Консультация для родителей "Как начинается детский театр"
консультация (старшая группа) на тему
Как в домашних условиях с детьми изготавливать куклы и самим создавать домашний театр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nachinaetsya_detskiy_teatr.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Как начинается детский театр.
Консультация для родителей.
Задачи: 1 Привлечение родителей в общий творческий процесс детского сада в изготовлении кукол музыкальных инструментов.
2 Определение педагогических задач:
а) развитие у ребёнка творчества и фантазии;
б)формирование нравственных навыков с помощью игры.
в)прививание усидчивости и терпения при выполнении трудоёмкого процесса
С момента, когда Человек ощутил себя на земле Человеком, дети его стали в играх утверждать себя, расширять своё представление о мире. Всем девочкам свойственно баюкать куклу. Куклу, сделанную из оленьего рога и завёрнутую в меха в северном чуме, или деревяшку, одетую в лоскуток шёлковой ткани в кибитке, где – ни будь на юге. Так всегда девочки выражали свои чувства материнства в игре. А мальчики, набрав оловянных солдатиков или, взяв самодельный лук или саблю, играли в охоту, в войну или в казаков-разбойников, утверждая своё кредо мужчины – воина, мужчины – защитника.
Исследователи кукольного театра видят в детских играх один из серьёзных источников нашего дела. Ведь каждый из нас был актёром кукольного театра, когда показывал своим маленьким друзьям импровизированные представления со своими куклами, игрушками. Каждый из нас был режиссёром кукольного театра, когда расставлял на поле оловянных солдатиков, машины или другие игрушки.
Ребёнок тянулся к кукле всегда. Ребёнок играет с куклой и в этой игре он моделирует своё представление о мире, ищет в нём своё место. Иногда ребёнок трансформирует в игре окружающую его жизнь. Иногда под впечатлением услышанной книжки он начинает разыгрывать то, что узнал. Тогда начинается настоящий театр.
Кукольный театр имеет многовековую историю, однако в настоящее время, он, словно заново возродился. Всё большую популярность получает театр среди современных методов педагогики, ведь он не только развлекает детей, но и воспитывает морально и эстетически. Используя кукольный театр в качестве педагогического метода, мы всегда учитываем возраст детей и особенности этого вида искусства, одной из характерных черт которого является зрелищность. Мы не стараемся покупать в магазинах готовые комплекты кукол, т.к. эти стандартные модели не заполняют фантазию детей и оттесняют на второй план детскую способность создавать новые фигуры. Мы считаем, что спектакль, который рождается экспромтом, лучше сумеет разыграть детскую фантазию.
Детская театральная студия «Ласточка» была создана для того, чтобы разыгрывать различные сценки в обрядовых праздниках. Ведь действенное групповое участие напоминает первоначальные народные традиции, связанные с кукольными представлениями. Достаточно вспомнить народную традицию « проводов зимы», когда группа девушек идёт до границы села или до берега речушки, высоко держа куклу, сделанную из соломы. Неодушевлённый предмет в их руках становится живой фигурой, выражающей определённые желания и мысли, а пение масленичных песен, закличек, вождение хороводов усиливает впечатление от праздника. Традиционным в таких праздниках было и изготовление масок, изображающих нечистую силу. Конечно, из-за религиозных соображений дети не надевали таких масок, но изготовление их, вместе со взрослыми – это большой и творческий процесс.
Казалось бы, что самодельные куклы всегда низкого художественного уровня и изготовление их отнимает слишком много времени. Всё это так. Но если у взрослого хорошо развита фантазия, то он сумеет создать определённый эмоциональный настрой, подобрать соответствующий материал для изготовления кукол, выбрать сказку и подобрать музыку и творить чудо вместе с детьми.
