Готовность ребёнка к школе
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Денисова Ольга Николаевна

Материал о показателях готовности дошкольников к школе. Будет полезен воспитателям, родителям, педагогам-психологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_gotovnost_k_shkole.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Аннушка» города Смоленска

ЧТО ТАКОЕ «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?»

Выполнила:

Старший воспитатель, педагог-психолог МБДОУ ДС №16 «Аннушка»

Денисова Ольга Николаевна


  1. Что такое «готовность к школе»?
  2. Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться (Л. Венгер)
  3. Чтобы ответить на вопрос о готовности к школе и как сделать правильный выбор, необходимо соотнести возможности и потребности ребёнка с имеющимися вариантами выбора. То есть «формула» правильного выбора будет выглядеть так:

ВОЗМОЖНОСТИ (могу)+ИНТЕРЕСЫ(хочу)+ПОТРЕБНОСТИ

(нуждаюсь) ребёнка и варианты выбора = правильное решение

  1. Готовность к школе – это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:

1)ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

2)ЛИЧНОСТНАЯ И

СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

3)ЭМОЦИОНАЛЬНО-

ВОЛЕВАЯ

4)ФИЗИЧЕСКАЯ

5. Интеллектуальная готовность:

Ориентировка ребёнка в окружающем, запас его знаний

Желание узнать новое, любознательность

Сенсорное развитие

Развитие образных представлений

Развитие речи и мышления

Смысловое запоминание

6. Личностная и социально-психологическая готовность

Принятие позиции школьника

Положительное отношение к учёбе

Потребность в общении, умение подчиняться правилам

Способность устанавливать отношения с другими  детьми и взрослыми

Способность действовать совместно с другими

7. Эмоционально-волевая готовность

Способность управлять своими эмоциями и поведением

Умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нём

Стремление преодолевать трудности

Стремление к достижению результата своей деятельности

8. Физическая готовность

Состояние здоровья

Физическое развитие

Развитие анализаторных систем

Развитие мелких групп мышц

Координация движений в соответствии с возрастной нормой

Готовность организма ребёнка к учебным нагрузкам

9. Как организовать процесс подготовки ребёнка к школе?

Как правило, многие родители считают, что ребёнок многого не умеет того, что по их мнению очень важно для успешной учёбы в школе. Тут надо сказать главное: ДОРОГИЕ родители! Не стоит, засучив рукава, бросаться в бой и учить, учить, учить ребёнка, ущемляя его свободное время, необходимое ему для игр и развития. НО готовить ребёнка к школе конечно же необходимо. Большую неоценимую помощь в этом оказывают дошкольные учреждения. Но и родителям необходимо заниматься с детьми.

Чтобы занятия не превратились в пытку, несколько советов от практикующих психологов:

10й слайд:

  • заниматься с ребёнком  нужно так, чтобы ему было

    интересно и комфортно

Не должны длиться более 35 минут, с 2мя физкультминутками, главный показатель того, что вы всё делаете правильно, - ребёнок не устаёт и хочет заниматься дальше.

  • такие занятия нужно организовывать 2 раза в неделю,

    дополняя их познавательными играми и мероприятиями

    выходного дня (поход в музей, театр, экскурсия, совместный просмотр фильма, мультфильма)

 

  • занимайтесь с ребёнком сами, если вам это действительно

   приятно и интересно

а главное – вы способны сохранять спокойствие и доброжелательность от начала и до конца занятия. Если это вам не удаётся, придётся обращаться к профессионалам.

  • чтобы занятие было интересным заранее подготовьте всё

   необходимое: карандаши, бумагу, альбом, тетрадь. Для дошкольника важен внешний антураж: красивые, новые, неожиданные предметы, уютное и удобное рабочее место

           

            начинайте занятие с интриги, загадки .Фантазия и изобретательность – ваши помощники в , способные помочь , привлечь внимание самого непоседливого малыша

           

             в конце занятия обязательно подведите итог

, спросив у ребёнка чем он занимался, что ему понравилось, что узнал нового    эти вопросы позволяют ребёнку отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, знаний

  • для закрепления изученного можно, чтобы ребёнок

   самое интересное задание предложил кому-то из родных, побывать в роли учителя – это активный метод усвоения знаний.

