Воспитание культуры еды.
материал по теме

Трепс Маргарита Евгеньевна

Как учить ребёнка правильно вести себя за столом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_kultury_edy.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание у дошкольника культуры еды

 Как ест ваш ребёнок? Какого его поведение за столом? Умеет ли он пользоваться ножом и вилкой? Лежит ли перед ним салфетка? Знает ли он, что люди оценивают его по манере еды?

Задав себе эти вопросы, осознаёшь важность обучения дошкольника правилам поведения за столом. Начинать это следует как можно раньше. Как только малыш взял в руку ложку и пытается есть сам, мама ласково, спокойно и настойчиво приучает держать её правильно. Постепенно вводятся основные правила: на столе порядок, чистота и красивая сервировка; за стол садятся с чистым лицом и руками; нельзя за столом кричать и много говорить, тем более с полным ртом; есть следует спокойно и не спеша, пользуясь столовыми приборами и салфетками; слова благодарности за еду и совместную трапезу обязательны в конце застолья.

С 5 – 6 лет желательно начать осознанное обучение дошкольника правилам этикета за столом. Этому уделяется большое внимание в детском саду. Задача родителей – соблюдать те же требования к поведению ребёнка, чтобы закрепить в детстве правила, которые нужны человеку всю жизнь. Начинать желательно с красивой и правильной сервировки стола. От неё улучшается аппетит и настроение, она способствует красивому застольному поведению и приятному общению.

Как пользоваться столовыми приборами?

 Различные столовые приборы помогают человеку есть удобно и красиво. Надо с детства приучать ребёнка правильно держать их в руке, так как переучивать сложнее. Ребёнок обычно пользуется одним столовым прибором, который держит в правой руке: ложка или вилка лежит на указательном и среднем пальцах, придерживаемая большим. При этом левой рукой удобно держать тарелку: большой палец лежит на её крае сверху, остальные под ним. Чтобы выглядеть красиво, обе руки за столом либо заняты, либо свободны. Суповую ложку наполняют не до краёв, а чуть меньше, подносят ко рту и выливают содержимое в рот, но не всасывая и не захватывают ложку губами. На это следует обращать внимание, если хотите, чтобы ваш ребёнок ел беззвучно.

С шестилетнего возраста можно вводить навыки еды при помощи ножа и вилки. Обратите внимание на то, что вилка в левой руке, нож – в правой. Оба прибора либо в руках, либо на тарелке, класть их на скатерть нельзя. Вилку зубцами вниз держат большим и средним пальцами, а указательным придерживают её черенок сверху. Также держат нож, лезвием вниз. С помощью ножа и вилки едят всё, что надо разрезать: кусок мяса, колбасы, ветчины, сыра, яичницу, огурец, помидор и т.д. В правилах  красивой еды предусмотрено: как можно меньше брать пищу руками.

Если ребёнок за столом допустил оплошность, не ругайте его, постарайтесь понять причину: ещё не закреплён навык, он волнуется, желая получить похвалу взрослых.

Надо ли обучать ребёнка красивому застольному поведению?

Все мы знаем основные правила поведения за столом: не кричать, не разговаривать, не вертеться, не сорить, не пачкать, не оставлять еду в тарелке и ещё много всяких НЕ. Ребёнку трудно выполнить эти требования. И поговорить хочется, и невозможно сидеть неподвижно, и рад бы не пачкать, да не получается. В некоторых семьях застолье превращается для малыша в мученье и ведёт к сплошным наказаниям. Не волнуйтесь: ваш ребёнок не хуже других, даже если он не может запомнить самые простые правила. Терпение взрослых, их похвала и уверенность в способностях малыша приведут к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.

Основные правила поведения за столом, усваиваемые дошкольниками:

  • ухаживать за мамой, бабушкой, т.е. помогать им;
  • говорить тихо, немного и только когда во рту нет пищи и воды;
  • если угощение не понравилось, то кусочек во рту надо проглотить, от остального можно отказаться;
  • об угощении никогда не говорят плохо, но всегда благодарят за него;
  • на стол не наваливаются и не кладут руки и локти, только кисти рук;
  • нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом;
  • на тарелку одновременно кладут не более одной-двух закусок;
  • края тарелки всегда чистые, на них ничего не кладут.

Если вы просто перечислите эти правила, их трудно будет запомнить. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме доводите их до сознания ребёнка. Играя в дочки-матери, Таня накрыла кукольный обеденный стол. Бабушка заметила: ”А где же салфетки? Давай-ка сошьём их для кукол”. И они вместе сшили маленькие салфетки и ещё скатерть для игрушечного стола. Беседуя с ребёнком, спросите его, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом, что делать, если на тарелке лежат сыр и ветчина, а хочется съесть шпроты, почему нельзя говорить плохо об угощении, как мы благодарим за угощение и т.п. прочитайте и обсудите рассказ М.Потоцкой “Острое поросячье заболевание” о том, как мальчик, не умевший вести себя за столом, превратился в поросёнка.

По материалам книги И.Н.Курочкиной «Культура поведения ребёнка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

Культура здоровья семьи - одно из обязательных условий воспитания культуры здорового ребенка.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. ...

Анализ образовательных программ по вопросу воспитания культуры речевого общения как составляющей культуры поведения детей в средней группе ДОО

В презентации рассматриваются понятия "культура поведения дошкольника", "культура общения", их взаимосвязь. Рассмотрены задачи, содержание образовательной деятельности по вопросу в...

Консультация для воспитателей "Культура здоровья семьи – одно из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка."

Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфер...