«Совместная работа педагога и родителей по ФЭМП»
консультация (старшая группа) по теме
Как с помощью палочек Кюизенера помочь детям освоить в занимательной форме азы математики: цвет, форма, величина, более сложноый материал- состав чисел из двух меньших и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_rabota_pedagoga_i_roditeley_po_femp.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс: «Совместная работа педагога и родителей по ФЭМП» Создавая развивающую среду, мы помним, что вся коррекционная работа нашей группы построена на основе требований комплексного подхода и направлена на преодоления не только зрительных, но и психофизических нарушений. Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и воспитанием мыслительных процессов. Малыш постоянно учится объяснять ход выполнения заданий и свои действия. Полученные умения он имеет возможность закреплять и в повседневной жизни, как в детском саду, так и в семье. Учитывая рекомендации Л.И. Плаксиной, что дети с нарушением зрения испытывают затруднения в определении формы, величины, пространственного расположения предметов, используем метод наглядно-действенного показа в сочетании со словесными пояснениями. Указания, пояснения и показ стараемся делать четкими и точными, чтобы вызвать у детей непроизвольный интерес. Особое значение при этом приобретают поиски новых эффективных методов, положительно влияющих на развитие умственной активности. Как заставить читать, считать, заниматься? Наглядность - важный принцип обучения ребенка. Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Ребёнку с нарушением зрительных функций трудно определить форму, цвет, осложнено восприятие величины, пространственного расположения предметов. Дети затрудняются в описании своих практических действий, в умозаключениях. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте вызывают трудности общения с окружающим, а в дальнейшем влекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок-подросток-взрослый». То есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Главной задачей дошкольных учреждений данного типа является подготовка детей с нарушением зрения к обучению в школе путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий Изготавливаем математические пособия, потому что считать лучше какие-то определенные предметы, например цветные кружочки, кубики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут палочки Кюизенера, блоки Дьенеша. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Счетные палочки Х.Кюизенера для детей 3-7 лет представляют собой комплект цветных счетных палочек. С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения соответствия (такое же число обозначает каждая палочка одинакового цвета и длины) и порядка следования чисел: 1,2,3,… В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и размер, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др.
Например, в «семейство красных» входят числа кратные двум, «семейство синих» состоит из чисел кратных трем; числа кратные пяти, образованы оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство». Каждая палочка – это число, выраженное цветом и размером. Игры и упражнения состоят в группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру. Дети строят из палочек лестницы, располагая их на плоскости стола, как в двухмерном пространстве, так и в трехмерном. В этом случае выделяется длина, ширина и высота лесенки. С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре – упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Составление на плоскости или построение лесенки в двух направлениях (подъем и спуск) дает возможность разнообразить упражнения, а ребенку проявить большую самостоятельность в организации игры. Освоив построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к освоению отношений чисел. Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу. Освоение состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Вслед за практическим освоением состава числа, действий сложения и вычитания на цветных палочках, дети начинают осуществлять их в уме (в 5-6 лет). Практическая часть. Игра: «Цветные коврики» Игра «Назови число — найди палочку». Построим матрешке домик А из двух синих палочек постройте крышу. Какой формы получится крыша у дома? (Ответы нескольких детей.) А что еще бывает у дома, кроме стен и крыши? (Окно, дверь, труба.) Возьмите две розовые палочки и сделайте окно, из двух желтых палочек - дверь, из одной красной - трубу. Что идет из трубы? (Дым.) Из каких палочек вы сделаете дым? Сколько возьмете палочек для этого? Какой формы получилось окно, дверь, труба? (Ответы детей.) Можно пригласить матрешку в дом Только как она войдет? Что нужно пристроить к дому, чтобы матрешка вошла в него? (Лестницу) Сделайте лестницу из белой , голубой и желтой палочек. Какого цвета палочки внизу (вверху, посередине)? Поднимитесь с матрешкой по лестнице, называя цвет каждой ступеньки. А теперь спуститесь. Поставьте матрешку на самую длинную палочку-ступеньку (короче, самую короткую). Какого цвета палочка посередине? (Ответы детей) Вот и забор у дома есть. Какие по высоте палочки у забора? А какого они цвета? Сколько палочек понадобилось для ствола, а сколько для ветвей? (Спросить нескольких детей) Нужны дорожки Соедините дома дорожками. Палочки для дорожек возьмите, какие хотите, но чтобы дорожка получилась одного цвета. (Спросить у детей, из каких палочек по размеру и цвету они построили дорожки, сколько их потребовалось) Рекомендуемая литература: |
Дидактические игры в детском саду А.И.Сорокина
Чего на свете не бывает О.М.Дьяченко, Е.А.Агаева Ступени творчества или развивающие игры Б.П.Никитин Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова
Давайте поиграем А.А.Столяр
Математика для дошкольников Т.И.Еофеев
Развитие логического мышления детей Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов
Математика от трех до семи (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов под ред.Л.И.Плаксина Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. – М., 1999.
Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования) / под ред. Л.А. Венгера. – М.,1980.
Фидлер М. Математика уже в детском саду.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников.
Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы.
Кларина Л.М., Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Разноцветные полоски. Играем детском саду, дома и на улице.
Чеплашкина И.Н. и др. Математика это интересно.
Финкельштейн Б.Б., Хвостова Э. «Кростики» (игра с цветными счетными палочками Кюизенера).
Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце…» (набор игр с цветными счетными палочками Кюизенера).
Финкельштейн Б.Б. Волшебные дорожки (Палочками Кюизенера для самых маленьких
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
Мастер-класс по работе с родителями.Практический материал для деловой игры.Фотовыставка как форма работы с родителями....
«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
Мастер-класс по работе с родителями.Практический материал для деловой игры.Фотовыставка как форма работы с родителями....
Развитие связной речи детей в совместной работе педагогов и родителей (конспект театрализованного, познавательного досуга для детей и родителей.
Привлечение детей и родителей к совместной театрализованной деятельности, формирование интереса к русской народной сказке...
консультация для педагогов «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга....
Совместная работа педагогов и родителей по созданию у детей мотивации к занятиям физической культуры и спортом. (Из опыта работы).
Основной целью взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста является: Объединить стремление педагогов, медицинских работников и родителей...
консультация для педагогов: «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
консультация для педагогов...
Семинар-практикум для педагогов « Организация совместной работы педагогов с родителями воспитанников».
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:- актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педа...