Родительское собрание «Чтобы адаптация к школе прошла успешно»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Филатова Евгения Николаевна

Материал предназначен для воспитателей подготовительных групп, также может быть полезным для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Чтобы адаптация к школе прошла успешно»

Задачи:

- формировать у родителей более полное представление о психологическом портрете первоклассника, о критериях готовности ребенка к школьному обучению;

- познакомить с правилами и условиями организации адаптационного периода;

- показать типичные трудности, которые испытывает ребенок в период адаптации;

- предложить практические советы по организации общения с будущим первоклассником.

1. Вступительная беседа.         

Педагог благодарит родителей за сотрудничество в течение учебного года при подготовке ребенка к школьному обучению и подчеркивает, что только совместными усилиями, координируя работу, можно успешно решить  оставленные задачи Родителям предлагают задуматься о том, достаточно ли они уделяли и уделяют внимания ребенку; проводят ли занятия; руководствуются ли советами, рекомендациями; какие успехи и трудности на сегодняшний день могут отметить в поведении и развитии будущего первоклассника (свободное обсуждение).

Обобщая суждения родителей, педагог предлагает коллективно создать портрет идеального первоклассника, т.е. конкретно перечислить те показатели готовности, к которым и педагоги, и родители так стремятся подвести ребенка.

  1.  Создание психологического портрета идеального первоклассника.

Все суждения родителей фиксируются на доске; педагог их обобщает, выстраивает в определенную систему и зачитывает; затем предлагает сопоставить созданный портрет с портретом идеального первоклассника (по основным показателям), предложенного Е.В. Шитовой.

  1.  Беседа о значимости организации рабочего места для будущего первоклассника, а также о необходимости приучения ребенка к его содержанию в порядке.

С поступлением в школу должно измениться положение ребенка в семье. У него появятся новые права и обязанности, и все члены семьи должны учитывать это и стараться относиться к нему как к взрослому.

Примерные вопросы для беседы:

  • Как вы считаете, необходимо ли первокласснику для выполнения домашних заданий собственное рабочее место?
  • Следует ли его готовить заранее до поступления ребенка в школу? Поясните свой ответ.

В процессе беседы педагог подводит взрослых к мысли, что у ребенка обязательно должен быть свой стол, где он будет делать уроки. Этот вопрос желательно в семье решать заранее, поскольку необходимо приучать ребенка следить за порядком на рабочем столе, а сам процесс его оборудования несколько повышает моти-вационный компонент. Хорошо оборудованное рабочее место первоклассника, наличие школьных аксессуаров являются дополнительно внешним стимулом к обучению в школе. Педагог предлагает подумать, где и как оборудовать для ребенка такой уголок. Желательно, чтобы было тихое, спокойное место в доме, где первокласснику никто не мешал бы заниматься.

Пожелания взрослым.

  • Постоянно контролируйте расстояние от рабочей поверхности стола до глаз ребенка, следите за умением держать пишущий предмет, правильностью посадки, тем самым предотвратите развитие близорукости.
  • Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи: книги, тетради, карандаши, ручки...; поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте.
  • Не берите без разрешения ребенка что-либо на рабочем столе.
  • Приучайте ребенка еженедельно поливать комнатные растения, находящиеся в его комнате.
  • Частично предоставьте ребенку возможность проявить самостоятельность в определении места какой-либо вещи, предмета интерьера в своем уголке.
  • Поставьте на рабочий стол настольную лампу, чтобы ребенок не напрягал зрение (мощность лампочки должна быть 40-60 Ватт).

Примечание. При покупке мебели следует помнить, что высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка: стол должен быть выше локтя ребенка, стоящего рядом на 2-3 см. Слишком низкий стол приведет к нарушению осанки, высокий — к исправлению позвоночника. Стол следует поставить по отношению к окну таким образом, чтобы дневной свет падал слева, тогда тень от руки не будет лежать на тетради. Желательно приобрести подставку для ног.

5. Знакомство родителей с условиями успешной адаптации ребенка к школе.

Естественно, период адаптации отражается не только на ребенке, но и на всех членах семьи (хотя это не каждый может осознавать). Чтобы первокласснику привыкнуть к новым условиям, а семье к новому ритму жизни, потребуется время. Жизнь семьи стабилизируется, когда первоклассник окончательно примет на себя роль школьника, а родители почувствуют себя родителями ученика.

Чтобы с первых дней пребывания ребенка в школе предупредить физиологические трудности адаптации, необходимо соблюдать ряд условий:

  • заранее (как минимум за месяц) внести определенные изменения в режим дня ребенка, приблизив его к школьному режиму. Особенно это касается времени, отводимого на сон;
  • постоянно наблюдать за правильной позой во время работы за столом с целью предупреждения близорукости, искривления позвоночника;
  • организовать правильный режим полноценного питания;
  • создавать условия для развития двигательной активности;
  • уделять внимание закаливанию организма ребенка (следить за тем, чтобы он регулярно принимал воздушные, солнечные ванны; водные процедуры);
  • воспитывать чувство ответственности за сохранение собственного здоровья.

Примечание. В период адаптации следует особенно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья ребенка, его поведения, сна, аппетита; общим самочувствием. При появлении первых признаков заболевания необходимо обращаться к врачу.

Для ношения школьных принадлежностей лучше подойдет рюкзачок — его ребенок носит за плечами, это вырабатывает правильную осанку и развивает грудную клетку.

К психологическим условиям адаптации ребенка к школе относятся:

  • создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи; недопустимость критики, запугивания, физических мер воздействия;
  • формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
  • установление контакта с учителем, одноклассниками;

периодическая возможность общения с кем-либо из одноклассников после школы;

  • учитывание взрослыми типа темперамента ребенка (быстрый или медлительный; эмоциональный или нет), недопустимость наказания за привычный стиль поведения;
  • поощрение ребенка, моральное стимулирование, но не только за учебные успехи;
  • привитие навыков самостоятельности, самоконтроля, самооценки.

6. Консультирование родителей по вопросу выбора школы для ребенка. Педагог поясняет родителям, что правильный выбор школы для ребенка является важным моментом его обучения.

При выборе школы необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • Родители должны узнать, по каким программам идет обучение в той или иной школе, какова степень трудности при ее усвоении; задуматься, а какую цель они преследуют и чего ожидают от школьного обучения своего ребенка — основательных знаний, развития творческих способностей, ориентации на какую-либо специализацию (иностранный язык, математические знания и т.д.) или же обучения без каких-либо дополнительных нагрузок.
  • Необходимо поинтересоваться, проводится ли отбор детей при поступлении в ту или иную школу, если да, то в какие сроки, по каким критериям, кто его проводит.
  • Следует учитывать, какова будет доля участия родителей (или других членов семьи) в учебе ребенка, оказании помощи при выполнении домашних заданий, контроля самостоятельной деятельности детей во второй половине дня. Может быть, необходима группа продленного дня? Тогда следует отдать предпочтение той школе, где она имеется.
  • При выборе специализации (математика, иностранный язык и пр.) необходимо считаться с интересами, склонностями, желаниями и возможностями ребенка. Если малышу тяжело дается усвоение дополнительных дисциплин, то необходимо отказаться от выбранной специализации.
  • Необходимо учитывать не только статус школы и уровень обучения, но и профессиональные и личностные качества учителя.
  • Следует поинтересоваться, снабжает ли школа своих учеников учебниками или придется покупать их самостоятельно.

Соотнести все предполагаемые расходы (в том числе дополнительные платные услуги) со своими финансовыми возможностями.

  • Важно учитывать физические возможности здоровья ребенка, недопустима чрезмерная нагрузка на его организм. Поэтому важным является следующее: далеко или близко находится школа, как долго ребенок будет добираться домой, не будет ли это для него утомительно.
  • Необходимо побеседовать с родителями, чьи дети учились в данной школе, у этого учителя; может быть, это поможет сделать более осознанный выбор.

7. Полезные советы родителям будущих первоклассников.

О чем следует сказать учителю:

  • о проблемах здоровья ребенка (наличии хронических заболеваний, нарушений слуха, зрения и пр.);
  • об имеющихся отклонениях в поведении (быстро отвлекается, утомляется, легко возбудим, раздражителен и пр.);
  • об индивидуальных особенностях (левша, ленив, не произносит отдельные звуки, заикается, плохо запоминает и пр.).

Было бы хорошо, если бы:

  • требования, предъявляемые в школе, совпадали с теми, которые установлены дома, или не очень сильно отличались;
  • существующие разногласия обсуждались совместно с учителем без ребенка, и вырабатывалась приемлемая линия совместного поведения;
  • взрослые помнили о том, что ребенок имеет право на ошибку, так как когда человек учится, у него не сразу может что-то получаться;
  • помогали ребенку соблюдать распорядок дня, оставляя время для игры;
  • поддерживали первоклассника в его желании добиться успеха;
  • перед сном не вспоминали неприятности, не выясняли отношения, не акцентировали внимание на задачах завтрашнего дня;
  • первое время принимали участие в выполнении домашнего задания, в дальнейшем — контролировали работу ребенка, помогали ему, но не делали уроков за него сами;
  • как можно чаще интересовались его школьной жизнью, демонстрировали искреннюю заинтересованность в школьных делах, серьезно относились к первым достижениям и возможным трудностям;
  • подсказывали учителю методы воздействия на ребенка, как лучше поступить в той или иной прогнозируемой ситуации.

Прежде чем садиться за уроки:

  • ребенок должен отдохнуть после школы 2-3 часа;
  • привести в порядок рабочее место (убрать все лишнее на столе, что не относится к выполнению домашнего задания).

Примечание. Лучшее время для приготовления уроков — с 15 до 17 часов.

Технология выполнения домашних заданий:

  • желательно, чтобы ребенок выполнял домашнее задание в одно и то же время;
  • каждый раз ставил цель запомнить надолго;
  • в начале учил предметы, трудные для него, а потом те, что полегче;
  • полезным является чередование разных видов деятельности, например, решение задач, а затем чтение;
  • после 15-20 минут занятий необходимо делать перерывы в 10-15 минут;
  • не нужно учить уроки перед сном, особенно те, которые трудно запомнить; если по объективным причинам ребенок не успел выполнить домашнее задание, то в виде исключения лучше лечь спать раньше, а заняться уроками с утра, встав пораньше;
  • при выполнении домашних заданий необходимо добиваться не скорости их выполнения, а понимания способа решения задачи, содержания текста рассказа и пр.;
  • не позволяйте ребенку откладывать на завтра то, что можно выучить сегодня.

Чтобы ребенок лучше запомнил материал:

  • необходимо читать и пересказывать вслух прочитанное;
  • чтобы лучше запомнить содержание текста, его можно разделить на части, выделив при этом в каждой части основную мысль;
  • материал для запоминания должен быть понятен, для его осмысления необходимо побеседовать о содержании прочитанного;
  • готовить уроки следует сразу в день объяснения нового материала, так как забывание активнее всего происходит в первые 24 часа;
  • перед сном желательно повторить выученное;
  • материал необходимо запоминать небольшими отрывками с перерывами;
  • лучше начинать повторять до того, как материал стал забываться;
  • при повторении не нужно спешить заглядывать в книгу, если что-либо позабыл, а постараться самостоятельно вспомнить.
  1. Подведение итогов.

 Подвести родителей к пониманию, что школьные трудности неизбежны, и то, как их пройдет ребенок, многое зависит от взрослых, от их помощи и поддержки в период адаптации. Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Чем больше наши старания на этапе пред-школьной подготовки, тем лучше показатели адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Чтобы адаптация к школе прошла успешно"

Беседа с родителями об организации рабочего места для будущих первоклассников....

Сообщение к родительскому собранию "Развитие памяти- один из путей успешного обучения в школе"

Сообщение к родительскому собранию "Развитие памяти - один из путей успешного обучения в школе"Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.Непроизвольное зап...

Родительское собрание "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды"

Родительское собрание "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды". Старшая группа....

презентация к родительскому собранию: " проблемы адаптации в школе"

Презентация к родительскому собранию: Проблемы адаптации в школе....

Сценарий родительского собрания во второй младшей группе «Пути успешной адаптации к детскому саду»

В начале собрания необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого педагог может с успехом применять метафору. Метафора, как изв...

Методическая разработка - родительское собрание в подготовительной к школе группе «Трудности адаптации ребенка в школе»

В методической разработке представлен материал по работе с родителями  подготовительной к школе группы на тему "Трудности адаптации ребенка в школе".  Показана  нетрадиционная...