«Приобщение детей и родителей к народным традициям»
консультация по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_i_roditeley_k_narodnym_traditsiyam.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приобщение детей и родителей к народным традициям»
Музыкальный руководитель МБДОУ №1
Шеленговская Эллина Анатольевна
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,
без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,
без духовности нет личности, без личности - нет народа как
исторической личности».
Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации своей деятельности. Они помогают вырабатывать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями.
Дошкольный возраст - это время становления личности ребенка, формирования основ его самосознания и индивидуальности. Именно поэтому в этот период нужно формировать такие важные черты, как любовь к родному краю, к Родине, истории России, уважение к людям другой национальности. А для этого нам необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, соприкоснуться с тем как жили наши предки, какие соблюдали обычаи... Воспитание гражданина и патриота, не может быть успешно решено, если человек не владеет духовным богатством своего народа. Необходимо как можно раньше учить ребенка впитывать культуру своего народа через песни, потешки, игры-забавы, пословицы, сказки, произведения народного искусства.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о смелости, чести, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область устного народного творчества представляет собой одно из важнейших средств народной педагогики.
Русские люди были убеждены, что слово обладает особой силой воздействия на человека и природу.
Пчёлушки, серые, малые,
Крылышки алые, носики вострые,
Сами пёстрые. В поле идут,
Гудут, гудут, в поля идут, медок несут.
Так, например, приговаривали дети, проходя мимо ульев и заговаривая обильный сбор мёда пчёлами.
Слово, соединённое с музыкой и движением, обладало ещё большей
силой. Поэтому огромную роль в народных традициях играли песня, музыкальный инструмент, ритмические пляски, притопывания. Обрядовые песни описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
Весна красна, тёплое летечко! Люли - люли, тёплое летечко. Весна красна, что же ты нам вынесла? Люли -люли, что же ты нам вынесла? | Малым деточкам по яичечку, Люли - люли, по яичечку, Красным девушкам по женишечку, Люли - люли, по женишечку. |
Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках. Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла ещё во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Ценность народных традиций в совместной деятельности взрослых и детей, в передаче жизненного опыта от старших к младшим.
Работу я начала с анкетирования родителей.
Цель - узнать насколько часто родители используют в своей жизни русское народное творчество.
Анкетирование показало что:
80% родителей читают детям на ночь сказки;
15% родителей используют в повседневной жизни малые фольклорные формы;
20% - рассказывают детям о старинных традициях, праздниках; 65% - имеют свои семейные традиции;
75% - имеют представление о русских народных промыслах, но лишь 20% могут рассказать о них.
рекомендации для родителей:
- Во время засыпания: колыбельная песня или добрая сказка;
- Во время пробуждения: «Солнышко - колоколнышко»; «Петя - Петя -петушок - золотой гребешок»',
- Во время причесывания: «Расти коса до пояса»;
Мы ногами топ, топ, Мы руками хлоп, хлоп, Мы глазами миг, миг Мы плечами чик, чик Раз сюда, два сюда (повороты туловища вправо и влево) Повернись вокруг себя Раз присели, два привстали | Сели-встали, сели-встали Словно Ванькой-встанькой стали А потом пустились вскачь (бег по кругу) Словно мой упругий мяч 1-2-1-2 (упражнения на восстановление дыхания) Вот и кончилась игра. |
- Во время умывания: «Водичка - водичка», «Кран откройся - нос умойся», «С гуся вода, а с дочурки худоба».
Во время умывания и мытья рук исполняли такие потешки как :
Водичка, водичка - умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтобы кусался зубок, чтобы смеялся роток.
Во время завтрака, обеда и полдника мы так же исполняли потешки, например:
Утка-утенка, мышка-мышонка, кошка-котенка зовут на обед
Утки поели, а вы еще нет? Где ваши ложки? Ешьте на здоровьице!
Укладывая детей спать, тоже не обходятся без потешки:
Эй вы глазки, эй вы ушки
Вас положим на подушки
Полежите, полежите
Отдохните и поспите.
Маленькие заиньки захотели баиньки,
Захотели баиньки, потому что заиньки
Потешки звучат как ласковый говорок, выражают доброту, нежность, заботу. Дети настраиваются на спокойный лад, успокаиваются и быстро засыпают. Во время задания дети знакомятся с устным народным творчеством: сказки: Теремок», Маша и Медведь», «Семеро козлят», благодаря сказкам дети знакомятся с добром и злом.
В игре используются пальчиковые игры:
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - я, А это вся моя семья. | Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик уже вздремнул, Этот пальчик уже заснул, А ты, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди! |
Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение " Приобщение детей и родителей к народным традициям"
Практический материал для музыкальных руководителей, воспитателей...
«Приобщение детей и родителей к народному искусству»
Говоря о декоративно-прикладном искусстве любого народа, перед зрителем прежде всего предстает народный костюм, во всем своем величии и красоте....
Проект родительского собрания на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям в условиях ФГОС»Воспитатель Лопандина Надежда Павловна
Познакомить родителей со значением приобщения детей к народным традициям...
Папка- передвижка для родителей на тему: «Приобщение детей и родителей к народному декоративно–прикладному искусству.»
laquo;К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»А. В. Салтыков Декоративно-прикладное искусство является едва...
"Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям через русские народные игры"
Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Начинать знакомить с народными традициями необходимо с младшего дошкольного возраста.Одним из эффективных, увлекательных и доступных...
Русские народные игры как средство приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям
XXI век - время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскуднения личности....
Семинар - практикум: «Формирование экологической культуры через приобщение детей к социокультурным ценностям, народным традициям»
Развитие человечества в конце XX и начале XXI веков характеризуется наличием глубоких противоречий между обществом и природой, вызвавших тяжелый социально-экологический кризис. Пропагандируемый в сове...