"Сказочная куклотерапия"
консультация по теме

Дети часто не осознают свои психологические проблемы как что-то мешающее им жить...                                                                                                                                                                                                                В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников, педагоги всё больше обращают внимание на использование разных видов искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnaya_kukloterapiyakons._dlya_roditeley.odt29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры:

«Сочиняем загадки»

Цель: научить загадывать загадки, придумывая их использовать слова, обозначающие признаки и действия предметов

Задачи: развивать монологическую речь,

- развивать память,

- развивать абстрактное мышление;

- развивать умение подбирать слова, обозначающие признаки и действия предмета;

Взрослый уточняет у детей, какие секреты нужно знать, чтобы придумать загадку по сказкам:

-нельзя называть героя из сказки (или предмет), о которым загадываешь,

-нужно сравнивать с похожим героем,

- называть его действия,

- называть отличительные признаки этого предмета или героя.

Затем просит попробовать сочинить загадку (в качестве подсказки на доске висят картинки по сказкам).

«Сочиняем сказки»

Цель – развитие творческих способностей.

Задачи:

-активизация словарного запаса,

- развитие связной речи,

- развитие мышления.

  Взрослый предлагает ребенку выбрать себе какого-либо персонажа, описать его, придумать ему небольшое приключение и рассказать сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т.д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате…). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название. Самостоятельное определение героя и целей его действий, рассуждения о достигнутых им результатах, формулирование выводов, а также придумывание названия сказки - все это условия нравственного воспитания вашего малыша, условия формирования у него навыков межличностного общения.

«Из какой сказки герой»

Цель – актуализация знаний детей сказок и сказочных героев.

Задачи:

-развитие памяти,

- развитие мышления.

Взрослый: «Сегодня к нам в гости пришла сказка. А про кого эта сказка попробуйте угадать»:

1)Он от дедушки ушел

И от бабушки ушел.

Только, на беду, в лесу

Встретил хитрую Лису.

2) Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

3)Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей.

4)И зайчонок, и волчица -

Все бегут к нему лечиться.

5)В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

 «Угадай сказку»

Цель – актуализация знаний детей сказок.

Задачи:

-развитие памяти,

- развитие мышления.

Педагог зачитывает стихотворные тексты, а дети угадывают сказку.

КОЛОБОК

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? ("Колобок").

РУКАВИЧКА

Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под кустом.

Рада мышка-поскребушка

И зеленая лягушка.

Рад и побегайчик -

Длинноухий зайчик.

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко -

И кабан туда попал,

И лиса, и мишка.

Всем хватило места в нем -

Вот какой чудесный дом.

- Дзинь-ля-ля, - поет синичка, -

Это сказка ("Рукавичка").

МАША И МЕДВЕДЬ

Маша в коробе сидит,

Далеко она глядит.

Кто несет ее, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет ее медведь.

Вместе с пирогами.

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша отдохнуть.

Только Маша не дает

На пенек присесть

И румяный пирожок

По дороге съесть.

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка,

Это - ("Маша) и (медведь").

«Расскажи сказку»

Цель-  развить умение детей рассказывать знакомые сказки.

- развитие памяти,

- развитие внимания,

- развитие речи ребенка.

Перед ребенком выкладываются картинки из знакомой сказки. Ребенок выкладывает их в нужной последовательности и рассказывает сказку.

Консультации для родителей:

                                                      «Сказочная куклотерапия»

Кукла выступает атрибутом детства и детской культуры. Она имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Повторяя человека и отталкиваясь от него, кукла связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Кукла для ребенка - партнер в общении во всех его проявлениях. Она  помогает перевоплощаться взрослым и учит детей, выступает в роли реального жизненного персонажа. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, "рукой учат голову".

Дети часто не осознают свои психологические проблемы как что-то мешающее им жить. Если ребенок, к примеру, застенчив, то он это вроде бы и не хочет преодолевать и даже пользуется этим, отказываясь общаться со сверстниками. Живет как бы сам по себе. Другое дело, когда он преодолевает эту застенчивость и оказывается, что он с удовольствием общается.