Вот чему нас учит удивительная народная педагогика. На руке пять пальцев, но с их помощью можно открыть истины, которые необходимо знать человеку уже с малолетства. Труд – наилучший способ воспитания. Как донести это до ребёнка? Метод словесного поучения не самый действенный и подходящий. Это хорошо знали наши прабабки. Вот они и «основали» детский театр, прекрасно поставив в нём первый спектакль «Сорока – ворона кашу варила». Каждый палец живой персонаж, а вместе они чудесно исполняют свои роли. Четверо детей дружны, с охотой помогают своей матери, а пятый – лентяй… И вот последняя сцена спектакля, его блестящий финал: тот, кто дров не колол, воды не носил, теста не месил, терпит полное поражение, т.е. остаётся ни с чем. Зрителям и слушателям открывается наиважнейшая мораль жизни: кто не работает, тот не ест. Открывается не назойливо, не дидактично, а через поведение и поступки, через наглядность жизненных образов. Какими простыми, какими минимальными средствами доводится до сознания ребёнка истина, на доказательства, которой мы, профессионалы, тратим подчас усилия целых коллективов воспитателей.
Поэтому совместное творчество взрослых и детей в изготовлении кукол из того, что есть под рукой – это тоже традиция, уходящая своими корнями очень далеко в прошлое. Из чего можно сделать кукол?
Бумажные куклы: Это самый простой вид кукол, который создаётся перенесением детского рисунка, изображённого на бумаге в пространство. Имеется много вариантов. Один из них – это куклы, приводимые в движение пальцами. Вырезав два круглых отверстия для пальцев на рисунке или же приклеив узкую бумажную полоску с обратной стороны рисунка, вы приводите в движение с помощью пальцев плоские куклы.
Бумажные куклы на деревянной палочке: Сверху или снизу к плоским бумажным куклам прикрепляются деревянные палочки, которые и приводят изображение в движение.
Куклы, изготовленные из перчаток с бумажной головкой: На цветные перчатки надеваются бумажные головы различных кукол, которые, в зависимости от содержания, можно менять.
Куклы, изготовленные из различных овощей и плодов: Собрать различные плоды или овощи и наколоть их на длинную палочку. Глаза, рот «рисуют» с помощью бобов, гороха, а нос из моркови или же из палочек. Да и сами дети, наверняка заинтересованные занятием, могут предложить оригинальные решения которые потом удивляют неожиданность решения.
Куклы, изготовленные из различных предметов – коробочек, пробок и тому подобное: Дети по своему усмотрению изготавливают куклы и оживляют рассказ взрослого.
Куклы, изготовленные с помощью деревянной ложки: Как правило, дети очень любят эти куклы. Они легко украшаются бумагой, платочками, клочками тряпок. Здесь одно опасение, чтобы дети не увлеклись процессом наряжения. Зрители должны видеть: эти куклы изготовлены из деревянной ложки. Такие куклы приходят в действие посредством вращения.
Выше перечисленные виды кукол, не смотря на разнообразие, имеют общую характерную черту: при движении головы у них не подвижны, они не прыгают вверх и вниз, не могут наклоняться влево или направо, танцевать. И если хочется оживить сказочного героя, то на помощь могут придти так называемые ручные куклы.
Ручные куклы, изготовленные из перчаток или носков: Тут одно примечание: такого рода куклы рекомендуются детям старшего дошкольного возраста, которые уже имеют твёрдые навыки резать, клеить, связывать. Голову для такой куклы можно изготовить из клубочка или тряпочки, набитой ватой. На шаровидную форму наклеиваются глаза, рот. Куклы, конечно, украшают и одевают дети сами. Не забудьте из полоски картона (толщиной 2-3см. длиной 4см.) изготовить, так называемый напёрсточек и установите его вовнутрь головы куклы. С помощью этого картонного напёрсточка ребёнок более уверенно осуществляет движения.