11й слайд. Занятия конечно важны, но они лишь часть процесса подготовки ребёнка к школе. Школа потребует от малыша чёткого следования установленным в ней правилам и расписанию.

Важное условие успешной подготовки к школе – соблюдение режима дня.

12й слайд

Итак, что должна включать в себя подготовка к школе:

  • ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ, ИДТИ В ШКОЛУ, СТРЕМЛЕНИЕ УЗНАВАТЬ НОВОЕ

Закрепляйте положительное отношение к школе, поделитесь своими положительными воспоминаниями о школе, никогда не запугивайте ребёнка, рассказывая о школе.

ПРИМЕРЫ:

-«Хочу, потому что мне купят новый ранец, пенал, карандаши, одежду».

- «Хочу, чтобы потом пойти в университет и стать милиционером, а, если не стану милиционером, то буду скрипачом»

-«Хочу, чтобы много узнать нового»

-«Хочу, чтобы узнать, откуда появилась шаровая молния, в школе мне расскажут»

-«Я уже хожу, и мне надоело»

-«Я не знаю, вдруг 2ку получу»

  • УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ УЧИТЕЛЯ

,выполнять его требования, действовать по образцу. Играя с ребёнком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки и т.д.). Следите, чтобы ребёнок выполнял правила.

  • УМЕНИЕ ДУМАТЬ

Решайте с ребёнком логические задачи: задачи, ребусы, кроссворды.

  • УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ, ДОКАЗЫВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ

Больше общайтесь с ребёнком. Поощрите его желание высказывать свою точку зрения, уважительно относитесь к ней.

  • УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ, ЧИСЛОВОМ РЯДУ

Например, предложите ребёнку назвать «соседей» числа 5 (4 и 6). Играйте в игры, тренирующие ориентировку в пространстве.(право-лево, верх-вниз, раньше-позже)

  • ГОТОВНОСТЬ РУКИ К ПИСЬМУ Развивайте мелкую моторику руки: вместе с ребёнком рисуйте, раскрашивайте, лепите, собирайте мозаику)
  • УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, ВЗРОСЛЫМИ, РОДИТЕЛЯМИ. Организовывайте с ребёнком совместную деятельность, не обсуждайте при нём взрослых, объясняйте ему правила общения с учителем и другими взрослыми людьми. Уважайте права ребёнка, предъявляйте разумные требования, чаще отмечайте его хорошие поступки. Научитесь понимать своего ребёнка.

  • ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ И ДРУГИМ. УВАЖАТЬ других людей, действовать согласно правилам, всеобщим требованиям

  • ХОРОШЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Физические упражнения, зарядка, танцы под музыку, игры на свежем воздухе, бассейн, лыжи, велосипед

ЧТЕНИЕ. Назвать звук, с которого начинается слово. «Первый звук в слове «башня» Б. Иначе будут трудности при слиянии при чтении. Букву мы пишем и читаем, а звук мы слышим и произносим. Должен различать слово и предложение. Очень важно уметь делить слова на слоги) МА-МА, МО-ЛО-КО (прохлопать). Слог, который выделяется при произнесении ударный.

13й слайд. Заканчивая наш сегодняшний разговор о таком важном и замечательном этапе в жизни ребёнка и его родителей – начале обучения в школе хочется сказать

14й слайд и пожелать:

15й слайд. УСПЕХОВ В УЧЁБЕ ВАМ и ВАШИМ ДЕТЯМ!

 16й слайд. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список использованной литературы:

  1. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога,  Феникс. Ростов-на-Дону, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»

Цель:  организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...

Консультация для родителей "Подготовка к школе. Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?"

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер    Готовн...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....