 Cоздание  «живой» куклы и кукольного представления легли в основу одного  из арт-терапевтических методов – метода куклотерапии. Дети учатся быть артистами,  учатся представлению себя через куклу, и через игру корректируют поведение, налаживают отношения с окружающим миром, преодолевают различные болезненные, в том числе и медицинские симптомы. Ребенок начинает чувствовать себя комфортно, обретает внутренний покой, равновесие, так как неприятные явления проходят как бы сами собой. У родителей в совместной  с ребёнком работе по созданию и куклы, и спектакля есть возможность по-иному услышать, увидеть ребёнка, взглянуть со стороны на взаимоотношения с ним. Под предлогом работы над куклой, сценарием спектакля, ролью  дети и родители прорабатывают и переживают ситуации, создающие у них напряжение, страх, прорабатывают как раз те модели поведения, которые оптимальны именно для них.

Наверное, многие родители помнят, как малышам-дошколятам начинающим детсадовскую жизнь  и   6-7 летним первоклашкам бывает сложно адаптироваться к  новому образу жизни - привыкнуть  к новым правилам поведения, режиму дня,  новому месту (детскому саду, школе) и незнакомым людям, взрослым и детям. В период адаптации наш вполне спокойный ребёнок  может стать капризным,  непослушным или  пугливым, подавленным…  В коррекционной работе с детьми в период адаптации, в другие сложные для детей и взрослых периоды жизни,  многие психологи  и педагоги  успешно используют куклотерапию…

 Куклы имеют особое значение  для развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в  особых эмоциональных, нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Игрушка для ребёнка - не только игра, забава. Кукла или мягкая игрушка  может заменить реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому, потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.  Понаблюдайте, как и во что играют  дети. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, разные способы поведения, делится с игрушечным любимцем своими переживаниями, которые пришли из жизни и  прежде всего из семьи. И, здорово, если мама, папа возьмут в руки куклы  и помогут в игре освоить роль доброго, смелого, умного  и заботливого человека. Иногда сама игрушка может подсказать во что, стоит поиграть - сейчас на полках магазинов огромный выбор! Покупая игрушку, подумайте, какую историю может рассказать  вашему малышу уже всем известный герой сказок или мультиков.

Куклотерапия – для взрослых и детей  хорошая возможность искренне выразить свои чувства, рассказать о себе и своих проблемах, возможность изменить к лучшему, укрепить детско-родительские взаимоотношения. Стоит вспомнить традиции, когда родители делали кукол вместе со своими детьми. Совместный процесс творчества не только подарит удивительную куклу, но и подскажет, чему ещё  нужно научиться и родителям и ребёнку, чтобы достичь взаимопонимания. Изготовление куклы  поможет ребёнку развить мелкую моторику руки, речь, фантазию, быстрее овладеть навыками общения, ведь через игрушку малышу  разговаривать и познавать происходящее вокруг легче.

Любимая игрушка может быть использована в импровизированных спектаклях, сюжет которых является для ребенка по-особому значимым, например: медвежонок первый раз отправляется в детский  сад, а  зайчишка к зубному врачу. Кукла может попасть в любую кажущуюся ребёнку страшной историю, которая успешно завершается. Так, по мере развития сюжета, эмоциональное напряжение ребенка, может возрастать и, достигая максимальной выраженности, проявляться в  ярких эмоциональных реакциях (игрушки  смеются, злятся, обижаются, плачут, просят прощения, грустят…), в результате которых  напряжение, тревога спадают.

С помощью игры с куклой ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью, проблемами в общении и порой с очень неприятными психосоматическими симптомами: заикание,  тики, энурез, аллергии.  На куклотерапевтических занятиях дети  сначала разыгрывают небольшие сценки, а потом и спектакли. Но  главная задача — не учить их быть артистами, а помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром. Через некоторое время  дети, подростки или взрослые «артисты» начинают чувствовать себя комфортно, обретают внутреннее равновесие, а  неприятные, беспокоящие реакции исчезают как-будто сами собой.

Больший интерес у детей разных возрастов вызывают куклы, которые являются продолжением тела кукловода (например, куклы перчаточного типа, одеваемые на руку), ребенок легко отождествляет себя с ними. Такие куклы могут быть проекциями ребенка или его родственников, а способ взаимодействия этих кукольных героев поможет по-новому взглянуть на взаимоотношения в семье. Поэтому особенно эффективна куклотерапия, если на  занятия будет собираться вся семья.

