Природа и трудовое воспитание
консультация по теме

Дошкольный возраст - благодатная и ответственная пора, когда перед ребенком открывается во всем своем многообразии удивительный мир окружающей действительности. Благодаря игре, трудовой деятельности, обучению дошкольник проникает в суть предметов и явлений природы, общественной жизни и осваивает этот мир в действительной форме. Именно в этот период закладываются основы характера человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_i_trudovoe_obuchenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Природа и трудовое воспитание

Дошкольный возраст - благодатная и ответственная пора, когда перед ребенком открывается во всем своем многообразии удивительный мир окружающей действительности. Благодаря игре, трудовой деятельности, обучению дошкольник проникает в суть предметов и явлений природы, общественной жизни и осваивает этот мир в действительной форме. Именно в этот период закладываются основы характера человека.
Известно, у 
каждого здорового дошкольника появляется потребность в деятельности. Познавая окружающий мир, он стремится действовать в этом мире. Естественная потребность ребенка в деятельности является прекрасной предпосылкой для воспитания личности, для формирования у него высоконравственных качеств. Все виды деятельности, в которые вступает малыш (бытовая, игровая, учебная и трудовая, эмоциональное общение), выполняет важную функцию в формировании личности.
Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе - одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды. Понимая всю значимость этого для всестороннего развития, формирования личности ребенка, мы серьезное внимание уделяем организации работы детей всех возрастных групп в уголке природы. Цель- привитие всем детям интереса к труду, воспитание ответственного отношения к своим обязанностям. Радостно видеть, как менялось отношение детей к труду. У большинства из них появляется интерес и ответственное отношение к делу, все дети становятся инициативными.
Любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает ее, как умеет и любит трудиться в природе, стремится к ее улучшению, к бережному отношению.
Ребенок от природы склонен к подражательности, его все интересует и привлекает. Он видит, как трудятся взрослые. Вначале его главным образом привлекают чисто внешние стороны, и он их (а затем и свои наблюдения, интерес к труду взрослых) переносит в игру, изобразительную деятельность, в повседневную жизнь Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Родная природа представляет собой широкий простор для наблюдений и труда детей, для обогащения их знаний и представлений. В процессе выращивания растения, ухода за животными перед ребенком постоянно возникают простые и сложные задачи, которые малышу приходится решать. Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Особенно важно вызвать у дошкольника эмоционально-положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого является систематический, последовательно усложняющийся труд детей по выращиванию на участке детского сада и в уголке природы, по уходу за животными. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, насекомыми, ребенок учится заботливому и бережному отношению к ним, узнает много интересного об их жизни (повадках, питании, условиях обитания). Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к нему воспитывает в детях доброту. Природа - это и первый эстетический воспитатель ребенка. Трудясь в природе, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Уход за цветущими растениями, посадками кустов и деревьев дает детям ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. Родная природа представляет собой широкий простор для наблюдений и труда детей, для обогащения их знаний и представлений. В процессе выращивания растения, ухода за животными перед ребенком постоянно возникают простые и сложные задачи, которые малышу приходится решать. Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Особенно важно вызвать у дошкольника эмоционально-положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого является систематический, последовательно усложняющийся труд детей по выращиванию на участке детского сада и в уголке природы, по уходу за животными. Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, насекомыми, ребенок учится заботливому и бережному отношению к ним, узнает много интересного об их жизни (повадках, питании, условиях обитания). Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к нему воспитывает в детях доброту. Природа - это и первый эстетический воспитатель ребенка. Трудясь в природе, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Уход за цветущими растениями, посадками кустов и деревьев дает детям ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, осенней листве, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя.
Разнообразный труд в природе оказывает благотворное влияние и на общее физическое состояние ребенка. Окраска листьев и цветов, их аромат, шелест листьев и пение птиц не только приятно действуют на наше зрение, обоняние и слух, но и тонизируют нервную систему, что благотворно сказывается на жизнедеятельности всего организма. Труд на огороде и в цветнике развивает мышцы ребенка и укрепляет его нервную систему. Труд в природе разнообразен по содержанию и эпизодичен по времени выполнения. В нем много новизны и эмоциональности. Однообразный и повторяющийся изо дня в день труд требует от ребят большого терпения. Естественно, что дети охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер. Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Рассматривая , обследуя почву, растения, наблюдая за поведением животных, дети выделяют такие их признаки, повадки, которые важны для выполнения предстоящего трудового действия. Умение анализировать свойства почвы, растений позволяет правильно регулировать затрату физических усилий, выбирать соответствующие орудия труда, вырабатывать определенные умения координировать свои движения. Например, при прополке умение отличать внешние признаки культурных растений от внешних признаков сорняков позволяет выработать правильный захват сорняков рукой.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Например, дети узнают о том, что влага- источник питания, она поддерживает растения в определенном жизненно активном состоянии. Дети начинают понимать зависимость организма от среды, последовательность роста и растений (появление всходов,  цветение, плодоношение), в процессе труда устанавливают закономерности и связи (последовательные, временные, причинные), существующие в жизни природы. Это способствует формированию элементов материалистического миропонимания. Дети подводятся и к основному выводу: человек, зная потребности живых организмов, может влиять на их рост и развитие, т.е. они узнают о роли человека в управлении природой. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им радость. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней. Любить природу-это значит воссоздавать и преумножать богатство нашей Родины, бережно относится к живому, к результатам труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие » направление «Трудовое воспитание» Тема: «Труд в уголке природы»

Труд в природе связан с расширением кругозора детей,получением доступных знаний ,например о почве,трудовых процессах,орудиях труда.На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждаетсяв потребностя...

Конспект занятия по эколого-трудовому воспитанию в старшей группе *Обитатели нашего уголка природы*

Цель:Уточнить виды растений,которые имеются в уголке природы,формировать представление о растениях-живые существа,систематизировать знания детей об уходе за ними и их последовательности.Приспособленно...

Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию дошкольников «Труд детей в природе»

В своей работе делюсь своим опытом по трудовому воспитанию: "Труд  детей в природе"....

План по самообразованию педагога дошкольного воспитания на тему«Трудовое воспитание детей в природе».

Мой план по самообразованию надеюсь поможет педагогам для составления своего плана и облегчит работу в этом направлении....

Консультация для воспитателей "Трудовая деятельность детей в природе - ведущее средство трудового воспитания."

Трудовая деятельность детей в природе - ведущее средство трудового воспитания....

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

"Трудовая деятельность детей в природе - ведущее средство трудового воспитания"

В наше время стал более актуален вопрос экологического воспитания детей. Ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада. Это ...