Консультация для родителей.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей
Консультация для родителей.
«Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи детей».
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Речевые отклонения возникают в раннем возрасте и их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. М. М. Кольцова, которая исследовав детскую речь, отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Конечно же, развитие мелкой моторики – это не единственный фактор, который способствует развитию речи. Если у ребёнка будет очень хорошо развита моторика, но с ребенком не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Поэтому речь ребенка надо развивать в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать книги ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети очень любят рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью:
1. пальчиковой гимнастики, при этом хорошо использовать стихи, песенки, потешки, сказки,
2. с помощью массажа с растиранием пальчиков и массажёрами для рук,
3. с помощью игр с природным материалом, таким как орехи, шишки, каштаны, крупа, можно использовать в играх с ребенком предметы домашнего обихода,
4. пальчиковый театр,
5. народные игры с ладошками.
Очень хорошо развивают моторику занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация) .
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствуют не только развитию речи, а еще и развитию повышения внимания, воображения и работоспособности детей.
Игры, в которые родители могут играть с ребенком дома.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых присутствуют мелкие детали. Например, выкладывание узоров из бусин, нанизывание бусин на леску, перебирание крупы, выкладывание геометрических фигур из цветных палочек, рисование пальчиками на крупе и. т. д.
Игра с крупой.
Насыпьте в тарелочку горох, с какой либо другой крупой и предложите ребенку отсортировать горох от крупы в другую тарелочку
Игра с грецкими орехами.
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и при этом приговаривает слова: Я катаю свой орех, что бы стал круглее всех.
Игра с массажными мячиками.
Ребенок катает мячик одной рукой по ручкам и по ножкам и при этом приговаривает слова: Тише мяч не торопись,
Ты по ручкам прокатись,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.
Игра с карандашами.
Манипуляции с цветными карандашами: зажимать карандаш между соседними пальцами, усложнение – совершать колебательные движения карандашом.
Я иголки не боюсь.
Предложить ребенку нанизывать пуговицы разного диаметра и цвета на иголку с тупым концом.
Чудо – прищепки.
При помощи прищепок, можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику или кактусу – иголки, павлину - разноцветный хвост и т. п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения) .
Упражнения для тренировки тонких движений рук без речевого сопровождения:
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
«Слоненок» - (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу.
«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
Также хорошо использовать пальчиковые игры с речевым сопровождением.
Вот несколько примеров пальчиковых игр.
«Дерево»
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
«Домик»
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
«Дружат наши пальчики»
Дружат наши детки,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Пальцы правой руки поочередно постукивают по пальцам левой руки, начиная с большого.
«Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка как ладошка.
Левая река в кулачок, сверху опускается ладошка правой руки.
«Рыбки»
Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.
Рыбки весело плескались,
В чистой светленькой реке
То сожмутся, разожмутся,
То закружатся в воде.
Ладошки как бы ударяют по воде. Пальчики сжимаются в кулачок, то разжимаются. Винтообразные движения.
Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.
Список используемой литературы:
1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М., 2002.
3. Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова И. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.
4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
5. Мадышева Е, Машин Л. Домашняя школа Монтессори. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...