Итак, куклы готовы. Можно приступить к изготовлению декораций. Декорации обычно изготавливают из бумаги. Самые удачные те, которые дети подбирают из окружающих предметов. Например, вершину горы может изобразить вешалка, накрытая жёлтой, зелёной или коричневой тканью. К ней прикрепляют бумажные цветочки и травки. Перевёрнутый стул создаёт видимость дворца. Главное – разыграть воображение детей и их предложения. Ведь только в этом случае они полностью переживут разыгранный вами спектакль.
И, конечно, не забудьте про музыку. Ведь музыка – это тоже действующее лицо в импровизированном спектакле. И не нужны вам никакие специальные инструменты. Ведь их тоже можно придумать вместе с детьми. Нужно только очень внимательно посмотреть вокруг себя и придумать, что – нибудь интересное. Вот что может получиться из самых обычных вещей.
Во-первых, можно взять пустой спичечный коробок и собрать в него много мелких камушков. Когда потрясёшь коробок – камешки звучат. Чем не маракас?
Маракас – самый древний тип ударно-шумовых инструментов индейцев Латинской Америки, распространённых от Антильских островов до Патагонии. Маракас – небольшой пустотелый сосуд из высушенной тыквы или из сплетённых ивовых прутьев, наполненный камешками, сухими семенами и мелкими твёрдыми предметами. Издаёт при потряхивании характерный шум.
Во-вторых, можно взять: а) пустые бутылочки из-под сока, сиропа или пепси; б) нитки или мягкую, гнущуюся проволоку; в) крепкую палку, длина которой будет зависеть от количества бутылочек. Нужно налить в бутылочки разное количество воды (самое большое не выше половины бутылочки), затем осторожно прикрутите горлышко бутылки к палке, но не слишком близко. Если готово, то последним, что необходимо, для инструмента, найти какой-либо металлический стержень. Итак, подобие металлофона у нас уже есть. Назовём его стеклофон.
Металлофон - это инструмент, состоящий из скреплённых металлических полых трубочек или пластинок. Звук на металлофоне извлекается при помощи ударов пластмассовыми палочками. Название инструмента включает в себя два слова: металл и фон (звук).
В третьих, нанизав старые пуговицы на крепкую нитку не слишком плотно, получим «тарахтелку». А если вместо пуговиц нанизать деревянные кружочки от старых счёт, то звучание напомнит трещётку.
Трещётка - трескотуха - русский народный музыкальный инструмент, распространённый в Курской, Тульской и Калужской областях. Представляет собой комплект из 14-20 дубовых, ореховых или кленовых планок. Планки соприкасаются неплотно, благодаря вставленным между ними верхней части деревянным прокладкам. Концы ремешков трещётки берут в обе руки, как гармошку, и резким или плавным движением ударяют планки свободными концами одна о другую и получают щёлкающие звуки.
В четвёртых, если у бабушки где-нибудь припрятана стиральная доска, это будет просто здорово! С помощью деревянного карандаша на ней также можно прекрасно потрещать.
А теперь нужна только ваша фантазия и у вас получится настоящий ударно-шумовой оркестр. И если этот шум правильно организовать, может получиться неплохая музыка, сопровождающая театральные спектакли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С чего начинается сказочный театр...
С раннего детства ребята очень любят сказки. В нашем детском саду мы не только читаем детям, но и даем возможность каждому из них почувствовать себя настоящим артистом в красочных, полных яркими эмоци...
Консультация для родителей: "Детский театр"
Консультация для родителей: "Детский театр"...
Консультация для родителей "Детский театр"
Консультация для родителей "Детский театр"...
Педагогический проект «Все начинается с театра»
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда то он был и нашим миром… Почему почти каждому из нас он кажется внутренн...
Консультация для родителей. «Детский театр в воспитании ребенка»
Для детей 4-х лет и для детей, которые уже пошли в школу детский театр имеет огромное воспитательное значение. Детские спектакли развивают в ребенке и нравственные и культурные качества. Посещение...
Консультация для родителей Тема: «Разнообразие театров в детском саду и дома»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей в детском саду "Театр в жизни ребенка дошкольника
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка....