« Очень многое мы можем, очень многое умеем »
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: « Очень многое мы можем, очень многое умеем. »
Цель собрания:
-воспитание самостоятельности у детей младшего возраста;
-педагогическое просвещение родителей по теме собрания.
План:
- Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.
- Решение проблемных ситуаций.
- Самостоятельная работа родителей с техниками коуча.
- Дискуссии.
- Подведение итогов встречи.
Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков (перечислить), необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности.
Стихотворение «Я сама
- Давай будем одеваться…
- Я сама! Я сама! –
-Пойдём, будем умываться…
- Я сама! Я сама!
- Ну, идём хоть причешу, я…
- Я сама! Я сама!
- Ну, давай хоть накормлю я…
- Я сама! Я сама! (И.Муравейко)
Нашу встречу хочется начать с вопроса:
- Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?
Я вас попрошу отметить изменения на колесе коуча:
Сначала перечислите основные области , которые мы будем измерять:
засучить рукава, мыть руки с мылом, мыть лицо, пользоваться носовым платком, вытираться полотенцем, правильно пользоваться ложкой, надевать колготы, убирать игрушки на место.
Определите, насколько ваш ребёнок владеет этими навыками по шкале от 1 до 10 ( 1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме-окружности. Единица будет находиться у центра окружности, а десятка – у её края.
Соедините линиями отметки, отображающие вашу оценку ситуации в каждой из этих областей.
Проанализируйте полученный результат. Что за фигура у вас получилась?
- Стал ли он другим за пол год?
- Что нового появилось?
(высказывания родителей)
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.
Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём– то приходилось слышать “Я сам!”
(на экране фотографии детей и слова из стих. И.Муравейка “Я сама!”)
Давай будем одеваться...
Я сама! Я сама!
Пойдём, будем умываться...
Я сама! Я сама!
Ну идём, хоть причешу я...
Я сама! Я сама!
Ну давай хоть покормлю я...
Я сама! Я сама!
В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.
А сейчас давайте разберём ситуацию.
Ситуация для анализа
Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит,“эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:
- Сам, сам, сам!
Мать строго говорит:
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.
Вопросы:
- Правильно ли поступила мама? И почему?
- Бывают ли подобные ситуации у вас?
- Как вы выходите из них?
Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.
- Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?
- Как вы считаете?
- Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?
Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремлением к самостоятельности.
Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Пример: Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: “А я так хотел сам!”
Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.
Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.
Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.
Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
- Сталкивались ли вы с подобными проявлениями?
- Как выходили из таких ситуаций?
Стихотворение “Взрослым” М. Шварц
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире...
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться.
По приказу – умываться,
По приказу – одеваться,
Рано заправлять кровать.
По команде – есть садиться,
По заданию – учиться.
По режиму – спать ложиться,
По будильнику – вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему.
Де – мо – би – лизация!
При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся, что ребёнок не может или не справляется с предложенным заданием. Как действовать в таких ситуациях?
Ситуация для анализа.
Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил своё намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: “Никак не получается!”
Какие действия нужно предпринять взрослым?
Итак, дети стремятся к самостоятельности.
Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем д/о возрасте?
Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши.
Техника коуча Быть Делать Иметь
Быть | Делать | Иметь |
Любящим Ласковым Образованным Воспитанным Заботливым Позитивным Объективным Иметь авторитет у ребёнка Трудолюбивым | Окружить ребёнка любовью и лаской Общаться с ребёнком «на равных», Прививать нормы поведения личным примером Привлекать ребёнка к совместному труду Поддерживать активность и эмоциональный настрой ребёнка | Самостоятельный ребенок |
Обсуждение с родителями
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
- Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, платком, туалетом.
- Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявления.
Заканчивая нашу встречу я бы хотела, чтобы вы оценили , что нового для себя узнали и отобразили это на шкале.
1 10
Дорогие родители! Пусть в ваших семьям всегда будет любовь и взаимопонимание! Любите своих детей!
Список литературы.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедический подход.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-144с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
- Лешли Д. Работа с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Д.Лешли. – М.: Просвещение, 1968.
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Москва. «ВАКО» 2009.
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребёнка 3-4 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
- Интернет – ресурсы.
- Техники коуча: Колесо жизни
Быть Делать Иметь
Шкалирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания на тему: «Очень многое мы можем, очень много умеем!» или «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия с...
Родительское собрание в младшей группе "Очень многое мы можем, очень многое умеем"
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные ...
Родительское собрание во второй младшей группе "Очень многое мы можем, очень многое умеем!"
Родительское собрание...
ИТОГОВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Во 2 младшей группе ТЕМА: “Очень многое мы можем, очень много мы умеем”.
“Очень многое мы можем, очень много мы умеем”...
ИТОГОВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Во 2 младшей группе ТЕМА: “Очень многое мы можем, очень много мы умеем”.
“Очень многое мы можем, очень много мы умеем”....
"Мы уже самостоятельные, или очень многое мы можем, очень многое умеем".
Консультация для родителей....
Работа с родителями "Очень многое умеем"
Конспект родительского собрания во 2 младшей группе«Очень многое мы можем, очень многое умеем!»Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитан...