Музеи как особая сфера культуры в системе образования.
статья по теме
Преемственность народной художественной культуры в системе образования строится на основе тесного взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей, учреждением культуры: центром детского творчества, музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и т.д. ОУ и специализированное учреждение разрабатывают совместную программу деятельности. При этом в практической pеализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.
Как показала практика, изучение детьми новых дополнительных образовательных программ положительно влияет на рост интереса детей к предметам основной программы, а главное - создаст основу подготовки детей по ряду направлений художественно – прикладной деятельности.
Человек тем более развит, чем богаче круг его потребностей, способностей и умений Необходимо создание таких условий, находясь в которых, у человека будут вырабатываться умения и навыки культурной организации досуги, и которые будут способствовать возникновению духовных потребностей личности
Например, музеи в системе образования образуют особую сферу культуры, в которой основой формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности и объекты природы.
По мнению Е. М. Акулич, музей представляет собой целостную, целенаправленную, адаптивную систему, зарождение которой обусловлено общественными потребностями и соответствующими социальными действиями, направленными на сохранение социальной памяти [1].
Музей - это не только научно-исследовательское и культурно – просветительное учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры. В работе музеев органически сочетаются научные методы, средства художественного выражения, социокультурного воспитания, а музейные предметы выступают непосредственными источниками знаний об истории и культуре общества. При этом огромное значение оказывают музеи на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя чувственное восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzei_kak_osobaya_sfera_kultury_v_sisteme_obrazovaniya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Музеи как особая сфера культуры в системе образования.
Преемственность народной художественной культуры в системе образования строится на основе тесного взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей, учреждением культуры: центром детского творчества, музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и т.д. ОУ и специализированное учреждение разрабатывают совместную программу деятельности. При этом в практической pеализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.
Как показала практика, изучение детьми новых дополнительных образовательных программ положительно влияет на рост интереса детей к предметам основной программы, а главное - создаст основу подготовки детей по ряду направлений художественно – прикладной деятельности.
Человек тем более развит, чем богаче круг его потребностей, способностей и умений Необходимо создание таких условий, находясь в которых, у человека будут вырабатываться умения и навыки культурной организации досуги, и которые будут способствовать возникновению духовных потребностей личности
Например, музеи в системе образования образуют особую сферу культуры, в которой основой формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности и объекты природы.
По мнению Е. М. Акулич, музей представляет собой целостную, целенаправленную, адаптивную систему, зарождение которой обусловлено общественными потребностями и соответствующими социальными действиями, направленными на сохранение социальной памяти [1].
Музей - это не только научно-исследовательское и культурно – просветительное учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры. В работе музеев органически сочетаются научные методы, средства художественного выражения, социокультурного воспитания, а музейные предметы выступают непосредственными источниками знаний об истории и культуре общества. При этом огромное значение оказывают музеи на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу личности, активизируя чувственное восприятие, актуализируя личный опыт и стимулируя ценностное отношение человека к окружающей действительности.
Таким образом, пространство музея в целом, и музейная экспозиция в первую очередь, способствуют расширению «границ» историко- культурного сознания человека, его нравственной памяти и эстетического вкуса, формируя, в конечном счете, социально – культурное содержание и потенциал личности.
Задачей современного музея становится выявление и распространение социально-культурных технологий и норм, способствующих активному использованию достижений духовной культуры во всех сферах жизнедеятельности населения.
Музейная педагогика - это область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды
Действия человека по сохранению социокультурного наследства постепенно приобретают статус привычных.
Функциональный анализ деятельности музея позволяет определить его общественное назначение, место в системе науки, культуры и образования. В исследовании выделены и проанализированы следующие социальные функции музея:
- хранительная - сохранение культурно-исторического наследия;
- информационная - передача и получение, приращение новых знаний;
- регулятивная - регулирует отношения в обществе;
- интегративная - способствует социальной сплоченности,
ответственности , социальной взаимозависимости;
- коммуникативная - предполагает общение и .личностное взаимодействие;
- организации досуга;
- социализирующая и культурно – образовательная.
Музей но отношению к культуре играет двоякую роль: во-первых, сохраняет культуру и помогает человеку усвоить ее стандартные образцы, с другой - музей сам является одним из элементов культуры, имеющий свои особенности, динамику, направленность и тенденции развитие.
Оригинальная теория культурно-исторического процесса разработана П. А. Сорокиным [2]. По П.А. Сорокину, культура общества всегда включает в себя наряду с целостными системами значений и ценностей не интегрированные культурные комплексы и феномены, не согласующиеся в се основных системах
Музей изначально в своей практической деятельности ориентирован на идеалистическую культуру, ибо любая « музейная вещь» - есть сплав чувственного и сверхчувственного, материального и духовного.
Культура - социальное явление, а это означает, что она входит в социокультурную область деятельности людей, охватывающей все ее сферы. В этом прикладное значение дифференциации традиционно-бытовой культуры, ярко представленной в музее.
Музей должен стать центром общественной деятельности, направленной на трансляцию культуры, возрождение традиций.
Содержание культурно-образовательной деятельности выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой образования.
В задачи музея входит: организация выставок декоративно-прикладного искусства, участие в выставках округа или города, проводить мастер - классы. В музее проходят тематические выставки, экскурсии, проводятся семинары. Знания, полученные по видам прикладного искусства, воспитывает культурно-эстетическое отношение к народным традициям художественных промыслов и являются базой для выбора будущей профессии.
Из вышеизложенного следует, что необходимы организационно-педагогические условия:
• реализация педагогического потенциала ОУ и учреждений дополнительного образования;
- создание в педагогическом процессе особенной творческой среды;
- приобщение детей к национальной культуре, к признанию и уважению культур народов совместного проживания в многонациональном государстве и принятию мировых культурных ценностей;
- учет возрастных и индивидуально - личностных особенностей детей;
- добровольный выбор различных средств и форм социально-культурной деятельности.
Итак, организация работы с детьми в условиях взаимодействия ОУ и учреждения дополнительного образования представляет собой целенаправленный педагогический процесс с использованием культуросозидающего потенциала в условиях современной мировой цивилизации.
Литература
- Акулич Е. М. Музей как социальный институт: Дисс. доктора социолог. наук, Е. М. Акулич. - Тюмень. 2004 - 409 с.
- Сорокин П. А. Социологические теории современности / П.А. Сорокин. - М.: Наука, 1992.-31с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей группы "Особый ребёнок" через элементы системы Марии Монтессори".
В статье отражён опыт моей работы в группе"Особый ребёнок".Раскрывается значение использования элементов Марии Монтессори в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно их социализация...
Педсовет по теме"Обновление системы образования ДОУ" Федеральные Государственные Требования программы дошкольного образования.
Доклад на тему:" Федеральные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
Музеи как особая сфера культуры в системе образования.
Как показала практика, изучение детьми новых дополнительных образовательных программ положительно влияет на рост интереса детей к предметам основной программы, а главное - создаст основу подгото...
Приобщение к русской народной культуре в системе народного образования
Данная статья посвящена знакомству детей с русским народным творчеством. В ней рассмотрены следующие вопросы:Ценность использования народного творчества в развитии ребенкаСредства и механизмы при...
Роль физической культуры в системе современного образования
Роль физической культуры в системе современного образования...
Доклад «Роль физической культуры в системе современного образования»
Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы дошкольник вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и на то, чтобы он был д...
Семья особого ребенка: характеристики семейной системы
Семья особого ребенка: характеристики семейной системы...