Как готовить и проводить родительские собрания в ДОУ
консультация по теме

Потриденная Ольга Владимировна

Материал будет полезен воспитателям детских садов при организации работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_roditelskie_sobraniya.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Родительские собрания:

  • могут быть организационными (обсуждение задач на новый учебный год), тематическими (посвящены актуальным проблемам воспитания, обучения и развития ребенка-дошкольника) или итоговыми (подведение итогов, результатов образовательной работы за год).

Основные цели родительских собраний:

  • повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;
  • привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, развития, воспитания и обучения детей (выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей в ДОУ и семье);
  • содействовать сплочению родительского коллектива; вовлечению их в жизнедеятельность детского сада;
  • пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к ребенку.

Задачи:

  • помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка дошкольного возраста и учитывать это в общении;
  • осознать свою позицию в общении с детьми в семейном воспитании;
  • научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, темперамента, стиля поведения;
  • овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
  • выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, активизировать коммуникации в семье.

Особенности организации и проведения:

  • организуется и проходит не реже одного раза в квартал;
  • максимальная продолжительность: 1-1,5 ч. (с участием детей – не более 20 мин.);
  • в начале учебного года на организационном собрании с родителями согласуется день недели, время и примерная тематика встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию); утверждается план совместной работы на год;
  • тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем;
  • проходит с равной активностью родителей и педагогов;
  • основным методом проведения собрания должен стать диалог (дает возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения);
  • участие родителей оговаривается, разрабатывается «сценарий» взаимодействия с ними;
  • ведущий собрания должен владеть техникой обмена  мнениями и примирения полярных точек зрения;
  • решение, к которому приходит родительское собрание - равноправный договор организаторов и родителей (предполагает анализ выполнения!!!);
  • итоги родительского собрания обсуждаются в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.

Подготовка:

  • Выбор темы (учет образовательного запроса родителей; целевых ориентиров жизнедеятельности группы; закономерностей развития личности дошкольника; особенностей протекания процессов воспитания, обучения и развития; стратегии построения и совершенствования взаимоотношений ДОУ и семьи).
  • Определение целей родительского собрания (целеполагание связано с выбором темы и вопросов для обсуждения – почему именно эту проблему в данный момент надо обсудить с родителями).
  • Изучение литературы по рассматриваемой проблеме (глубокое и детальное рассмотрение вопросов).
  • Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания (назначаются ответственные за разработку «сценария», оформление выставок, плакатов, газет на тему собрания; подготовку приглашений и др.)
  • Проведение микроисследования в среде детей и родителей (необходимо для получения дополнительной информации о характере той или иной проблемы, возможных путях и способах их решения; используются экспресс-методики: беседы родителями и детьми, анкеты, тесты, опросники с небольшим количеством вопросов и заданий и др.).
  • Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников (организационное, тематическое, итоговое; «классическое» собрание – донесение информации до родителей, педагогическая мастерская, тренинг, круглый стол, вечер вопросов и ответов и др.)       
  • Приглашение родителей и других участников собрания:
  • коллективное приглашение в виде интересного объявления – за 2-3 недели до проведения (указываются тема, вопросы, которые будут рассматриваться, с предложением дополнить это ряд; форма собрания, место, время проведения; предлагаются небольшие задания родителям и литература для изучения);
  • индивидуальные приглашения – за неделю до собрания (в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания, «приглашения-секреты», в оформлении которых принимают участие дети).  
  • Разработка решения собрания, памяток или рекомендаций родителям (решение – обязательный элемент родительского собрания; может  иметь не только «классическую» форму – в виде перечня планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций и памяток родителям (краткость, целесообразность).
  • Оформление и оборудование места проведения собрания (выставка, зрительный ряд, таблицы, схемы и др.)

Методы активизации и обогащения опыта родителей

 на родительских собраниях. 

(Е.П. Арнаутова. Педагог и семья. М., 2000.)

  • Дискуссионные вопросы и обсуждение нескольких точек зрения на проблему.
  • Обмен мнениями между родителями по поводу детских высказываний о чем-либо, рисунков на заданную тему, других результатов продуктивной деятельности.
  • Решение проблемных задач семейного воспитания.
  • Обращение к опыту семейного воспитания родителей.
  • Использование примеров из литературы: детской, художественной, научно-популярной и пр.
  • Анализ педагогических ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком, мотивов детского поведения в них.
  • Целевые наблюдения за детьми в деятельности с фрагментарным вовлечением родителей в эту деятельность.
  • Непосредственное практическое взаимодействие родителя с ребенком в различных детских деятельностях (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, двигательной и пр.)
  • Самотестирование родителями собственного опыта семейного воспитания.
  • Игровое моделирование и ролевое проигрывание способов родительского поведения.
  • Тренинговые задания с элементами игровых действий, учебных по смыслу.
  • Элементы артметодов общения (совместные танцы родителей и детей, рисуночные методики, театрально-игровое взаимодействие).

Примерная форма протокола родительского собрания.

Протокол N...  родительского собрания группы _____________________

от «    »_____________2011_______года.
Тема:_______________________________________________________
        
Присутствовало: ....... человек.
Отсутствовало: ........ человек.

Приглашенные: (Ф.И.О., должность).

Повестка родительского собрания:
1. ...
2. ...

1. По первому вопросу слушали: (Ф.И.О., должность). Она (он) ……………. (краткое изложение главной мысли выступающего).
 Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать свое мнение, предложения, замечания, вопросы и т. п.
(В протоколе секретарь конкретно указывает, кто (Ф.И.О.) и какие мысли высказывал, предлагал, выражая несогласие и по какому вопросу.)

Принятие решения путем голосования.
За - ... человек, против - ... человек (конкретно Ф.И.О. родителя)

Постановили: принять единогласно (принять большинством голосов, не принять).

2. По второму вопросу слушали: ... (аналогично по всем вопросам  повестки).

Решение собрания:
1. _______________________________Ответственный_________ (Ф.И.О.).

Срок исполнения.________________________________________________

2.________________________________Ответственный_________ (Ф.И.О.).

Срок исполнения._________________________________________________

3.________________________________Ответственный__________(Ф.И.О.).

Срок исполнения._________________________________________________

Председатель:_______________(подпись)________________(расшифровка). Секретарь:__________________(подпись) _______________(расшифровка).

Примечания:

  1. Воспитатели не имеют права навязывать свое мнение родителям. Идет совместное обсуждение вопросов повестки.
  2. На собрании следует обсуждать и решать, в первую очередь, педагогические вопросы, касающиеся вопросов воспитания, обучения и развития детей.
  3. Результаты педагогической диагностики на общее обсуждение не выносятся. Родители (законные представители) могут ознакомиться с ними только в индивидуальном порядке (конфиденциально).
  4. Решения принимаются по каждому вопросу отдельно, путем голосования.
  5. Формулировка решения должна быть четкая, конкретная, с указанием сроков исполнения и ответственных.
  6. Протокол родительского собрания является документом, входящим в номенклатуру дел ДОУ, оформляется своевременно (в течение 3 дней).
  7. Ответственность за своевременное заполнение и правильное  оформление протоколов родительских собраний несут:
          • за общие родительские собрания – заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель ДОУ;
          • за групповые родительские собрания – воспитатели.
  8. К протоколу родительских собраний прилагаются тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других работников ДОУ, которые принимали в них участие.
  9. Отсутствующие на собрании родители знакомятся с решением родительского собрания через объявление в  родительском уголке или индивидуально.

20.09.11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как проводить родительское собрание

В консультации описана методика проведения родительского собрания в детском саду, дана пошаговая инструкции по подготовке и проведению собрания....

Родительское собрание «Новогоднее приключение снеговика».(проводится в игровой форме с последующим выполнением практического задания)

Родительское собрание проводится с родителями и детьми совместно.Родители знакомятся с различными, доступными  формами работы с детьми....

"Как проводить родительское собрание"

Консультация для воспитателей "Как проводить родительское собрание"...

Родительское собрание первая младшая группа нравственное воспитание (проводится в виде устного журнала)

Игра - приветствие. Представить себя двустишием, начинаюшIимся со слов <<Меня зовут...)...

Нужны ли родительские собрания в детском саду? В какой форме их лучше проводить?

Консультация на тему:"Нужны ли родительские собрания в детском саду? В какой форме их лучше проводить?"...

Консультация для воспитателей на тему: «Как проводить родительское собрание в детском саду»

Консультация для воспитателейна тему: «Как проводить родительское собрание в детском саду»...

Консультация для воспитателей на тему: «Как проводить родительское собрание в детском саду»

Родительское собрание в детском саду проводится 4-5 раз в году. Первое родительское собрание проводится в сентябре, когда дети переходят в следующую группу. На нем избирается родительский комитет, кот...