Консультация "Непослушные соноры"
консультация (подготовительная группа) по теме

Консультация предназначена для родителей. В данной консультации содержится материал необходимый для формирования правильного артикуляционного уклада   звуков [л]  [л'] ; [р]  [р'].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neposlushnye_sonory.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

К сонорным звуком относятся Л, ЛЬ, Р, РЬ. В норме звук Л появляется к 5 годам, а звук Р к 5-6 годам.

Правильная артикуляция звука Л

Губы ориентированы на следующий за Л гласный. Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка в положении гласного Ы (приподнят) и отодвинут назад, средняя часть опущена. Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха (иногда с одной стороны). Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При мягком ЛЬ задняя часть языка опущена, а кончик и передняя часть спинки языка касаются значительно большей своей площадью верхних зубов и альвеол.

Виды нарушений звуков Л и ЛЬ

Недостатки артикуляции звука Л (твёрдого и мягкого) называются ламбдацизмом.

  1. Полусмягчённое Л, передняя часть спинки языка приподнята, корень опущен.
  2. Полное отсутствие звука Л твёрдого («ампа» - лампа; «обака» - облака).
  3. Межзубное произношение – кончик языка высовывается между зубами.
  4. Губно-губное – отсутствие смычки языка с зубами.
  5. Носовое – мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается до мягкого нёба, воздух уходит в нос, слышится гнусавый звук, очень неприятный.

Звук ЛЬ мягкий, как правило, не имеет неправильного артикуляционного уклада, но часто замещается звуком i (йот). В онтогенезе речи мягкий ЛЬ усваивается ребёнком одним из первых согласных.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л

Месим тесто

1.Улыбнуться

2.Немного приоткрыть рот

3.Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…»

4.Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

 Вкусное варенье

1.Слегка приоткрыть рот

2.Улыбнуться

3.Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть  должна быть неподвижна).

 

 Пароход гудит

1.Губы в улыбке

2.Рот приоткрыт

3.Длительно произнести звук «ы-ы-ы».

 

 Индюки болтают

1.Приоткрыть рот

2.Положить язык на верхнюю губу

3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».

 

 Качели

1.Улыбнуться

2.Приоткрыть рот, показать зубы

3.Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет)

4.Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение.

Правильная артикуляция звуков Р и РЬ

Положение губ, углов ерта и расстояние между резцами зависит от следующего гласного. Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха, поступающего из гортани в ротовую полость. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Струя выдыхаемого воздуха сильная.

Мягкий звук РЬ отличается по артикуляции от парного твердого звука Р дополнительным подъемом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.

 

Виды нарушений звуков Р и РЬ

Искажение артикуляции звука Р или его пропуск называется ротацизмом.

   Различают следующие виды ротацизма:

  1. Горловое Р (картавость) – наиболее распространённое нарушение, язык оттянут назад и своей корневой частью сближается с мягким нёбом. Имеет два варианта:

- велярное Р – если Р образованно вибрацией мягкого нёба;

- увулярное Р – вибрирует маленький язычок.

  1. Доральное Р. Передний край языка опущен, вибрация образуется спинкой языка, которая ударяется в переднюю часть нёба или альвеолы. Вместе с языком дрожит вся  нижняя челюсть. Слышен грубый рокот.
  2. Боковое Р. Переднеязычная вибрация заменяется отрывом бокового края языка (обычно с одной стороны) от верхних коренных зубов. В образовавшуюся щель прорывается выдыхаемый воздух. Слышится неприятный хлюпающий звук.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р

Чистим зубки

 1.Улыбнуться

 2.Приоткрыть рот

3.Кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  поочередно верхние и нижние зубки

    Маляр

 1.Губы в улыбке

 2.Приоткрыть рот

  3.Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая  движения языком вперед-назад

 

 Кто дальше загонит мяч?

1.Улыбнуться

2.Положить широкий язык на нижнюю губу

3.Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола

 

 Вкусное варенье

1.Слегка приоткрыть рот

2.Улыбнуться

3.Широким языком облизать верхнюю губу                      (нижняя челюсть  должна быть неподвижна).

 

 Индюк

1.Приоткрыть рот

2.Положить язык на верхнюю губу

3.Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл»

 Барабанщик

1.Улыбнуться

2.Открыть рот

3.Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно

убыстрять  темп). Нижняя челюсть неподвижна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей ДИП "Сонор"

Психологи и педагоги отводят игре детей дошкольного возраста значительную роль в процессе формирования личности....

Дифференциация соноров у детей с дислалией

Методическая разработка рекомендована для занятий с детьми группы НПОЗ...

Артикуляционные упражнения на постановку звуков: шипящих, свистящих, соноров.

Комплексы артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к воспроизведению:- шипящих;- свистящих;- соноров....

«Сонор» оонньууну оскуолаҕа киириэн иннинээҕи саастаах оҕолорго үѳрэтии программата

Быһаарыы сурукХас биирдии оҕо оскуолаҕа киирэригэр билиилээх – көрүүлээх, тобуллаҕас толкуйдаах, тыла – өһө сайдыбыт, хомоҕой тыллаах буолара ирдэнэр.«Сонор» оонньуу ис хоһооно уонна үѳрэтии ньымалара...

постановка соноров

презентация по постановке сонорных звуков. подходит, как памятка, для молодых специалистов ДОУ....

Сонор оонньуу

Сонор оонньуу нөҥүө оҕо толкуйдуур өйүн сайыннарыы...

Кружковая работа ДИП Сонор

laquo;Сонор» оонньуу ис хоhооно уонна уорэтии ньымалара о5о ойун кыра саа4ыттан сайыннарыыга, билиини-корууну биэрэргэ дьо5уру, сатабылы сайыннарыыга комоло4ор. Кырачааннар уопсай сайдыыл...