РАЗВИВАЮЩИЙ ПРЕДМЕТНЫЙ МИР
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 79» - общеразвивающего вида городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«РАЗВИВАЮЩИЙ ПРЕДМЕТНЫЙ МИР»
Подготовила:
Даминова
Ляйсан Фатисовна, воспитатель.
2014 год
Современный мир насыщен информацией и существенно отличается от того, который был 20 лет назад. Накопление знаний человечеством - это результат постоянного осознания человеком окружающей действительности. Современным детям известно, что такс "пазлы", "скейт", "компьютер", "диск" и т.п. Барби, Робокопы, герои звездных войн, покемоны и прочие потеснили героев Н. Носова, Житкова, С. Михалкова и других детских писателей. Ф.Г.Раневская однажды сказала: "Я или старею и глупею, либо с молодежью что-то не то. Раньше я не знала, что отвечать на их вопросы теперь я даже не понимаю, о чем они спрашивают".Взрослым очень непросто: у них нет опыта воспитания детей такой предметной среде потому, что они сами воспитывались в других условиях. И нередко "старые" приемы воспитания не срабатывают нужно "изобретать" новые. Французский детский психолог Жан Пиаже говорил: "Процессы приобретения знаний тоже могут рассматриваться как источник равновесия между психикой и миром". Значит, взрослым для сохранения равновесия тоже приходится развиваться в предметном мире ребенка, чтобы взаимодействовать с ним. Но ребенок гибче быстрее приспосабливается.
Предметный мир многообразен: это и собственно предметы вещи, и отношения, взаимодействия. Предметный мир, окружающая среда - это то, что влияет на развитие речи, интеллекта, на физическое развитие, обеспечивает усвоение культуры, правил общения, норм взаимодействия, развивает эмоциональную сферу, формирует привязанности.
Семья - это тоже среда. Мы часто не отдаем себе отчета в том сколько вокруг ребенка складывается обучающих ситуаций: как разговариваем в магазине, по телефону, с подругой, как реагируем на болезнь ребенка, на успехи, на чью-то радость и т.п.
И каждый взрослый для посторонних ему детей (на улице, в транспорте, в гостях и т.д.) - тоже предметная развивающая среда. Что могут дети от нас услышать, когда мы снижаем самоконтроль и самокритику? Девочка подходит к гостье и лижет ее платье. На удивленный вопрос женщины четырехлетняя кроха отвечает: "А мама сказала, что у тебя платье безвкусное". Окружающая среда не безлика, а вполне конкретна. И каждый из нас несет свою долю ответственности за происходящее.
Предметный мир становится обучающим только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых - увидеть и подать, преподнести, раскрыть ребенку окружающий мир и научить смотреть, познавать, изучать. Для детей 2-5 лет слово выступает как предмет, они играют словами, как конструктором ("черпалки", "льзя" и многое другое именно поэтому и появляются на свет). Иные родители ограничиваются покупкой уймы игрушек и игр, думая, что этим обеспечили развитие ребенка. Предметный мир должен быть разнообразным, но не перегруженным.А главное - развивающим.
Ребенок должен попробовать свои силы и способности в разных видах деятельности: в пении, танце, рисовании, лепке, игре на каком-либо инструменте, заняться понравившимся видом спорта и т.д. Он должен убирать за собой игрушки, играть, осваивая роли и профессии, чтобы развивать заложенные задатки и способности. Дети с нарушенным развитием в этом отношении нуждаются в повышенном внимании и в большем терпении. И для такого ребенка надо обязательно найти область, компенсирующую неуспехи: пусть медленно соображает, зато быстрее всех бегает, пусть медлительный, зато очень аккуратный и добрый и т.п.
Итак, с одной стороны, родители открывают ребенку мир предметов и отношений, рассказывают о их назначении и смыслах, учат правильному обращению. С другой стороны - дети обращают внимание на такие явления, которых не было в мире детства родителей. И родители тоже должны развиваться, учиться, чтобы сохранить ведущие позиции в воспитании ребенка, быть для него интересными личностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....
«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»
В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Вопрос создан...
Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»
Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развивающих игр В.Воскобовича, с развивающей предметно-пространственной средо
Консультация для родителей "Развивающие игры В.Воскобовича. Использование игр В.Воскобовича для формирования мыслительных операций у детей"". Знакомство родителей с технологиями развива...