        В  куклотерапии используются различные виды кукол: куклы-костюмы (во весь наш рост), куклы - марионетки,  перчаточные куклы, а так же  сейчас очень популярные -     пальчиковые,   они наиболее просты в изготовлении и использовании в домашних мини-спектаклях, даже с совсем маленькими детьми.  Технология работы с куклой  включает в себя: изготовление кукол, сочинение рассказа «от лица» куклы, кукольные спектакли, истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или другим близким взрослым), совместные семейные сказки. Самодельная кукла, надетая на палец или руку –  своеобразный портрет автора, который является и  его продолжением.

Для изготовления самых простых пальчиковых кукол  потребуются следующие материалы: бумага для рисования, карандаши, фломастеры, краски, ластик, клей, ножницы и скотч.  На небольшом прямоугольном листочке, в центре, нарисуйте  маленькую фигурку куклы,  затем  склейте бумагу в виде цилиндра по размеру вашего пальца. Таким несложным образом  можно сделать любого героя для интересного домашнего спектакля.

 Надев получившуюся куколку на палец, придумайте историю, которую она могла бы рассказать о себе. Другие куклы могут задавать вам  вопросы. Помните, что цель сочинения и проигрывания совместных семейных историй – гармонизация отношений в семье.

 Не отказывайте себе и детям в этом мудром удовольствии – играйте в куклы! В любом возрасте!  

                                                 «Игры в сказкотерапии»

Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке?

Сегодня специалисты-психологи все чаще обращаются к сказке, подробно разбирая все ее свойства, ее педагогические, психологические и медитативные возможности. Но суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания.

Что есть сказка? Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время рассказать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15 – 20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок или взрослый может проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.

Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца.

Отчего у ребенка, а то и у взрослого, текут слезы, если ему самому никто «не угрожает», никто его не обижает? Педагогическая коррекция, основанная на работе со сказками, позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также – иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких ему людей. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто не связаны с особой черствостью в его характере. Причины такой его «отдаленности» исходят из отсутствия опыта сопереживания, из-за неумения вслушиваться в слова тех, кто его окружает. Чтение сказок и обсуждение их содержания можно успешно использовать и родителям, неравнодушным к своим детям. Вопросы по содержанию сказок составлены таким образом, чтобы укрепить связи на эмоциональном и вербальном уровне родителей с детьми, дать возможность поговорить о важных и значимых проблемах в принужденной форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей прочитанных сказок.

Сказка полезна для здоровья. Где-то к четырем годам у ребенка начинается активный процесс образного мышления. Дети придумывают новые образы, а их внутренний мир становится интереснее, богаче. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы – так они могут расширить свои фантазии об одном образе, а это, в свою очередь, научит мозг работать над мыслью, развивать ее.

Часто образы у ребят рождаются не только положительные, радостные, но и пугающие. Поэтому одна из основных целей занятий – научить детей преобразовывать отрицательные эмоции в положительные. Спокойный ребенок, чей внутренний мир красив и радостен, – здоровый ребенок. Кроме того, сказки позволяют развивать логическое мышление: выдуманные образы выстраиваются в цепочку и следуют один за другим.

Мы рекомендуем играть с детьми в различные игры на основе сказок. Например, можно поиграть в «Придумай сказку», когда ребенок Вам сочинит свою сказку и Вы ему свою. В сказках, сочиненных детьми, описан отнюдь не реальный мир, а то впечатление, которое он на них производит. Другими словами, через повествование они показывают свое внутреннее состояние, свой духовный мир. Пытаясь описать его, они ищут во внешнем мире аналогии предметов и событий – используют метафору. Именно языком метафор говорит наша психика, а точнее, правое полушарие (которое, кстати, заведует и нашим здоровьем).В правом полушарии мозга «записано» то, что вызывает дискомфорт у ребенка. Специалисты в сказочной форме разговаривают с детьми на «языке» правого полушария, пытаясь не только создать новые образы, но и, тем самым, побуждая мозг обрисовать свои негативные чувства в виде образов. Когда «страшилка» готова, ее изменяют: делают меньше, симпатичнее, придумывают смешные одежки. Так, постепенно, отрицательные эмоции меняются на положительные.

В сказке, придуманной детьми, обязательно есть положительный герой и отрицательный. Образ главного героя зависит от возраста «сказочника»: маленькие зверюшки, феи или герои, подобные им самим. Но в любом возрасте дети одевают героев по своему вкусу, поселяют их в дом, в котором сами хотели бы жить, кормят их своими любимыми лакомствами.Счастливый конец сказке обеспечен. А вместе с ним жизнь детей становится радостнее, что благотворно отражается на здоровье ребят.

Также, после прочтения сказок можно устроить домашний театр, где Ваш маленький артист получит возможность посмотреть все свои любимые сказки, сыграть в них главную роль и даже поставить собственное представление. Ребенок – прирожденный актер. Приглядитесь, как удачно он копирует взрослых, как настойчиво зовет старших товарищей поиграть в доктора или в дочки-матери. Через игру кроха получает знания, осваивает навыки общения, социального поведения, учится самостоятельности и уверенности в себе. Домашний театр – еще один замечательный способ познакомить ребенка с окружающим миром и развить у него такие важные качества и навыки как речь, сенсорное восприятие (в частности, слух), коммуникативные навыки, память, находчивость, воображение, творческие способности.

 Мы рекомендуем играть в игры с песком и рукотворным или природным материалом. Игры с песком и водой буквально как магнит притягивают внимание детей. Стоит увидеть маленькому сорванцу пруд, лужу, тазик с водой, как он непременно направится именно к нему, ничего и никого не замечая вокруг. А сколько подряд часов они могут играть в песочнице или на песчаном пляже? Игры с водой и песком не только очень интересны для детей, но и очень полезны! Например, трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук, а, определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. А сколько сокрыто возможностей для творчества?! Из песка можно создать и куличи, и заборы, и целые замки! Вода в свою очередь дарит ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Для этих игр продаются специальные песочные наборы в очень большом ассортименте. Также можно их сделать самим: из пластиковых бутылок, из баночек от кремов и другой пластиковой тары, отрезав нижнюю часть. Ребенку интересно, когда формочки разные - большие и маленькие, круглые и квадратные, прозрачные и непрозрачные, синие и красные. Для утрамбовывания песка в формочках подойдут лопатки, совочки, обыкновенные палочки и дощечки.

 Объясните, что из песка можно не только строить, но и рисовать на нем палочкой. Попробуйте сначала сами нарисовать знакомого ребенку сказочного героя  и попросите назвать его. Потом попросите, чтобы ребенок уже нарисовал вам что-то, а вы попробуете угадать.

Попробуйте развести песок с водой. А потом посмотрите на что похожи формы, которые образовались. Получаются сказочные ели, собаки, башни. Это отлично разовьет воображение вашего малыша. Придумайте совместную с ребенком сказку или вспомните и проиграйте уже известные сказки. Дети с удовольствием устанавливают изготовленные собственноручно декорации, а затем играют в своих любимых сказочных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми                       «Куклотерапия», к...

План - конспект родительского собрания.Тема:"Домашняя куклотерапия при общении с детьми"

Техника с бумажными и тканевыми «пальчиковыми» куклами про¬ста в исполнении и доступна в домашних условиях. При¬чем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным критерием. Важен сам проце...

Тренинг для педагогов "СКАЗОЧНАЯ КУКЛОТЕРАПИЯ"

В рамках куклотерапии реально воплощаются воображаемые об­разы, что, собственно, многие и называют Волшебством (помните, в замечательном фильме «Формула любви» — «материализация чув­ственных идей»?)....

Сказочная куклотерапия. Куклы - марионетки

Статья о куклах-марионетках,пользе их создания в работе с дошкольниками и их родителями....

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Технология куклотерапии. Отчет по использованию  технологии к...

Сказочная куклотерапия

Куклотерапия – для взрослых и детей хорошая возможность искренне выразить свои чувства, рассказать о себе и своих проблемах, возможность изменить к лучшему, укрепить детско-родительские взаимоот...

Технология куклотерапии. Отчет по использованию технологии куклотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратит...