Консультация для родителей "Воспитание умников и умниц"
консультация (младшая, средняя группа) по теме
Материал из цикла педагогико-просветительской работы с родителями на тему "Развитие мыслительных способностей детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Свое обращение я начну с утверждения, которое мы с вами примем a priori, что каждый ребенок – уникален, каждый ребенок – одаренная личность. Индивидуальны также и темпы развития отдельно взятого малыша. Ранние проявления одарённости ещё не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления. Было бы чудесно иметь набор тестов для определения области одаренности ребенка, как это было описано в научно-фантастической литературе. Однако, трудно решить, что же делать, если выяснится, что ребенок – будущий гениальный выращиватель хомячков. Скорее, эти данные полезны для психологов. Наша с вами задача формулируется без ограничения общности: воспитание высокоинтеллектуальной личности,
развитие мыслительного аппарата ребенка, раскрытие творческого потенциала с целью выявления в дальнейшем одаренности в различных областях.
Вообще, трудно достаточно четко определить критерии одаренности ребенка. Скорее, здесь нужно руководствоваться некими косвенными характеристиками, как то:
- ярко выраженные на общем фоне интеллектуальные способности, творческое начало.
- наличие у детей преобладающей потребности в познавательной деятельности.
- положительный психоэмоциональный фон от процесса получения нового знания и от его результатов.
Задача педагогов и родителей состоит в воспитании личности, находящейся в постоянном творческом поиске, имеющей свой, иногда противоречивый взгляд на окружающий мир. Одним из самых важных аспектов в развитии ребенка как личности, для дальнейшего успешного обучения является развитие логического мышления.
Что же такое – логическое мышление? Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия, соединяя их в цепочку при помощи связующих логических умозаключений.
Необходимость логического мышления в повседневной жизни – неоспорима. Секрет многих удачливых людей кроется не в образовании, не в финансовых возможностях и обширных связях, а в умении анализировать, систематизировать поток информации, учитывать множество посторонних факторов и делать правильные выводы. В основе всех изобретений лежит способность к логическому мышлению, подкрепленная активной познавательной деятельностью и живым творческим воображением, что и входит в понятие одаренности. Эйнштейн на вопрос об отличии гениального человека от обычного ответил так: «если обычный человек будет искать иголку в стоге сена, то он, найдя ее, прекратит все поиски, а гениальный человек будет продолжать искать и вторую иголку, и третью, и даже четвертую и пятую». Таким образом, логическое мышление – основа гениальности.
Почему же абсолютное большинство людей мыслит стандартно? Ответ на этот вопрос кроется в системе образования, где превалирует шаблонный тип преподавания новых знаний по принципу: «вот задача, а вот так нужно ее решать. Делай так и получи, условно говоря, «награду». Другими словами, педагог учит ребенка: «Думай, как я», что является непростительной ошибкой. Если же копнуть поглубже, то истоки стереотипизации мышления лежат в еще более раннем возрасте в семье. Зачастую родители дают готовый ответ на вопрос ребенку едва ли не прежде, чем он успевает его задать. Напротив, необходимо как можно чаще создавать для ребенка ситуации, в которых он может сам попытаться добыть новое знание, установить новые взаимосвязи и сделать соответствующие выводы при минимальном участии взрослых. Целесообразно давать детям информацию дефинитного плана, вводить понятия, а уж способы применения, образ действия с предметом и его взаимосвязи предложить для самостоятельного исследования, тем более не пытаться алгоритмизировать его действия.
Игр и приемов работы с детьми очень много, перечислять их все достаточно трудоемко, но есть несколько универсальных советов.
- Постарайтесь всегда отвечать на вопрос ребенка вопросом «А ты как думаешь?». Даже на простейшие вопросы типа: «А что сегодня на ужин?» ребенок может ответить себе сам, если вы поможете ему наводящими вопросами «Что мы купили в магазине?», «Что обычно едим на ужин?», «Что мама достала из холодильника?» и т.п. Резюме: «Вот видишь, ты сам нашел ответ, немного подумав!». Установка на самостоятельный поиск ответов с применением приемов логического мышления.
- Чаще играйте с ребенком в игру «Закончи предложение». Например, «Давай посидим на скамеечке, потому что…», «Рыбы не ходят, потому что…», «Если бы ты умел летать, то…». Последнее предложение к тому же позволяет развивать воображение.
- Игра «Чем похожи?». Поиск аналогий у различных предметов. Например, собака и стол (4 ноги), аквариум и чашка, аквариум и арбуз (форма и первая буква), аквариум и лес (наличие флоры и фауны). Нужно быть готовым к тому, что ребенок найдет свой признак, неочевидный вам, но вы должны его принять и выслушать доказательство.
- Научите ребенка основам системного анализа, это поможет осознать взаимосвязи между предметами окружающего мира.
Подсистема | Система | Надсистема |
Лапки, глаза, кровь | Лягушка | Болото, животные |
Колеса, руль, сиденья и т.д. | Автобус | Транспорт |
Любой предмет может быть рассмотрен в данном контексте, и детям очень нравится «разбирать предмет на части» и находить объекты, куда можно «вставить предмет».
- Развивайте фантазию и воображение ребенка с помощью художественного творчества, сочинения сказок, продолжения начатых сказок, изменения сюжета известной сказки и т.д. кстати сказать, это та черта, которую необходимо развивать как можно раньше. Очень тяжело подвигнуть детей старшего дошкольного возраста к фантазированию.
В общем, необходимо всегда быть готовым на нетрадиционный вопрос и необычный ответ. Будьте креативны и мотивируйте ребенка на мыслительный процесс любыми способами. Поверьте, это окупится в школьной, да и дальнейшей деятельности. Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"
Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...
Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"
Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....
Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».
Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....
Умники и умницы.
Сценарий познавательно-математического конкурса для подготовительной группы....
игра "Умники и умницы"
Развитие познавательной и речевой активности осуществляется в различных видах деятельности и непосредственно через игру.В старшем дошкольном возрасте использую интересные и доступные интел...
Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"
Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...
Олимпиада "Умники и умницы"
Материал для проведения олимпиады "Умники и умницы" в старшей и подготовительной группах детского сада....