Музыкальное воспитание детей
консультация по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Детское музыкальное воспитание оказывает самое непосредственное влияние на развитие личности.
Музыкальное воспитание детей
Ещё пару десятилетий назад музыкальное воспитание считалось необходимым, почти каждый ребёнок посещал музыкальную школу. Сегодня же большинство родителей, чувствуя себя обязанными помочь своему ребёнку овладеть практическими знаниями, нанимают репетиторов по английскому и математике, отдают ребёнка в спортивные секции. Это понятно: современная жизнь такова, что искусство вообще и музыка в частности занимают далеко не первое место. Значительно более важной, с точки зрения родителей, является возможность получить профессию, способную в дальнейшем прокормить ребёнка и его семью.
Творческое развитие детей: как было раньше
Поколения, жившие до нас, относились к творческому развитию детей более серьёзно. В дворянских семьях обязательно давали детям музыкальное воспитание, учили пению, игре на музыкальных инструментах, рисованию, танцам. Позже, когда начали работать музыкальные школы, попасть в них мог не каждый ребёнок. Чтобы удостоиться этой чести, следовало сдать вступительный экзамен. По результатам экзамена строгие преподаватели определяли, имеет ли претендент способности к музыке, стоит ли тратить время на его обучение. Родители прикладывали все усилия, чтобы дать детям музыкальное воспитание и образование: это говорило о хорошем вкусе родителей и определяло степень их заботы о детях.
Творческое развитие и развитие личности
Получая навыки игры на музыкальных инструментах, играя каждый день произведения великих композиторов, ребёнок стремится максимально точно передать окружающим те чувства и эмоции, которые испытывал автор. А значит, он привыкает внимательно и бережно относиться к проявлениям человеческих чувств. Впоследствии ребёнок, музыкальному воспитанию которого уделялось должное внимание, становится коммуникабельным, умеет понимать собеседника с полуслова, уважать его чувства.
Значение музыкального воспитания
для формирования характера
Занимаясь детским музыкальным воспитанием, родители делают для своего ребёнка огромное по важности дело. Во-первых, ребёнок приучается к постоянному труду, усидчивости, учится терпению: ведь овладеть нотной грамотой и стать музыкантом - дело нелёгкое. Во-вторых, ежедневное погружение в мир прекрасной классической музыки развивает духовный мир ребёнка, делает его богаче. В-третьих, многие дети, получившие музыкальное воспитание, выбирают музыку своей профессией.
Связь между музыкой и математикой
Такая связь существует, это доказано наукой. Ребёнок, чьим музыкальным воспитанием занимались с раннего детства, чуть позже, примерно в средних классах общеобразовательной школы, начинает удивлять своих родителей блестящими математическими способностями. Это вполне закономерно: именно музыка способствует развитию образного мышления и пространственного воображения, а ведь эти категории необходимы для того, чтобы понять геометрию и алгебру.
Связь между музыкальным воспитанием и поэзией
Не стоит удивляться и тому, что воспитанник музыкальной школы, достигнув возраста 14–15 лет, начинает писать стихи, причём глубоко эмоциональные и тонкие. Всё это - результат усилий музыкальных педагогов. Играя на инструменте, ребёнок постоянно слышал комментарии преподавателя: «В этом месте нужно играть чуть тише, слабее, здесь автор задумывается, грустит. А теперь - громче, отчаяннее, тебя захлёстывает обида, гнев!» В результате таких ежедневных упражнений развиваются не только пальцы ребёнка - развивается его душа, он учится тонко и глубоко чувствовать, сопереживать, а потом и выражать собственные переживания в стихотворной форме.
Связь между музыкальным воспитанием
и правописанием
Не удивляйтесь, такая связь существует! Музыкальное воспитание оказывает огромное влияние на развитие грамотности ребёнка. Чтобы писать без ошибок, мало вызубрить правила русского языка. Не менее важную роль играет пространственное воображение, за развитие которого отвечает и музыка в том числе. Занимаясь игрой на музыкальных инструментах, дети получают, помимо всего прочего, прекрасную тренировку пальцев. А тренированными, сильными пальцами значительно проще писать первые буквы и цифры в первых тетрадях. Игра на музыкальном инструменте выполняет ещё одну важную функцию: развивает и укрепляет координацию слуха и моторики рук. Всё это способствует развитию грамотности и выработке красивого почерка.
Музыка и дисциплина
Влияние музыкального воспитания на формирование характера ребёнка бесспорно. Ребёнок, занимающийся, помимо школьных занятий, ещё и музыкой, привыкает планировать своё время по минутам, и в результате успевает сделать гораздо больше, чем его сверстники, имеющие больше свободного времени. Чаще всего юный музыкант дорожит своим временем: ведь он знает, как оно быстротечно. Такой ребёнок способен вместить в свой обычный день массу занятий: чтение книг, изучение языка, занятия спортом, помощь родителям по дому и т. д. В то же время ребёнок, не занятый ничем, кроме школы, после возвращения домой часто не находит себе места, томится от скуки, его дни проходят впустую, не принося ничего полезного и нового ни разуму, ни душе.
Музыкальное воспитание в детском саду
Занимаясь музыкальным воспитанием в детском саду, педагоги не только проводят с малышами музыкальные занятия, а ещё и учат правильно слушать музыку, определяя на слух музыкальные инструменты, петь несложные песенки под аккомпанемент фортепиано или баяна, различать темп музыки.
Как только ребёнок достигает возраста 5–6 лет, у него появляется новая потребность: производить шумовые звуки. Конечно, и более младшие дети с удовольствием шумят, но в 5–6 лет к этому желанию прибавляется стремление самостоятельно творить, попробовать сыграть на музыкальных инструментах. Это стремление используют воспитатели в процессе музыкального воспитания детей. Воспитанники старшей и подготовительной группы с удовольствием учатся играть на барабанах, маракасах, издают мелодичные звуки при помощи колокольчиков, бубнов и других нехитрых инструментов.
Когда стоит заниматься с малышом музыкой?
Такие занятия практически не ограничиваются возрастом. Ведь всегда можно найти игры, которые будут соответствовать развитию ребёнка и помогут малышу развиваться.
Было доказано, что уже в первые месяцы жизни ребёнок может реагировать на музыку тогда, когда слышит звуки. Он начинает проявлять свою эмоциональность, улыбается и внимательно слушает самые простые песни. Чаще всего, когда малыш слышит мелодичные звуки, то начинает подстраиваться под мелодию и начинает издавать звуки, похожие на гуление. Очень полезно включать приятные мелодии, когда ребёнок ещё находится «под сердцем» у мамы. Да, и не удивляйтесь - дети слушают и даже запоминают подсознательно эти ритмы!
Для занятий с самыми маленькими детками, можно скачать песни из мультфильмов и периодически включать их для прослушивания. С помощью музыки у ребёнка можно развивать фантазию, речь, память. Учите простые песенки, и вы поймаете двух зайцев - будете развивать память и одновременно музыкальные и вокальные способности.
Музыкальные занятия буду доставлять удовольствие и положительные эмоции не только ребёнку, но и родителям. Пойте чаще с ребёнком - даже если ваши вокальные данные не на должной высоте. Научите малыша справляться с комплексами при помощи пения. Многие тренинги по раскрепощению как раз содержат занятия по пению или караоке.
Занятия музыкой в детском саду помогут вашему малышу подготовиться к «серьёзной музыке», хоть такие занятия и носят общий характер. Это массовые занятия, а для профессионального будущего с ребёнком нужно заниматься индивидуально.
Какой же возраст является оптимальным, чтобы занятия музыкой стали для ребёнка уже не просто игрой, а, возможно, профессией в будущем?
Когда отдать малыша в профессиональные руки? Чаще всего музыкальные школы начинают принимать детей не ранее шести лет, в частные педагоги могут взяться заниматься с ребёнком, которому исполнилось пять лет. Но это считается довольно ранним возрастом для профессиональных занятий музыкой. И редко когда педагоги начинают заниматься с совсем маленькими детками по специальным программам раннего развития. В принципе с малышом уже можно начинать занятия, когда он пошёл в детский сад и немного там адаптировался. Но всё ещё зависит от характера ребёнка, его темперамента, от интереса к музыкальному развитию.
Специалисты уверены, что дети, которые начали осваивать музыку в 3-4 года, имеют большое преимущество перед теми детьми, кого родители отдали заниматься музыкой в 6-7 лет, если другие условия были идентичными. Они считают, что это происходит на подсознательном уровне и дети в 3 года воспринимают музыку как родной язык. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок связал свою карьеру с музыкой, при условии, что ему это будет нравиться, то предпочтительным для начала занятий является возраст три-четыре года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»
В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...
Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (музыкальный руководитель Краснослободцева Н.В)
"Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота...
«Использование метода моделирования в музыкальном воспитании детей в разных видах деятельности на основе задач программы музыкального образования детей Э.П. Костиной «Камертон»
консультация музыкального руководителя для воспитателей...
Проект совместной игровой деятельности психолого-оздоровительной направленности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкальный руководитель Михалкинская М.Е., Статья "Особенности музыкального воспитания детей с ЗПР"
Методическая разработка в рамках проектной деятельности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкального руководителя Михалкинской М.Е. ГБДОУ детский сад №6 комбинированного ви...
Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Поэтому музыкаль...
Основные задачи музыкального воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и воспитателей....
ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя Тема: «Музыкальная гостиная, как инновационная форма музыкального воспитания детей в ДОУ»
ОПЫТ РАБОТЫ музыкального руководителя Тема: «Музыкальная гостиная, как инновационная форма музыкального воспитания детей в ДОУ»...