Подготовка детей к школе
консультация (старшая группа) по теме
Характеристика основных аспектов школьной зрелости. Подрбное перечисление знаний и умений, которые должны быть у ребека к 7 годам. Советы по оптимизации и эффектиивности занятий по подготовке ребенка к школе. Тест для родителей "Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_detey_k_shkole.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Учитель – дефектолог
Ветлужских А.В.
В настоящее время под готовностью к школе понимается достижение ребенком такого уровня общего развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям.
В психолого-педагогической литературе проблема готовности к школе рассматривается как достижение ребенком школьной и социальной зрелости.
Школьная зрелость – это такой уровень развития физиологических и психологических систем организма, при котором ребенок может справиться со всеми требованиями школьного обучения. Школьная зрелость определяется физической готовностью ребенка к школе.
Социальная зрелость – это степень готовности ребенка к изменению его места в системе общественных отношений, к принятию положения школьника. Социальная зрелость определяется психологической готовностью к школе.
Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться? Очевидно, это не так. Часто считается, что по достижению 7-летнего возраста этот вопрос решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе. Что значит «не подготовлен?» - удивляются они. А разве не в школе их должны учить читать, писать и вообще заниматься общим развитием? Это не совсем верно. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает сразу говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребенка. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое важное для школы – в игры с правилами.
Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации, в одних он лидирует, в других подчиняется, в третьих осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. Насколько бы не различались индивидуальные темпы развития ребенка, в нем можно выделить периоды особой чувствительности к разным воздействиям мира.
«Проработав» в игре социальные взаимоотношения различного рода, ребенок может высвободить энергию для интеллектуального, познавательного развития, которое происходит более продуктивно, если ребенок не устает от других детей, а общение с учительницей не является отдельной сложной задачей. Но умение играть – это личностная составляющая готовности к школе. Можно выделить и другие, связанные в первую очередь с особенностями и требованиями современного образования.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделить фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений рук и их координации. Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.
Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: «+», «-», «=».
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.)
Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказывание текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени, оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы Ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
- Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
- В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
- Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
- Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
- Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Итак, успехов Вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
ГОТОВЫ ЛИ МЫ ОТДАВАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА В ШКОЛУ?
Тест для родителей
- Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
- Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.
- На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
- Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
- Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
- Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
- Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
- Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
- Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
- Начальная школа, по-моему, редко способна чему-то научить ребенка.
- Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
- Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
- Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
- Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1/ 6/ 11/ | 2/ 7/ 12/ | 3/ 8/ 13/ | 4/ 9/ 14/ | 5/ 10/ |
|
Всего
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение
до 4 баллов – это означает, что у Вас есть основания оптимистично ждать первого сентября – по крайней мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка.
5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Готовность ребе...
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.
Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...
Подготовка детей к школе. Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу
Подготовка детей к школеСоветы психолога для родителей, дети которых идут в школу...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...