения, речи.

        Вот картинка, где изображен мишка. Про него написано:

                                Уронили мишку на пол,

                                Оторвали мишке лапу –

                                Всё равно его не брошу,

                                Потому что он хороший.

        Рассматривая с детьми картинки, в которых художник рисунком обогащает текст, взрослые могут дать толчок развитию детского воображения.

        Рисунки способствуют и развитию речи, и развитию воображения.

        Чтобы привлечь внимание ребенка к картинке, необходимо учитывать некоторые особенности детского восприятия. Так, многие дошкольники неправильно воспринимают перспективное изображение предметов, передачу движения в рисунке.

        Характер реагирования на картинку определяется ее содержанием и теми художественными средствами, какими она воздействует на ребенка.

        Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать маленького ребенка картинкой, это мысленно поставить его на место того ребенка, который нарисован: малыши любят рассказы о них самих.

        Например, рассматривая иллюстрацию Ю. Васнецова к сказке «Золотое яичко», ребенок начинает рассказывать о том, каких кур он видел летом на даче и какая ему больше всего нравилась. Плохо, однако, если ребенок ограничивается только                     высказыванием из личного опыта и не воспринимает предложенной картинки. В таких случаях мать, отец или другие взрослые члены семьи постепенно приучают ребенка называть предметы, нарисованные на картинке, рассказать о них.

        Под влиянием речи взрослого ребенок постепенно учится всматриваться в картинку и правильно называть необходимое.

        На примере картинок и иллюстраций можно показать какие приемы должны использовать родители для более глубокого восприятия картинки детьми, для развития мышления, эстетических чувств и нравственных качеств.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».

Какой он, ребенок старшего дошкольного возраста? В этом возрасте в развитии ребенка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением....

Сценарий родительского собрания для родителей детей подготовительной группы «Роль этикета в воспитании детей»

Показать родителям, что этическое воспитание - одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, способного к творческой деятельности; способствовать созданию положительн...

Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста детей

Косультация для родителей "Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста"...

Отцы и дети: роль папы в воспитании детей

Уникальность всех пап в том, что они сами большие дети. Именно отцы знают, как превратить окружающую среду в огромное развивающее пространство и научить чадо понимать причинно-следственные связи, пото...

Консультация для родителей детей 2-3 лет «Роль книги в воспитании детей дошкольного возраста»

Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим...