« Очень многое мы можем, очень многое умеем »
консультация (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: « Очень многое мы можем, очень многое умеем. »
Цель собрания:
-воспитание самостоятельности у детей младшего возраста;
-педагогическое просвещение родителей по теме собрания.
План:
- Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.
- Решение проблемных ситуаций.
- Самостоятельная работа родителей с техниками коуча.
- Дискуссии.
- Подведение итогов встречи.
Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков (перечислить), необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности.
Стихотворение «Я сама
- Давай будем одеваться…
- Я сама! Я сама! –
-Пойдём, будем умываться…
- Я сама! Я сама!
- Ну, идём хоть причешу, я…
- Я сама! Я сама!
- Ну, давай хоть накормлю я…
- Я сама! Я сама! (И.Муравейко)
Нашу встречу хочется начать с вопроса:
- Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка?
Я вас попрошу отметить изменения на колесе коуча:
Сначала перечислите основные области , которые мы будем измерять:
засучить рукава, мыть руки с мылом, мыть лицо, пользоваться носовым платком, вытираться полотенцем, правильно пользоваться ложкой, надевать колготы, убирать игрушки на место.
Определите, насколько ваш ребёнок владеет этими навыками по шкале от 1 до 10 ( 1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме-окружности. Единица будет находиться у центра окружности, а десятка – у её края.
Соедините линиями отметки, отображающие вашу оценку ситуации в каждой из этих областей.
Проанализируйте полученный результат. Что за фигура у вас получилась?
- Стал ли он другим за пол год?
- Что нового появилось?
(высказывания родителей)
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни.
Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём– то приходилось слышать “Я сам!”
(на экране фотографии детей и слова из стих. И.Муравейка “Я сама!”)
Давай будем одеваться...
Я сама! Я сама!
Пойдём, будем умываться...
Я сама! Я сама!
Ну идём, хоть причешу я...
Я сама! Я сама!
Ну давай хоть покормлю я...
Я сама! Я сама!
В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.
А сейчас давайте разберём ситуацию.
Ситуация для анализа
Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит,“эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:
- Сам, сам, сам!
Мать строго говорит:
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.
Вопросы:
- Правильно ли поступила мама? И почему?
- Бывают ли подобные ситуации у вас?
- Как вы выходите из них?
Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.
- Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?
- Как вы считаете?
- Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?
Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремлением к самостоятельности.
Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Пример: Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: “А я так хотел сам!”
Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.
Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.
Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.
Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых), наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
- Сталкивались ли вы с подобными проявлениями?
- Как выходили из таких ситуаций?
Стихотворение “Взрослым” М. Шварц
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире...
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться.
По приказу – умываться,
По приказу – одеваться,
Рано заправлять кровать.
По команде – есть садиться,
По заданию – учиться.
По режиму – спать ложиться,
По будильнику – вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему.
Де – мо – би – лизация!
При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся, что ребёнок не может или не справляется с предложенным заданием. Как действовать в таких ситуациях?
Ситуация для анализа.
Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил своё намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: “Никак не получается!”
Какие действия нужно предпринять взрослым?
Итак, дети стремятся к самостоятельности.
Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем д/о возрасте?
Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши.
Техника коуча Быть Делать Иметь
Быть | Делать | Иметь |
Любящим Ласковым Образованным Воспитанным Заботливым Позитивным Объективным Иметь авторитет у ребёнка Трудолюбивым | Окружить ребёнка любовью и лаской Общаться с ребёнком «на равных», Прививать нормы поведения личным примером Привлекать ребёнка к совместному труду Поддерживать активность и эмоциональный настрой ребёнка | Самостоятельный ребенок |
Обсуждение с родителями
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
- Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать, завязывать шнурки ботинок.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, платком, туалетом.
- Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявления.
Заканчивая нашу встречу я бы хотела, чтобы вы оценили , что нового для себя узнали и отобразили это на шкале.
1 10
Дорогие родители! Пусть в ваших семьям всегда будет любовь и взаимопонимание! Любите своих детей!
Список литературы.
- Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедический подход.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-144с.- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
- Лешли Д. Работа с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Д.Лешли. – М.: Просвещение, 1968.
- Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Москва. «ВАКО» 2009.
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребёнка 3-4 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
- Интернет – ресурсы.
- Техники коуча: Колесо жизни
Быть Делать Иметь
Шкалирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-401249-1391926251.jpg)
Сценарий родительского собрания на тему: «Очень многое мы можем, очень много умеем!» или «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/22/picture-625884-1429685570.jpg)
Родительское собрание в младшей группе "Очень многое мы можем, очень многое умеем"
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-652779-1635682705.jpg)
Родительское собрание во второй младшей группе "Очень многое мы можем, очень многое умеем!"
Родительское собрание...
ИТОГОВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Во 2 младшей группе ТЕМА: “Очень многое мы можем, очень много мы умеем”.
“Очень многое мы можем, очень много мы умеем”...
ИТОГОВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Во 2 младшей группе ТЕМА: “Очень многое мы можем, очень много мы умеем”.
“Очень многое мы можем, очень много мы умеем”....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/10/picture-864724-1481375012.jpg)
"Мы уже самостоятельные, или очень многое мы можем, очень многое умеем".
Консультация для родителей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-1429014-1666172399.jpg)
Работа с родителями "Очень многое умеем"
Конспект родительского собрания во 2 младшей группе«Очень многое мы можем, очень многое умеем!»Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитан...