Доклад на тему: "Формы сотрудничества ДОУ с родителями по формированию основ здорового образа жизни"
методическая разработка (старшая группа) на тему
В докладе изложены элементы здорового образа жизни, этапы взаимодействия воспитателя с родителями, показаны модели общения родителей с детьми и способы предотвращения психотравмирующих ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ОДОД ГБСКОУ школа № 13
Приморского района
Санкт-Петербурга
ДОКЛАД
Тема:
«Формы сотрудничества ДОУ с родителями по
формированию основ ЗОЖ»
Исполнитель:
педагог высшей категории,
валеолог
Громашевская Лариса Юрьевна
Санкт-Петербург
2013 г.
Доклад по теме:
ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ ЗОЖ
При анализе состояния здоровья дошкольников, проведенного в рамках научных исследований, установлено, что здоровыми можно считать только 5% детей в возрасте 5-6 лет (1-я группа здоровья), имеют те или иные нарушения -42% (2-я группа ), страдают хроническими болезнями - 53% (3-я и 4-я группы).
ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».
Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Януш Корчак писал: «Взрослым кажется что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно также, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать».
Впервые о необходимости культуры здоровья и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач И.И. Мечников. Он считал , что самое главное – научить человека правильному , безошибочному выбору в любой ситуации, только полезному, соответствующему здоровью и отказа от всего вредного.
Содружество медицины и педагогики накопило достаточный опыт здоровьесбережения, формирования здорового образа жизни человека (ЗОЖ). Создатели методик и технологий ЗОЖ , мои учителя – Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, В.И. Сыренский, Л.Г.Татарникова, а также Ю.Ф.Змановский показали, что формирование ребенка успешно идет там, где основу составляет положительный фундамент, сформированный в семье с самого его рождения . Знание этого фундамента помогает педагогу осуществить индивидуальный подход на основе личностно-ориентированной реакции на конкретного ребенка.
Один из основных документов – Концепция дошкольного воспитания – указывает, что семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт, - интимно-личностную связь и исходное единство с родными.
Но сегодня не секрет и то, что далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые знания.
Есть и еще одна проблема, вызывающая тревогу: насколько мы, педагоги, заранее информированы о семье, из которой к нам поступает ребенок, какими предварительными сведениями о своем будущем воспитаннике владеем.
Что же нужно делать, чтобы лучше узнать о физическом состоянии ребенка, а также об особенностях его психического развития (начало формирования активной речи, развития движений и других показателей). Кроме этого, важен и учет эмоциональной сферы, возможности появления как положительных, так и отрицательных эмоций (среди взрослых и сверстников). Ответ понятен: необходимо взаимодействие с членами семьи, анализ образа жизни каждого из членов и влияние его на ребенка.
По данным кандидата педагогических наук Т.А Репиной, 50% детей отдают предпочтение общению с матерью, 31% - с отцом, 13% - с бабушками и дедушками, 2% - с братьями и сестрами. Но слушаются в семье разных членов по-разному: отца – 39%, а бабушек и дедушек – 2,5% . Капризничают: 35% - у матери, 46% - у бабушки с дедушкой, 15% - у отца.
Анализ причин разного отношения ребенка к членам семьи показывает зависимость поведения от методов и условий воспитания. Не редко даже в одной семье отсутствует единство и постоянство воспитательных приемов. Это приводит к срыву нервной деятельности (в 55% случаев обнаруживается двойственное поведение ребенка в детском саду и семье) и необходимость перестраивать свое поведение зачастую для ребенка непосильная задача. Патогенное значение имеют не острые, а затяжные психические травмы или психотравмирующие ситуации.
Что мы, педагоги, можем сделать для решения этой проблемы? Как провести наблюдения и корректировки поведения взрослых в семье? А ведь это целый раздел педагогики взаимодействия. Изучая семью, мы обнаружим две основные модели взаимодействия взрослого с ребенком. Первая модель – дисциплинарное общение:
Способы общения взрослого | Тактика поведения взрослого | Ведущий лозунг общения |
Наставления | Опека | «Делай как я» |
Запрет | Диктат | «Не смей…» |
Требования | «Раз сказала, два сказала…» | |
Угрозы, нотации, окрик | «Сколько раз тебе говорить?!...» | |
Наказание | «Встань в угол …» |
В поведении ребенка при такой модели общения наблюдаются: - реактивность; отказ выполнять требования взрослого или покорность. Результат: дети растут боязливыми, несмелыми, безынициативными.
Вторая модель – личностно-ориентированное общение:
Способы общения взрослого | Тактика поведения взрослого | Ведущий лозунг общения |
Понимание состояния, настроения ребенка, признание его просьб, желаний | Обеспечение чувства психологической защищенности | «Я рядом, мы вместе, я тебе помогу» |
Принятие ребенка как личности на основе развития и учета индивидуальности | Содействие развитию личности ребенка | « Я вижу, что ты старался, поэтому получилось хорошо…», «Ты прав, но почему ты так думаешь?...» |
В результате такого взаимодействия мы отмечаем: - расширение степени свободы ребенка (развитие воображения, мышления); снятие страха перед неудачей, насмешкой; развитие способностей, перспектив.
Для достижения единства между общественным (ДОУ) и семейным воспитанием необходимо педагогическое просвещение родителей. Исследования показывают избирательное отношение родителей к различным формам просвещения. Так, например: - 15% положительно оценивают лекции, 40% - изучение материалов в папках-передвижках и родительских уголках, 60% - родительские собрания, 95% отдают предпочтение индивидуальным консультациям.
Говоря сегодня о содружестве детского сада и семьи, нельзя обойти вниманием еще одну проблему. Это, так называемая «методика контактного взаимодействия педагога с родителями». Предлагается работа, состоящая из нескольких этапов:
1 этап. Поиск контактов, первые встречи, выработка желания общаться. Какие советы здесь можно дать воспитателю? На этой стадии особенно важно проявить педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, боязнь оттолкнуть непродуманными вопросами.
2 этап. Вместе придумаем, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркнув неповторимость его индивидуальности, с которой надо считаться. Вместе с тем, здесь уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в его поведении.
3 этап. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Надо побудить родителей высказывать свои взгляды на воспитание и назвать используемые ими методы в общении со своим сыном, дочерью. Мнения родителей необходимо выслушать и не опровергать. А постепенно предлагать свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки единых требований.
4 этап. Укрепление сотрудничества в достижении общей цели. Стороны взаимодействуют, определяют общие цели и задачи. Возможны споры, несогласие; важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
5 этап. Реализация достигнутых договоренностей. Педагог, не демонстрируя свою всесильность и непогрешимость, доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе и на перевоспитание ребенка, коррекцию его поведения.
6 этап. Совершенствование сотрудничества. Анализ процесса сотрудничества. Как и на предыдущих этапах нецелесообразно предлагать готовые решения. Ускорение процесса может повлечь за собой разрыв отношений.
Пройдя все этапы, я, как педагог, инициирую здоровый образ жизни в семье. Родители могут получить помощь и поддержку, выбрать любую форму общения (родительские собрания, индивидуальные устные консультации, «Почта вопросов и ответов» в консультационной папке «Здоровье ваших детей», папки-передвижки и информационные стенды. Так, например, на данном этапе родители получили (в различных формах) знания о составляющих понятия «здоровый образ жизни». Это – использование вариативных режимов дня (возрастной, щадящий, индивидуальный, восстановительный), физическое воспитание (утренняя гимнастика, физкультура на воздухе, в закрытом помещении, различные виды гимнастик: дыхательная, зрительная, пальчиковая, корригирующая, подвижные и спортивные игры, плавание и занятия спортом), закаливание (световоздушные и солнечные ванны, обливание, обширное умывание), здоровое питание (стандартная возрастная диета, индивидуальное питание), психологическое сопровождение (комфортный психологический климат в семье и ДОУ, положительная эмоциональная мотивация всех видов детской деятельности, духовное и нравственное воспитание), валеологическое воспитание (получение возрастных знаний о человеке и его здоровье), профилактика заболеваний (правила личной гигиены, гигиена питания, соответствие одежды ребенка и погоды и пр.). Проведена презентация валеологической литературы, лекция о нетрадиционных видах формирования здоровья, таких как фитотерапия, аромотерапия, рефлексотерапия, а также цвето-, изо- и музыкотерапия; право их применения специалистами для детей дошкольного возраста и результаты (к сожалению, без статистических данных).
Кроме традиционных форм сотрудничества, современные родители имеют доступ к педагогической информации в СМИ, интернет-сайтах, но в этих источниках они не найдут информацию именно о своем ребенке, особенностях его развития. В прошлом году наши родители создали свой групповой сайт, но пожелали, чтобы он был закрытым. Опыт показывает, что родители стремятся к конфиденциальности общения и нам, педагогам, нужно отвечать на этот запрос разработкой новых, современных форм взаимодействия, возможно, это будет личный электронный почтовый ящик воспитателя, переписка по интересам и т.п.
За два предыдущих года наша группа получила большой опыт совместной деятельности с родителями по теме «Здоровье наших детей». Кроме различных форм просветительско-информационной работы, мы организовали конкурсы совместных работ в форме фотовыставок («Как мы отдыхаем», «Папа, мама, я – дружная семья», «Когда мой папа был маленьким»), создавали коллажи («Настроение») и инсталляции на тему «Здоровье». Мне очень понравилась работа Семидоцкого Алеши и его мамы, занявшая первое место. На большом листе ватмана – парусник «Закаленный», на парусах которого написаны заповеди здорового образа жизни. Хочется, чтобы такой парусник был в каждой семье и в паруса дул ветер здоровья, любви и добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника
перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника...
Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни детей 2-ой разновозрастной группы (от 1-3 лет)
Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни детей 2-ой разновозрастной группы (от 1-3 лет)...
Памятка для родителей по формированию основ здорового образа жизни у детей в летний период.
Памяткадля родителей по формированию основ здорового образажизни у детей в летний период.1.Любите своего ребенка и себя!2.Начинайте каждый день с улыбки и утренней гимнастики.3.Соблюдайте режим дня.4....
Памятка для родителей по формированию основ здорового образа жизни у детей
Дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирование двигательной активности и самым благоприятным. Дети обладают, богатым творческим воображением, познавательной активностью, интерес...
Родительское собрание-практикум во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 4-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»
Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи здорового образа жизни детей....
Презентация "Родительский клуб" как эффективная форма работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни и культуры здоровья»
Одной из распространенных и действенных форм взаимодействия с родителями является работа в родительских клубах. Участие родителей в работе клуба поможет сплотить родительский коллектив и настроить их ...
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 6-го года жизни. Формирование социальной компетентности родителей в формировании основ здорового образа жизни»
Родительское собрание поможет выделить основные направления в формировании здорового образа жизни на данный возрастной период; показать роль семьи в формировании здорового образа жизни; повысить урове...